В августе 2013 года на воду был спущен первый военный быстроходный катер патрульного назначения, созданный по проекту 03160 и названный «Раптор». Проектированием катера по запросу ВМФ России занималось предприятие из города Отрадный ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла». За основу проекты были взять шведские катера марки Combat Boat 90, которые ранее были куплены в гражданских целях. В последствии производство патрульных катеров было продолжено, а военный флот России получил еще десяток подобных экземпляров.
Быстроходные патрульные катера проекта 03160 «Раптор» — это серия катеров прибрежной зоны, способные выполнять военные задание в любое время суток. Их основные задачи: патрулирования акваторий, высадка десанта, выполнения поисково-спасательных работ. Катера отличаются быстроходностью, отличной мореходностью, универсальностью.
Быстроходные катера проекта 03160 «Раптор» на сегодняшний день являются самыми быстрыми военными катерами в России.
Действующие катера
В настоящее время на вооружении ВМФ России достаточно приличное количество катеров проекта 03160 «Раптор», среди них:
- П-274 заводской номер 701, спущен на воду в 2013 с 2015 числится в Черноморском флоте;
- П-275 заводской номер 702, спущен на воду в 2014 с 2015 числится в Черноморском флоте;
- П-276 заводской номер 703, спущен на воду в 2014 с 2015 числится в Черноморском флоте;
- П-280 пка «Юнармеец Балтики» заводской номер 705, спущен на воду в 2015 в том же году принят Балтийским флотом;
- П-281 заводской номер 704, спущен на воду в 2014 в 2015 году принят в Балтийский флот;
- П-344 заводской номер 706, спущен на воду в 2015 в том же году принят Балтийским флотом;
- П-345 пка «Буевлянин» заводской номер 707, спущен на воду в 2015 году и в том же году зачислен в Черноморский флот;
- П-352 заводской номер 708, спущен на воду в 2015 году и в том же году зачислен в Черноморский флот;
- П-413 заводской номер 709, спущен на воду в 2016 с 2017 числится в Черноморском флоте;
- П-415 пка «Георгий Потехин» заводской номер 710, спущен на воду в 2016 с 2017 числится в Балтийском флоте;
- П-425 заводской номер 711, спущен на воду в 2017 в том же году принят Черноморским флотом;
- П-434 заводской номер 714, спущен на воду в 2018 в том же году принят Каспийской флотилией;
- П-437 пка «Григорий Давиденко», назван в честь мичмана Балтийского флота, героя Советского Союза, заводской номер 713, спущен на воду в 2017, а в 2018 зачислен в Балтийский флот;
- П-461;
- П-462.
Базовые технические характеристики катеров:
- Водоизмещение (т): 20.
- Длина (м): 16,9.
- Ширина (м): 4,1.
- Осадка (м): 0,9.
- Скорость полного хода (узлов): 48.
- Автономность (сут.): 1.
- Экипаж (чел.): 2.
- Силовая установка: дизельная.
История создания
В Советском Союзе, начиная с конца 60-х годов, уделялось пристальное внимание разработке малых сторожевых катеров, предназначенных для следующих целей:
- Перехвата и задержание надводных целей, нарушивших границы территориальных вод СССР.
- Патрулирование акваторий.
- Оборона с моря пунктов базирования военно-морского флота от диверсий различного типа.
- Осуществление поисково-спасательных работ.
Для этих целей в 1967 году был спроектирован, а в 1969 году запущен в производство сторожевой катер «Гриф», разработанный в рамках проекта 1400. Данные 36-тонные патрульные корабли в то время полностью соответствовали своим задачам. За годы производства, которое продолжалось до 1990 года, было произведено около 300 катеров данной серии. Они производились на трех заводах:
- ПО «Алмаз».
- ПО «Море».
- Батумском ССЗ.
На Украине строительство катеров «Гриф» продолжалось и в 1990-х годах. Хотя около 100 катеров «Гриф» по прежнему несут военно-морскую службу, они морально и физически устарели еще в конце 1980-х годов. Порядком изношенные катера, способные развивать скорость в 29 узлов, значительно уступали по своим характеристикам зарубежным аналогам. Еще в конце 80-х годов планировалось запустить новый проект по созданию более перспективной модели боевого патрульного катера, но развал Советского Союза помешал осуществлению этих планов.
Долгое время данная ниша оставалась незаполненной, так как финансирование ВМФ в 90-х годах было практически прекращено. Только в конце 90-х годов на судостроительном заводе «Вымпел» в Рыбинске был разработан новый скоростной патрульный катер «Мангуст», созданный в рамках проекта 12150. Данный катер, который начал серийно выпускаться в 2000 году, мог разгоняться до 53 узлов, что по сравнению со скоростью устаревших «Грифов» было настоящим прорывом.
Однако скоростные катера «Мангуст» не совсем соответствовали представлениям МВФ России об идеальном патрульном катере. По их мнению, такой катер должен был обладать следующими характеристиками:
- Наличие аппарели для высадки десанта.
- Серьезное вооружение на борту.
- Легкое бронирование корпуса.
- Небольшая осадка судна.
Быстрые патрульные катера «Мангуст», не смотря на их выдающиеся скоростные показатели, были катерами несколько иного класса.
Предшественники быстроходных катеров серии «Раптор»
Так как отечественная оборонная промышленность не могла в то время обеспечить военно-морской флот России скоростными патрульными катерами. Было принято решение о закупке судов данного класса в Швеции. В период с 2004 по 2012 годы у компании Dockstavarvet было приобретено 11 катеров Combat Boat 90, которые отличались от своих военных модификаций отсутствием брони и вооружения.
Шведские военные катера производятся с 1991 года. В настоящее время существует около 250 катеров этой модели. Они широко используются в ВМФ и силовых структурах следующих стран:
- Швеции;
- Норвегии;
- США;
- Мексике;
- Греции;
- Бразилии и многих других странах.
Его боевые возможности неоднократно проверены в ходе множеств боевых операции по всему миру.
Хотя прямого упоминания об этом нет, несомненно, что российский патрульно-десантный катер «Раптор» является значительно улучшенной модификацией шведского катера модели Strb 90H. Основные отличия российской разработки от оригинала заключаются в следующем:
- Увеличение размеров;
- Более современное оборудование;
- Установка более современных и мощных двигателей, что позволило значительно повысить скоростные характеристики российского образца;
- Установка более мощного пулемёта. Большинство пулемётов, которые устанавливаются на шведских патрульных кораблях, имеет калибр не более 12,7 мм. Российский «Раптор» имеет более мощный пулемёт калибра 14,5 мм;
- Бронировка российского патрульного корабля значительно превосходит штатную броню шведского военного катера.
Отметим, что в настоящее время российская разработка значительно превосходит шведский аналог практически по всем показателям.
Поскольку создавать патрульный катер на основе «Грифа» или «Мангуста» было слишком затратно, было принято решение создать проект «Раптор» именно на основе шведских судов, которые были разработаны именно как патрульные скоростные катера.
Назначение катеров «Раптор»
Катера проекта «Раптор» в состоянии работать в прибрежной морской зоне, в проливах и устьях рек. Установленное на катере оборудование позволяет выполнять поставленные задачи в любое время суток на удалении до 100 миль от своей базы. Корпус катеров данного проекта выполнен из алюминия.
Катер типа «Раптор» имеет полное водоизмещение 23 тонны, наибольшую длину 16,9 метра, наибольшую ширину 4,1 метра, его фиксированная высота составляет около 3,5 метра, а максимальная осадка не превышает 0,9 метра. Штатный экипаж катера — всего два человека.
Назначение катеров проекта 03160 «Раптор»:
- Доставка групп десанта до 20 человек с обеспечением максимально возможной быстроты при посадке и высадке группы.
- Несение дежурства в указанных районах.
- Обеспечение обороны пунктов базирования судов флота на незащищенных рейдах от атак малоразмерных надводных, наземных и воздушных целей.
- Обеспечение действий подразделений спецназначения из состава морской пехоты в прибрежных районах, а также содействие силам Пограничной службы ФСБ России при выполнении задач по охране государственной границы РФ.
По заявлению разработчиков, катер способен выполнять задачи при волнении до пяти баллов. На скорости 28 узлов — при высоте волны 2,5 метра, 20 узлов — при высоте волны 4,5 метра.
Вооружение катеров проекта 03160
Вооружение катеров проекта «Раптор» состоит из универсального дистанционно управляемого боевого модуля «Управа-КОРД» калибром 14,5-мм, обладающего гидростабилизированным оптико-электронным модулем (ГОЭМ). Дальность обнаружения целей составляет 3 000 метров, прицельная дальность стрельбы — 2 000 метров.
Боевой модуль «Управа-КОРД» устанавливается за рулевой рубкой катера и получает целеуказания по каналам собственного гиростабилизированного оптико-электронного модуля (ГОЭМ), в состав которого входят:
- тепловизионный канал;
- телевизионный канал (широкопольный, цветной с изменяемым фокусным расстоянием);
- лазерный подсветчик цели.
Это вооружение способно самостоятельно обнаруживать цели даже на фоне помех. Система автоматически высчитывает как расстояние до цели, так и корректирует огонь с поправкой на траекторию движения и прочие факторы. Система имеет несколько функций, среди которых есть и «предупредительный огонь». При включении данной функции, система откорректировав скорость цели и её расстояние, произведёт предупредительную очередь, которая ляжет поперёк курса судна-нарушителя.
Дополнительным вооружением являются два пулемета 6П41 «Печенег» калибра 7,62-мм, которые устанавливаются на вертлюжных установках.
Огонь с катера можно вести при помощи боевого модуля «Управа Корд». Данная боевая установка разработана ОАО «НПО «Карат». Калибр боеприпасов 14,5 мм быстро решает задачи по истреблению целей, как на берегу, так и на воде. Стрельба оператором ведется изнутри катера. Система управления пулемётом очень проста и не вызывает каких-либо трудностей при использовании.
Стоит отметить автоматическую корректировку ведения огня. Чтобы насторожить противника и дать понять, что шутить никто не будет, с катера есть возможность стрельбы предупредительным огнем.
Чтобы увеличить огневую мощь в случае необходимости, можно вести огонь с двоих пулеметов «Печенег», калибр которых 7,62 мм. Для быстрого предотвращения террористических формирований вооружения более чем достаточно.
Боевой модуль способен обнаруживать цель на расстоянии до 3 км. При этом огонь может вестись на расстоянии до 2 км. Мощный пулемёт сохраняет убойную силу пули на расстоянии до 8 км. Если дистанция до цели составляет до 500 метров, пули калибра 14,5 мм способны пробить броню 32 мм.
Особо отметим, что экипажи быстроходных патрульных катеров типа «Раптор» в обязательном порядке проходят комплексную подготовку в Объединенном учебном центре ВМФ России в Санкт-Петербурге и на заводе-изготовителе.
Катера проекта «Раптор» отличаются наличием бронезащиты. Помещение спецперсонала и рулевая рубка катера были оборудованы броневой защитой, которая соответствует по пулестойкости российским классам защиты «5» и «5А». Иллюминаторы катера выполнены из пулестойкого стекла толщиной 39 мм.
Корпус и конструкция десантно-штурмового катера
Основой данного катера является алюминиевый сплав. Чтобы максимально быстро высаживать спецназ на берег, конструкторы расположили в носовой части аппарель. За счет узкого прохода, выброс десанта осуществляется по одному. Сразу за аппарелью размещен проход, через который можно попасть в отделение спецгруппы. Там же можно увидеть рубку катера, где находятся места команды экипажа. Чтобы попасть на сушу, сначала десант вынужден пройти рубку. Именно за рубкой предусмотрено отделение группы захвата, которое рассчитано примерно на 20 человек. Через десантный люк спецназ попадает непосредственно на сам катер. Кстати, высадка может осуществляться и через десантный люк также.
В качестве двигателей используется пара водометов KaMeWa Twin 36АЗ, производителем которых является компания «Rolls Royce». Также возможно использование водометов, которые схожи характеристиками. Внешне катер «Раптор», похож на транспортно- десантное судно «БК 16», так как эти судна были разработаны и спроектированы на основе одного скоростного катера «СВ 90». Эти судна могут быть как дополнительной единицей техники на корабле, где будут стоять в док камере, или на борту, так и самостоятельной.
Рубка удалена к носовой части транспортного средства, и изготовлена с броневой защитой разряда 5 и 5а, иллюминаторы, также сделаны из пуленепробиваемого стекла, для непрерывной и безопасной работы экипажа. Рубка вмещает экипаж в количестве двух человек. Если происходит затопление отсека, то перекрывается попадание воды в другие части катера водо- газонепроницаемой дверью, благодаря такой технологии, очень сложно потопить судно.
Машинное отделение расположили в карме, в нем есть два турбодизеля объемом 18,1 л, которые были изготовлены в Америке. Благодаря водометным двигателям, даже при частичном затоплении, можно маневрировать транспортным средством, даже при сильных кренах. Также благодаря форме, судно может идти при различных курсовых углах и волнении до 5 баллов. Может двигаться на расстояние до 300 миль от береговой линии.
На базе катера «Раптор» был сконструировано медико-эвакуационное судно.
ТТХ катера проекта 03160
Тактико-технические характеристики:
- Главные размеры: длина наибольшая — 16,9 м, ширина наибольшая — 4,1 м, осадка максимальная — 0,9 м.
- Водоизмещение — 23 тонны.
- Скорость хода — 48 узлов.
- Суммарная мощность силовой установки — 1690 кВт.
- Дальность плавания — 300 миль на экономичном ходу.
- Экипаж — 2 человека.
- Спецперсонал — 20 человек.
- Вооружение: боевой модуль «Управа-КОРД» калибра 14,5 мм, 2х7,62 мм пулемета «Печенег» на вертлюжных установках.
Достоинства и недостатки
На фоне устаревших патрульных катеров серии «Гриф» десантно-патрульные судна «Раптор» проекта 03160 выглядят весьма современно. Их основные достоинства заключаются в следующем:
- Катера имеют на борту самые современные системы связи, навигации, обнаружения и слежения.
- Мощные двигатели способны обеспечить боевому катеру скорость до 48 узлов. При этом они работают настолько тихо, что «Раптор» способен подобраться к своей цели практически бесшумно. Подобная шумоизоляция сделана специально для проведения бесшумных ночных операций по высадке десанта.
- Для того, чтобы максимально упростить процедуру подъёма катера на берег или палубу корабля носителя, предусмотрены специальные рымы.
- Весь личный состав катера проходит не только обязательную многоуровневую подготовку в Объединённом учебном центре МВФ России, но еще и изучает свой будущий корабль на предприятии-изготовителе.
Несмотря на массу положительных сторон, у десантно-патрульных катеров есть и некоторые минусы:
- При изготовлении алюминиевых деталей корпуса оказалось невозможным применить стандартную процедуру штамповки, поэтому делать их приходится исключительно вручную.
- Так как основная схема катера «Раптор» была скопирована с шведских катеров подобного типа, встаёт вопрос использования импортных узлов и комплектующих. В условиях санкций, которые Запад применяет к России на протяжении последнего времени, часто производство просто останавливается из-за нехватки необходимых узлов, поэтому сейчас ведутся работы, направленные на полное импортозамещение.
При этом стоит заметить, что доля иностранных комплектующих, которые используются при строительстве катеров серии «Раптор» с каждым годом уменьшается.
Проект 03160 «Раптор» представляет собой успешную реализацию плана по разработке современных десантно-патрульных катеров. Несмотря на финансовые трудности, количество патрульных катеров в МВФ России продолжает расти и уже стремится к десятку.
На сегодняшний день патрульные катера П-274, П-275 и П-276 переданы флоту и зачислены в состав противодиверсионных сил Новороссийской военно-морской базы. Летом 2020 года на кораблях подняли Андреевские флаги. Четвертое судно с бортовым номером П-281 в декабре 2014 года спустили на воду. На следующий год патрульный катер поднял Андреевский флаг и вошел в состав Балтийского флота. Местом базирования судна стала Кронштадская военно-морская база.
Сегодня в боевом строю на Балтике стоят патрульные катера типа «Раптор» с бортовыми номерами П-280, П-281 и П-344. На черноморском театре в составе сил береговой обороны Черноморского флота находятся катера П-274, П-275, П-415, П-413 и П-425.
С 07 октября 2016 года катер с номером П-280 переименован в «Юнармеец Балтики».
В современных условиях катера типа «Раптор» несут патрульную службу по охране морских границ в акватории Финского залива и на Черном море. По непроверенным данным некоторое количество малых судов, похожих по параметрам и внешнему виду на катера проекта 03160, были замечены на борту российского судна, следовавшего в районе Восточного Средиземноморья. Предполагается, что два или три катера типа «Раптор» могут принять участие в войсковых операциях по охране российских военных судов, базирующихся в сирийской военно-морской базе Тартус.
Новые катера проекта 03160 типа «Раптор» являются результатом плодотворного сотрудничества военных ведомств королевства Швеции и РФ. Полученная на лицензионных условиях техническая документация позволила в кратчайшие сроки наладить на отечественных верфях массовое строительство кораблей подобного класса.
Практическая реализация проекта показала правоту и точность и инженерной мысли питерских кораблестроителей, сумевших создать практически новый универсальный боевой корабль. Отечественную разработку отличает высокая скорость хода, броня и мощное вооружение. Предполагается, что в дальнейшем суда будут строиться, как для оснащения собственных флотов, так и в экспортном варианте. Следующие партии судов могут быть заложены на Рыбинском судостроительном предприятии, освоившем производственный цикл строительства патрульных катеров проекта 02510 типа БК-16.