Самолет С-11 («Полукруглый») был создан летом 1913 года И.И. Сикорским специально для военного конкурса. На самом деле самолет предназначался для разведки. Самолет-разведчик С-11 «Полукруглый» считается развитием самолета С-9 «Круглый», но с уменьшенными размерами и весом. По сравнению с С-9 вместо монокока он имел расчалочный фюзеляж.
Рассмотрим более подробно самолет-разведчик С-11 «Полукруглый», его историю создания, особенности конструкции и летно-технические характеристики.
История создания
Самолет С-И («Полукруглый») был построен И.И. Сикорским летом 1913 г. специально для военного конкурса, но предназначался для разведки. Он являлся развитием самолета С-9 «Круглый», но с уменьшенными размерами и весом. По сравнению с С-9 вместо монокока он имел расчалочный фюзеляж.
На конкурсе военных самолетов С-11, пилотируемый летчиком Г.В. Янковским, завоевал второй приз и сумму 15 000 руб. Конкурс показал, что элероны недостаточно эффективны, и они были заменены перекашиванием консолей крыла. На конкурсе самолет показал неплохие данные: скорость максимальная 102,3 км/ч, минимальная 71,6 км/ч.
Описание конструкции С-11 «Полукруглый»
В крыльях первоначально были элероны с жестким управлением, в систему которого входили стальные трубы, работавшие на кручение и шедшие через крыло от корня до элеронов. Ось шасси была сделана из стальной трубы с ясеневыми пробками под стойками.
На конце фюзеляжа крепились стабилизатор, руль высоты и киль, оканчивавшийся рулем направления. Сиденья были рядом, а управление осуществлялось только с левого места. На самолет был установлен угломер системы Сикорского. Этот самолет мог разбираться всего за 14 мин.
Технические характеристики С-11 «Полукруглый»
Летно-технические характеристики | С-11 | С-12 | |||||
Экипаж, чел | 2 | 2 | |||||
Размах крыла, м | 11,6 | ||||||
Длина, м | 7,6 | ||||||
Высота, м | |||||||
Площадь крыла, м2 | 26 | 19,7 | |||||
Масса пустого самолета, кг | 578 | 419 | |||||
Масса топлива+масла, кг | 72+24 | ||||||
Масса полной нагрузки, кг | 427 | 262 | |||||
Масса полетная, кг | 1005 | 681 | |||||
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 | 38,6 | 34,5 | |||||
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс | 10 | 8,5 | |||||
Весовая отдача, % | 42 | 38 | |||||
Скорость максимальная (у земли), км/ч | 102 | ||||||
Двигатели | |||||||
Вариант | Тип | Модель | Кол-во | Мощность, л.с. | |||
С-11 | ПД | Гном-Моносупап | 1 | 100 | |||
С-12 | ПД | Гном | 1 | 80 | |||
Классификаторы | |||||||
Вид применения | Разведчик | ||||||
Тип двигателя | Поршневой | ||||||
Тип фюзеляжа | Однофюзеляжный | ||||||
Конструкция крыльев | Биплан | ||||||
Тип оперения | Нормальное однокилевое | ||||||
Тип ВПУ | Сухопутный колесно-лыжный | ||||||
Расположение двигателей | В фюзеляже | ||||||
Период | 1909-1914 | ||||||
Базовое применение | Разведчик | ||||||
Участие в войнах | 1914-1918 гг. Первая Мировая война 1918-1922 гг. Гражданская война |
||||||
Дополнительная информация | |||||||
Конструктор | Сикорский И.И. | ||||||
КБ | КБ РБВЗ | ||||||
Индекс ВС | С-11 | ||||||
Заводы | РБВЗ | ||||||
Построен | 1913 | ||||||
Принят на вооружение | 1913 | ||||||
Другие названия | «Полукруглый» | ||||||
Период | 1909-1914 | ||||||
Базовое применение | Разведчик | ||||||
Участие в войнах | 1914-1918 гг. Первая Мировая война 1918-1922 гг. Гражданская война |
||||||
Выпуск | Серийный |
Модификации
Облегченный вариант самолета С-11, самолет С-12, был построен по предложению летчика Г. В. Янковского как тренировочный, меньших размеров с двигателем «Гном» в 80 л. с., полетная масса 681 кг. Это был первый самолет русской конструкции, на котором в сентябре 1913 г. Г. В. Янковский выполнил петлю Нестерова. Он же установил на нем всероссийский рекорд высоты — 3680 м.
Самолет С-12 оказался удачным, строился небольшой серией (10–12 экземпляров) с двигателем «Рон» в 80 л. с., прослужил в частях советской авиации в гражданскую войну вплоть до 1922 г.
Модификации | |
Модель | Описание |
С-12 | Облегченный вариант, использовался как тренировочный |