Зимой 1912-1913 года на РБВЗ под руководством И.И. Сикорского одновременно с «Грантом» было построено еще несколько других самолетов. В то время должное внимание уделялось самолетам, которые готовились на конкурс.
В это время был выпущен биплан С-10, представляющий собой дальнейшее развитие С-6Б. Под названием С-10 объединено около 16 близких по типу самолетов и их модификаций.
История создания
Это было первое проявление концепции создания на основе удачной базовой модели многочисленных модификаций. По схеме и конструкции они мало отличались от самолета С-6Б и были трех- и четырехстоечными бипланами.
Самолет С-10 «Конкурсный» был построен в 1913 г. специально для военного конкурса с учетом его довольно усложненных требований. На нем по сравнению с С-6Б был установлен двигатель «Гном» меньшей мощности. Несущие поверхности увеличены за счет прочности конструкции. Размах верхнего крыла был доведен до 16,9 м, консоли — складные, могли быть опущены при хранении. Между нижними крыльями и фюзеляжем был просвет в 0,45 м для обзора вниз. Два сиденья располагались рядом, перекидной штурвал позволял управлять машиной то одному, то другому летчику.
На конкурсе 1913 г., организованном военным ведомством, были представлены три самолета РБВЗ: С-10 с двигателем «Анзани» в 100 л.с., С-10 с двигателем «Гном» в 80 л.с. и С-11 с двигателем в 100 л.с. Самолет С-10 продемонстрировал следующие показатели: скорость максимальная 99 км/ч, наименьшая 67 км/ч, время подъема на 500 м — 5 мин 20 с. 25 сентября 1913 г. летчик Г.В. Алехнович на этом самолете покрыл без посадки свыше 500 км, продержавшись в воздухе 4 часа 56 мин 12 с. Это был всероссийский рекорд. В целом самолет С-10 набрал наибольшее количество баллов, хотя как военный он уступал самолетам С-6А и С-6Б, не обладая ни их скоростью, ни их маневренностью. Однако его весовая отдача в 45—48% была совершенно исключительной.
Вот как освещались результаты конкурса в журнале «Техника воздухоплавания»: «Конкурс 1913 г. привлек 12 аэропланов различных систем… всю программу испытаний выполнили лишь 4 аэроплана, между которыми и были разделены призы». 1-й приз и награда в 25 000 руб. была присуждена самолету С-10. В следующем году этот экземпляр С-10 был переделан под двигатель «Гном-Моносупап» в 100 л. с. и отправлен на фронт. При этом размах верхнего крыла был уменьшен на один пролет и стал равным 13,68 м.
Затем был построен самолет С-10А, который отличался от предыдущего тем, что сиденья были одно за другим (летчик сзади). Благодаря предельной простоте узлов разъема лонжеронов крыла (плоские накладки) всегда можно было вновь вставить эти пролеты с их стойками. Консоли крепились на петлях и могли быть опущены для удобства хранения. На нем был установлен двигатель «Анзани» в 125 л.с. Скорость и потолок самолета этого варианта были значительно больше, чем у предыдущего. На этом самолете летчик Г.В. Алехнович установил всероссийский рекорд высоты — 3420 м.
С этой высоты он планировал от Красного Села до Корпусного аэродрома. В дальнейшем этот самолет был установлен на поплавки, и под названием С-10 «Гидро» построили семь таких машин. Гидросамолет С-10 отличался от сухопутного только рядом конструктивных особенностей. У этой машины, вероятно, впервые в мире был водяной руль, поставленный за хвостовым поплавком, что намного улучшало маневренность самолета. Машины этой серии были приняты военным ведомством на вооружение морской авиации и участвовали в боевых действиях в начале Первой мировой войны. Морские летчики не очень любили самолеты С-10 по причине их «ажурности и непрочности», особенно опасались за их тонкие и нежесткие хвосты.
Особенности конструкции С-10
Это были трех- и четырехстоечные бипланы с различными двигателями. Фюзеляж самолета прямоугольного сечения с полукруглым гаргротом, имел деревянный каркас и обшивался фанерой (4-мм в носовой части и 3-мм в хвостовой).
Капот двигателя изготавливался из алюминиевых листов. Самолет был двухместный, причем в кабине пилоты располагались рядом, а штурвал управления был перекидной от одного летчика к другому.
Крыло двухлонжеронное, цельнодеревянной конструкции, обтянутое полотном. Элероны — только на верхнем крыле. Между нижним крылом и фюзеляжем были просветы по 0,45 м для обзора вниз. Оперение обычного типа со стабилизатором и треугольным килем. Каркас изготавливался из дерева и обтягивался полотном. Стойки крыла деревянные. Растяжки имели оригинальную, присущую машинам И. И. Сикорского конструкцию: это были две параллельно натянутые стальные проволоки с деревянной прокладкой между ними, обмотанные шнуром. Эта конструкция позволяла почти в 2 раза снизить аэродинамическое сопротивление растяжек.
Шасси имело необычную конструкцию, применяемую в основном только на машинах РБВЗ.
На V-образных стойках из дерева и стальных труб крепились две двухколесные тележки с короткими осями. Двигатели ставились различные: 7-цилиндровые, ротативные «Гном» (80 л. с.), «Гном-Моносупап» (100л. с.), 9-цилиндровые «Анзани» (125л. с.), рядные 8-цилиндровые «Аргус» (100 л. с.). В последнем случае имелись бортовые радиаторы.
Вооружение отсутствовало. Топливные баки под крылом имели обтекаемую форму.
Технические характеристики
Модификация | С-10 |
Размах крыла, м | |
верхнего | 13.68 |
нижнего | 8.80 |
Длина, м | 8.00 |
Высота, м | 3.20 |
Площадь крыла, м2 | 35.00 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 550 |
нормальная взлетная | 850 |
Тип двигателя | 1 ПД Аргус |
Мощность, л.с. | 1 х 100 |
Максимальная скорость , км/ч | 100 |
Крейсерская скорость , км/ч | 74 |
Скороподъемность, м/мин | |
Практический потолок, м | 3400 |
Экипаж, чел | 2 |
Модификации С-10
- С-10 конкурсный 1913 г. — построенный для конкурса самолет с двигателем «Гном» (80 л. с. ). Машина имела исключительную весовую отдачу.
- С-10А — сиденья были расположены одно за другим, более мощный двигатель «Анзани» (125л. с.). Размах крыла был уменьшен на один пролет. Летные данные улучшились.
- С-10 «Аргус» — несколько машин были выпущены с двигателем «Аргус» (100л. с.) как с трехстоечной, так и с четырехстоечной коробкой.
- С-10 «Гном-Моносупап» — вариант с двигателем «Гном-Моносупап» (100л. с.).
- С-10 «Гидро» — поплавковый самолет. В основном строился с двигателем «Аргус» (100 л. с.). Поплавки деревянные, по типу поплавков самолета C-5A, но больших размеров. Вместо 8 стоек у C-5A поплавки крепились 10 стойками. Одна машина была с двигателем «Гном-Моносупап» (100 л. с.), другая — с двигателем «Аргус» (115л. с.).