Реактивная система залпового огня РСЗО БМ-14, особенности и характеристики

РСЗО БМ-14

РСЗО БМ-14 (Индекс ГРАУ 8У32) представляет собой советскую реактивную систему залпового огня калибра 140 мм. Ракетная часть системы, а именно снаряд ТРС-140, разрабатывалась КБ-2 МСХМ с 1947 года и была принята на вооружение 25 ноября 1952 года, вместе с колесной боевой машиной БМ-14 на шасси грузового автомобиля ЗИС-151, разработанной СКБ МОП.

Реактивная система залпового огня БМ-14 была разработана для замены мобильных систем РСЗО времен войны новыми, более совершенными системами с неоперенными стабилизированными вращением турбореактивными снарядами.

История создания

БМ-14 серийно производилась и поступала на вооружение стрелковых дивизий Советской Армии ВС Союза ССР, а также в значительных количествах поставлялась на экспорт.

Помимо базовой БМ-14, производившейся в нескольких вариантах, выпускалась версия БМ-14-17 с иным шасси и несколько отличающейся конструкцией пусковой установки, а 140-мм реактивные снаряды использовались также в буксируемой пусковой установке РПУ-14.

Реактивная система залпового огня РСЗО БМ-14

Хотя с середины 1960-х годов в Советской Армии началась замена БМ-14 более современной РСЗО БМ-21 «Град», в ряде стран она все еще, по состоянию на 2010 год, остается на вооружении.

Особенности конструкции РСЗО БМ-14

Боевая машина БМ-14-17 (БМ-14-17М индекс 8У36М) представляет собой самоходную реактивную установку, состоящую из артиллерийской части и модифицированного шасси грузового автомобиля.

Артиллерийская часть состоит из семнадцати стволов (верхний ряд – 9, нижний ряд – 8), люльки, основания с поворотным, подъемным и уравновешивающим механизмами и механизмом стопорения по-походному, прицельного устройства, электрооборудования и специального оборудования шасси. Люлька служит для крепления стволов, прицельного устройства и электрооборудования. Люлька – жесткая сварная коробка, соединяясь с помощью осей с основанием, образует качающуюся часть боевой машины. Основание состоит из штыря, кожуха штыря, поворотного, подъемного и уравновешивающего механизмов и механизма стопорения по-походному. Штырь, установленный на подшипниках в кожухе штыря, вместе с качающейся частью и поворотным механизмом, а также подъемным и уравновешивающим механизмом представляет собой вращающуюся часть боевой машины.

Вид сбоку

Поворотный механизм червячного, а подъемный механизм винтового типа. Уравновешивающий механизм пружинный, толкающего типа, служит для уменьшения усилия на рукоятке маховика привода подъемного механизма. Механизм стопорения по-походному предназначен для стопорения вращающейся и качающейся частей машины в походном положении. С помощью механизмов наведения пакет направляющих может наводиться в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до +50°, угол горизонтального обстрела составляет 140° (по 70° влево и вправо от продольной оси машины).

Прицельное устройство состоит из прицела и панорамы. При стрельбе ночью шкала прицела и панорамы освещаются специальной системой, питающейся от аккумуляторов автошасси боевой машины.

В качестве базы для БМ-14-17 использовалось модифицированное шасси грузовых автомобилей ГАЗ-63 и ГАЗ-63А. Модифицированное шасси автомобиля ГАЗ-63 отличалось от ГАЗ-63А только наличием лебедки, размещенной на переднем конце рамы перед радиатором и приводимой в действие от двигателя автомобиля. Специальное оборудование автошасси боевой машины состоит из сиденья, защиты кабины, переднего и среднего настилов, стойки для тента, ящика ЗИП, кронштейна запасного колеса и домкратов. Боевая машина БМ-14-17М размещалась на шасси автомобиля ГАЗ-66.

При переводе пусковой установки из походного положения в боевое смотровые стекла кабины закрываются откидными броневыми панелями, а кормовая часть шасси вывешивается над грунтом с помощью двух опор с винтовыми домкратами. На это требуется около 1.5 минут. Стрельба из пусковой установки может вестись одиночными выстрелами, однако основной режим ведения стрельбы — залпами. Длительность залпа составляет 7—10 секунд. Управление стрельбой осуществляется из кабины машины или с помощью выносного пульта на расстоянии до 60 м от боевой машины. Заряжание пусковой установки производится вручную в течение 1.5-2 минут. Боевой расчет установки состоит из семи человек. На марше командир машины и водитель размещаются в кабине, а остальные члены расчета — на сиденьях, смонтированных открыто за кабиной. Боевая машина, заряженная 17 снарядами может совершать марш до 650 км без дополнительной заправки горючим и открывать залповый огонь через 1-2 минуты после команды “К бою”.

Машина спереди

Основным типом снаряда для БМ-14-17 (БМ-14-17М) являлся 140-мм неуправляемый турбореактивный снаряд М-14-ОФ.

Кроме осколочно-фугасного снаряда М-14ОФ в боекомплект этих боевых машин входили дымокурящие снаряды М-14Д.

Были разработаны и выпускались также 140-мм турбореактивные снаряды с головной частью, снаряженной боевыми отравляющими веществами.

Технические характеристики РСЗО БМ-14

  • Шасси: ЗИС-151, ГАЗ-63.
  • Колесная формула: 6 × 6.

Габаритные размеры БМ-14-16:

  • Длина в походном положении: 6920 мм.
  • Ширина в походном положении: 2300 мм.
  • Высота в походном положении: 2650 мм.
  • Клиренс: 260 мм.

Вес БМ-14-16:

  • Масса без снарядов и расчета: 7000 кг.
  • Масса в боевом положении: 8200 кг.

Вооружение БМ-14-16:

  • Калибр: 140,3 мм.
  • Длина ствола: 1370 мм.
  • Количество направляющих: 16.
  • Наибольшая скорость снаряда, м/с: 399—403.

Дальность стрельбы БМ-14-16:

  • Дальность стрельбы минимальная: 1000 м.
  • Дальность стрельбы максимальная: 9800 м.
  • Максимальный угол возвышения: 50 °.
  • Точность (рассеивание): 1/200 по дальности, 1/90 боковое м.
  • Скорострельность: около ½—⅔ залпа в минуту.
  • Перевод системы из походного положения в боевое не более: 1,5—2 мин.
  • Время залпа: 7—10 с.

Двигатель БМ-14-16:

  • Тип двигателя: рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения.
  • Мощность двигателя: 92 л. с.
  • Максимальная скорость по шоссе: 60 км/ч.

Модификации

  • БМ-14 (8У32) — базовая версия, на шасси ЗИС-151.
  • БМ-14М (2Б2) — вариант на шасси ЗИЛ-157.
  • БМ-14ММ (2Б2Р) — вариант на шасси ЗИЛ-131.
  • БМ-14-17 (8У36) — вариант на шасси ГАЗ-63/ГАЗ-63А, с иной конструкцией блока стволов с 17 направляющими.
  • БМ-14-17М (8У36М) — вариант на шасси ГАЗ-66.
  • РПУ-14 — буксируемая реактивная пусковая установка.

Эксплуатация РСЗО БМ-14

Боевые машины БМ-14-16, БМ-14М и БМ-14ММ состояли на вооружении стрелковых дивизий. С 1948 по 1953 год в состав этих дивизий был включен второй артиллерийский полк с боевыми машинами типа БМ-14.

В музее

В полку было три дивизиона трехбатарейного состава, в каждой батарее состояло четыре боевые машины; итого 36 боевых машин на полк. Кроме того, пусковая установка от БМ-14-16 монтировалась на речных бронекатерах.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1310
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: