С-12 представляет собой российский одномоторный учебно-тренировочный самолет. Он был создан весной 1913 года Русским Балтийским вагоностроительным заводом под руководством главного инженера авиастроительного подразделения Игоря Сикорского. Первый полет самолет С-12 совершил в 1913 году.
Рассмотрим более подробно учебно-тренировочный самолет С-12, его историю создания, особенности конструкции, летно-технические характеристики и эксплуатацию.
История создания
Это был облегченный вариант самолета С-11, построенный по предложению летчика Г.В.Янковского как тренировочный, меньших размеров с двигателем «Gnome» (80 л.с.), отличавшийся от прообраза, кроме того, конструкцией «кабана», наличием дополнительной пары растяжек и элеронами обычного типа на крыле. В остальном конструкция повторяла самолет С-11.
Этот элегантный моноплан, получивший наименование С-12 (C.XII), И.И. Сикорский спроектировал специально для выполнения фигур высшего пилотажа. С-12 — заводской No. 106 — построили на РБВЗ весной 1914 г.
Особенности конструкции С-12
Самолет представлял из себя одноместный моноплан, оснащенный двигателем «Gnome» мощностью 80 л.с., имел характерное для многих конструкций Сикорского шасси со сдвоенными колесами. От многих подобных аппаратов того периода отличался мощными рулевыми поверхностями в стандартном исполнении, т.е. имел нормальные элероны, рули высоты и поворота при наличии стабилизатора и вертикального киля.
Крыло с небольшой стреловидностью, его жесткость достигалась набором тросовых расчалок, крепящихся на соответствующих фюзеляжных стойках и пирамидальном шасси.
Технические характеристики С-12
Модификация | С-12бис |
Размах крыла, м | 10.70 |
Длина, м | 7.40 |
Высота, м | |
Площадь крыла, м2 | 22.00 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 419 |
нормальная взлетная | 681 |
Тип двигателя | 1 ПД Гном |
Мощность, л.с. | 1 х 80 |
Максимальная скорость , км/ч | 100 |
Скороподъемность, м/мин | |
Практический потолок, м | 3680 |
Экипаж, чел | 2 |
Эксплуатация самолета С-12
Это был первый самолет русской конструкции, на котором в сентябре 1913 г. Г.В. Янковский выполнил петлю Нестерова. Он же установил на нем всероссийский рекорд высоты — 3680 м.
Первый опытный образец, испытанный летчиком Г.В.Янковским 12 марта 1914 года, показал прекрасные летные качества. Просуществовал аппарат недолго — 6 июня 1914 года Янковский в одном из полетов ошибся в пилотировании и разбил машину.
Однако летные качества самолета оказались столь впечатляющими, что именно в день аварии два новых С-12 включили в контракт, заключенный Военным ведомством с Акционерным обществом «РБВЗ» на поставку 45 «легких» самолетов Сикорского.
Построенные к середине 1914 года два новых С-12 отличались центральной четырехстержневой пирамидой, установленной сверху на фюзеляже для крепления расчалок крыла. Самолет С-12, заводской № 131, короткое время использовался в 22-м авиаотряде.
На С-12 с заводским № 132 летал Г.В.Янковский, излечившийся после аварии. Указанные самолеты были выполнены двухместными, снабжены двигателями «Le Rhone» мощностью 80 л.с. и получили обозначение С-12бис. Использовались в Эскадре воздушных кораблей и в 16-м корпусном авиаотряде. В 1917 году на «РБВЗ» изготовили еще шесть двухместных С-12бис, которые эксплуатировались в «красном» Дивизионе воздушных кораблей до его расформирования в 1922 году.