Самолет-разведчик С-11 «Полукруглый», описание и особенности

Самолет С-11

Самолет С-11 («Полукруглый») был создан летом 1913 года И.И. Сикорским специально для военного конкурса. На самом деле самолет предназначался для разведки. Самолет-разведчик С-11 «Полукруглый» считается развитием самолета С-9 «Круглый», но с уменьшенными размерами и весом. По сравнению с С-9 вместо монокока он имел расчалочный фюзеляж.

Рассмотрим более подробно самолет-разведчик С-11 «Полукруглый», его историю создания, особенности конструкции и летно-технические характеристики.

История создания

Самолет С-И («Полукруглый») был построен И.И. Сикорским летом 1913 г. специально для военного конкурса, но предназначался для разведки. Он являлся развитием самолета С-9 «Круглый», но с уменьшенными размерами и весом. По сравнению с С-9 вместо монокока он имел расчалочный фюзеляж.

Самолет-разведчик С-11 «Полукруглый»

На конкурсе военных самолетов С-11, пилотируемый летчиком Г.В. Янковским, завоевал второй приз и сумму 15 000 руб. Конкурс показал, что элероны недостаточно эффективны, и они были заменены перекашиванием консолей крыла. На конкурсе самолет показал неплохие данные: скорость максимальная 102,3 км/ч, минимальная 71,6 км/ч.

Описание конструкции С-11 «Полукруглый»

В крыльях первоначально были элероны с жестким управлением, в систему которого входили стальные трубы, работавшие на кручение и шедшие через крыло от корня до элеронов. Ось шасси была сделана из стальной трубы с ясеневыми пробками под стойками.

Схема самолета

На конце фюзеляжа крепились стабилизатор, руль высоты и киль, оканчивавшийся рулем направления. Сиденья были рядом, а управление осуществлялось только с левого места. На самолет был установлен угломер системы Сикорского. Этот самолет мог разбираться всего за 14 мин.

Технические характеристики С-11 «Полукруглый»

Летно-технические характеристики С-11 С-12
Экипаж, чел 2 2
Размах крыла, м 11,6
Длина, м 7,6
Высота, м
Площадь крыла, м2 26 19,7
Масса пустого самолета, кг 578 419
Масса топлива+масла, кг 72+24
Масса полной нагрузки, кг 427 262
Масса полетная, кг 1005 681
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 38,6 34,5
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс 10 8,5
Весовая отдача, % 42 38
Скорость максимальная (у земли), км/ч 102
Двигатели
Вариант Тип Модель Кол-во Мощность, л.с.
С-11 ПД Гном-Моносупап 1 100
С-12 ПД Гном 1 80
Классификаторы
Вид применения Разведчик
Тип двигателя Поршневой
Тип фюзеляжа Однофюзеляжный
Конструкция крыльев Биплан
Тип оперения Нормальное однокилевое
Тип ВПУ Сухопутный колесно-лыжный
Расположение двигателей В фюзеляже
Период 1909-1914
Базовое применение Разведчик
Участие в войнах 1914-1918 гг. Первая Мировая война
1918-1922 гг. Гражданская война
Дополнительная информация
Конструктор Сикорский И.И.
КБ КБ РБВЗ
Индекс ВС С-11
Заводы РБВЗ
Построен 1913
Принят на вооружение 1913
Другие названия «Полукруглый»
Период 1909-1914
Базовое применение Разведчик
Участие в войнах 1914-1918 гг. Первая Мировая война
1918-1922 гг. Гражданская война
Выпуск Серийный

Модификации

Облегченный вариант самолета С-11, самолет С-12, был построен по предложению летчика Г. В. Янковского как тренировочный, меньших размеров с двигателем «Гном» в 80 л. с., полетная масса 681 кг. Это был первый самолет русской конструкции, на котором в сентябре 1913 г. Г. В. Янковский выполнил петлю Нестерова. Он же установил на нем всероссийский рекорд высоты — 3680 м.

Эксплуатация самолета

Самолет С-12 оказался удачным, строился небольшой серией (10–12 экземпляров) с двигателем «Рон» в 80 л. с., прослужил в частях советской авиации в гражданскую войну вплоть до 1922 г.

Модификации
Модель Описание
С-12 Облегченный вариант, использовался как тренировочный
Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1310
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: