Шведская противокорабельная ракета RBS-15, описание и характеристика

ПКР RBS-15

RBS-15 (Robotsystem 15) представляет собой противокорабельную ракету, разработанную шведской фирмой Saab Bofors Dynamics с участием Diehl BGT Defence. Поздняя модификация ракеты RBS-15 Mk3 обладает возможностью стрельбы по наземным целям.

Рассмотрим более подробно шведскую противокорабельную ракету RBS-15, ее историю создания, модификации, технические характеристики и особенности конструкции.

История создания

Разработка RBS-15 была инициирована шведским флотом в начале 1960-х, для замены противокорабельной ракеты Robot 08. Последняя, к тому времени уже воспринималась как морально устаревшая: ее запуск с рельсовых открытых направляющих и хранение в ангарах с длительной предстартовой подготовкой, делали Robot 08 явно недостаточно совершенным видом оружия. Близкая по тактико-техническим характеристикам советская противокорабельная ракета П-15 «Термит» имела контейнерное хранение и могла быть запущена без всякой предстартовой подготовки. Кроме того, сложность пускового комплекса Robot 08 препятствовала установке его на небольшие корабли.

Шведский флот, в 1958 году остановивший строительство крупных боевых кораблей, считал, что для условий Балтики гораздо лучше подходят небольшие катера/корветы, чем сравнительно крупные эсминцы. Но Robot 08 явно не подходила для этой цели. Попытка установить ее в опытных целях на торпедный катер оказалась неудачной.

Макет ракеты

В сложившейся ситуации, флот счел целесообразным разработать полностью новую ракету на базе более ранней Robot 04 воздушного базирования, имевшей более компактную конструкцию и твердотопливный ракетный двигатель, не нуждающийся в предстартовой подготовке. Но дальность этой ракеты была сочтена недостаточной, поэтому шведский флот заказал фирме Saab версию ракеты с турбореактивным двигателем. RB04 «Турбо» была представлена к рассмотрению в 1978 году, но флот счел ее недостаточно эффективной из-за большой высоты полета на маршевом участке (более 20 метров) и предложил заменить ее лицензионным американским «Гарпуном». В попытке отстоять свои позиции, Saab быстро переработал проект, обозначив его как RBS-15, превосходящей по характеристикам американскую ракету, и буквально в последнюю минуту решение было все-таки принято в пользу шведского образца.

Первые ракеты были представлены на испытания в 1984 году. В 1985, шведский флот заказал ракету для вооружение береговых установок и ракетных катеров, которыми заменил устаревшие эсминцы с Robot 08. Вскоре новой ракетой заинтересовались и ВВС.

Особенности конструкции ПКР RBS-15

Ракета RBS-15, как и ее прототип Rb 04, создана по аэродинамической схеме «утка» (управляемое оперение впе-реди крыла), с крестообразным расположением плоскостей крыла и рулей. Она оснащена французским турбовентиляторным двигателем «Микротурбо» TRI-60 с тягой 3,73 кН (на RBS-15 Mk.З — 4,4 кН). Двигатель может работать как на авиационном керосине JP8, так и на синтетическом высококалорийном топливе JP10. Воздухозаборник двигателя находится в нижней части фюзеляжа. Позади него установлены два твердотопливных ракетных ускорителя (отсутствует на модификации класса «воздух — корабль»). Вектор тяги стартовых ускорителей наклонен к продольной оси планера под углом 18″. Маршевая скорость ракеты — 298 м/с; дальность, в зависимости от модификации ПКР и траектории ее полета, — от 70 до 200 км.

Шведская противокорабельная ракета RBS-15

С целью снижения эффективной площади рассеивания конструкция ракеты выполнена с использованием радиопоглощающих материалов, а уменьшение инфракрасной заметности достигается за счет экранирования двигательного отсека, бортовая аппаратура включает инерциальную систему управления, автопилот, радиовысотомер и радиолокационную головку самонаведения (ГСН).

Наведение ракеты на маршевом участке траектории осуществляется инерциальной системой с радиовысотомером, которая обеспечивает ее полет к цели по прямой или сложной запрограммированной траектории. Предусмотрена возможность перелета через препятствия (например, острова или участки суши) и разворота на цель в заранее заданной точке, а также выполнения противозенитного маневра в двух плоскостях. Кроме того, система управления позволяет осуществлять повторные поиск и атаку при срыве захвата цели.

Моноимпульсная радиолокационная ГСН работает в миллиметровом диапазоне волн. Для ракеты RBS-15 Mk.З разработана и комбинированная система самонаведения — радиолокационная и пассивная инфракрасная.

Использование такой ГСН обеспечивает высокий уровень ее помехозащищенности и, соответственно, повышает вероятность поражения цели в условиях сильного радиоэлектронного противодействия.

Пуск ракеты

В апреле 2008 года была успешно испытана ГСН с новой системой GPS-навигации, позволяющая ракете поражать не только морские, но и наземные цели. Полубронебойная боевая часть массой 200 кг содержит 112 кг взрывчатого вещества. Ракеты последней модификации Mk.З оснащаются новой осколочно-фугасной боевой частью, начиненной готовыми поражающими элементами. Подрыв боеголовки осуществляется контактными или неконтактными взрывателями.

Технические характеристики ПКР RBS-15

Дальность действия, км 200
Длина ракеты, мм 4350
Диаметр корпуса ракеты, мм 500
Диаметр со сложенными стабилизаторами, мм 850
Размах стабилизаторов , мм 1400
Стартовый вес ракеты без ускорителей, кг 630
Стартовый вес ракеты с ускорителями, кг 800
Вес боевой части, кг 200

Модификации

  • RBS-15 Mk 1. Оснащается французским двигателем Microturbo TRI-60, с тягой 3,73 кН (380 кгc). Дальность свыше 70 км.
  • RBS-15F. Вариант Mk 1 адаптированный под пуск с самолета. Принят на вооружение в 1989 году.
  • RBS-15 Mk 2. Дальность свыше 70 км. Разработана для пуска со всех видов носителей — наземных пусковых установок, самолетов, кораблей.
  • RBS-15SF. Модификация RBS-15 Mk 2 для ВС Финляндии. В Финляндии имеет индекс MtO 85.
  • RBS-15 Mk 3. Длина ракеты данной версии составляет 4,35 м, диаметр фюзеляжа — 0,5 м, размах крыльев — 1,4 м. Масса ракеты 800 кг, из которых 170 кг приходится на взрывчатку боевой части. Масса пускового контейнера составляет 800 кг. Ракета оснащена активной радиолокационной головкой самонаведения (ГСН), но может комплектоваться и инфракрасной ГСН. На основном участке траектории предусмотрено инерциальное наведение с коррекцией по сигналам GPS. В зависимости от решаемой задачи могут применяться контактные либо безконтактные взрыватели. Дальность управляемого полета RBS15 Mk3 превышает 200 км. Возможно использование по наземным целям. В качестве носителей применяются корабли класса корвет, средства береговой обороны и автомобильные платформы. Производство начато в 2004 году. Разработана и производится шведской компанией SAAB Bofors Dynamіcs совместно с немецкой фирмой Diehl BGT Defence. В качестве недостатка RBS15 Mk3 следует отметить использование сигналов GPS, которые могут быть подавлены активными радиопомехами.
  • RBS-15SF-3. Модификация RBS-15 Mk 3 для ВС Финляндии и RBS-15SF модернизированные до стандарта Mk 3. В Финляндии имеет индекс MtO 85M.
  • RBS-15 Mk 4. Находится в разработке. Включает в себя двухдиапазонную ГСН (АРЛГСН и ИК). Должна применяться как против кораблей, так и наземных целей. При этом боевая часть может меняться в зависимости от выбранной миссии. Планируемая дальность около 1000 км.

Эксплуатация ПКР RBS-15

В Швеции носителями ПКР RBS-15 разных модификаций являются ракетные катера, корветы типа «Висбю», мобильные комплексы береговой обороны и истребители JAS 39 Грипен.

Эксплуатация ПКР RBS-15

Германские ВМС заказали ракеты RBS-15 Мк.З для корветов типа «Брауншвейг» и фрегатов проекта 125. Кроме того, RBS-15 поставлялись на экспорт в Финляндию, Польшу и Хорватию. В военных конфликтах это оружие не применялось.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: