ПРП-3 «Вал» представляет собой советский подвижный разведывательный пункт, имеет индекс ГРАУ — 1Ж3, обозначение ГБТУ — Объект 767. Пункт создан для разведки и целеуказания ракетно-артиллерийским системам. ПРП-3 «Вал» находится в эксплуатации с 1972 года.
Рассмотрим более подробно подвижный разведывательный пункт ПРП-3 «Вал», его историю создания, особенности конструкции, технические характеристики, созданные машины на базе.
История создания
Работы по машине были начаты по постановлению СССР 15 июля 1963 года. В качестве базы использовалась боевая машина пехоты БМП-1. На вооружение машина была принята в 1970 году.
Разработка велась в КБ Челябинского тракторного завода. Работами руководил Исаков П.П. Серийно машина производилась в Рубцовске.
Особенности конструкции ПРП-3 «Вал»
Подвижный разведывательный пункт ПРП-3 представляет собой бронированную плавающую гусеничную машину, оборудованную средствами разведки и наблюдения, освещения местности, аппаратурой навигации, ориентирования и связи, системой защиты членов экипажа от оружия массового поражения (ОМП) и предназначен для ведения разведки противника и местности, а также для обслуживания стрельбы подразделений наземной артиллерии и ПТУР.
ПРП-3 обеспечивает выполнение следующих основных задач:
- обнаружение и определение координат целей (танков, самоходно — артиллерийских установок и орудий противотанковой артиллерии, позиций ПТУР, пулеметов и других огневых средств противника) на переднем крае и в ближайшей тактической глубине;
- обнаружение танковых и механизированных частей и подразделений при выдвижении из глубины обороны на рубежи развертывания;
- обнаружение и определение координат наблюдательных пунктов и постов, оборонительных сооружений и инженерных заграждений;
- определение расположения передовых подразделений и переднего края обороны противника;
- целеуказание и обслуживание стрельбы своей артиллерии и подразделений ПТУР;
- освещение района целей ночью;
- вождение колонн в условиях, затрудняющих ориентирование на местности;
- наблюдение за действиями противника и своих войск;
- топогеодезическая привязка элементов боевого порядка подразделений наземной артиллерии.
В состав ПРП-3 входят:
- Средства разведки и наблюдения: радиолокационная станция обнаружения движущихся целей 1РЛ126, лазерный перископический дальномер 1Д6М1, ночной перископический наблюдательный прибор с дневной ветвью 1ПН29, перископический визир 1ОП79, дневной прибор для вождения на плаву ТНП-350Б, ночной прибор механика-водителя ТВНЕ-1ПА, двенадцать наблюдательных приборов ТНПО-170А, прибор обнаружения и сигнализации радиационной и химической опасности ГО-27.
- Средства навигации, ориентирования и перерасчета координат: механический датчик пути, курсопрокладчик 1В44 (КП-4), гирокурсоуказатель (гироазимут) 1Г13М, гирокомпас 1Г25-1, счислитель СТМ.
- Средства связи: две радиостанции Р-123М, танковое переговорное устройство Р-124 на пять абонентов.
- Средства освещения и сигнализации: пусковая установка 2П130-1, боеукладка осветительных реактивных снарядов 9М31, укладка для ракетницы СПШ и комплекта осветительных ракет.
- Вооружение: 7, 62 мм пулемет ПКТ, боеукладка для боеприпасов пулемета на 1000 патронов, укладки для автоматов экипажа и ручных гранат.
- Инженерное имущество: комплект шанцевого инструмента, укладка для маскировочной сети с размером полотна 6000Х9000 мм.
- Имущество для оборудования выносного наблюдательного пункта: радиостанция Р-108, два телефонных аппарата ТА-57, катушка телефонного кабеля 500 м, буссоль ПАБ-2А, стереодальномер ДС-1.
Экипаж ПРП включает следующих лиц: командир отделения артиллерийской разведки — дальномерщик, ст. оператор — топогеодезист, оператор — разведчик, радиотелефонист, механик — водитель.
ПРП-3 состоит из следующих основных узлов и агрегатов: бронекорпус с установленной на нем вращающейся башней, силовая установка, трансмиссия и ходовая часть, электрооборудование, специальное оборудование. Бронекорпус машины изготовлен из стальных катанных броневых листов толщиной 6 — 26 мм, соединяемых сварными швами. К верхнему лобовому листу крепится волноотбойный щит. Броневые листы установлены под рациональными углами наклона.
Отделение управления расположено в передней части корпуса. Оно ограничено справа перегородкой силового отделения, слева — левым бортом машины. В отделении управления размещены рабочие места механика — водителя и оператора — топогеодезиста. На рабочем месте механика — водителя расположены контрольно — измерительные приборы и механизмы управления машиной, три прибора наблюдения ТНПО-170А, сидение механика — водителя, люк с крышкой над сидением, укладка под автомат оператора — топогеодезиста и лючки для доступа в силовое отделение машины, баллон со сжатым воздухом, прибор А-4 танко — переговорного устройства (ТПУ) Р-124.
На рабочем месте оператора — топогеодезиста расположены сидение, вращающаяся башенка с двумя приборами наблюдения ТНПО-170А и перископическим визиром 1ОП79, гирокомпас 1Г25-1, гироазимут, блок питания гирокомпаса, счислитель СТМ, отсек фильтр — вентиляционной установки (ФВУ), аппарат ТПУ А-3.
Силовое отделение расположено в правой передней части корпуса и отделено от других отделений теплозвукоизоляционной перегородкой с лючками для доступа к агрегатам. В силовом отделении расположены двигатель УДТ — 20, коробка передач и поворота, системы охлаждения и воздухоочистки.
Боевое отделение расположено непосредственно за силовым отделением в центральной части корпуса и образовано сочетанием подвесной платформы с башней, кроме того, к боевому отделению относится и часть пространства в центральной части корпуса ограниченного перегородкой силового отделения, вращающейся платформой, топливным баком и стойкой прибора ГО-27.
В башне установлены: 7, 62 мм пулемет ПКТ, полупроводниковый электропривод горизонтального и вертикального наведения пулемета (ПЭ) 1ЭЦ10МВ, ночной наблюдательный прибор с дневной ветвью (НПН) 1ПН29, аппаратура лазерного перископического дальномера (ЛПД) 1Д6М1, аппаратура радиолокационной станции 1РЛ126, наблюдательные приборы ТНПО-170А, люки командира и оператора-разведчика, радиостанция Р-123М с блоком питания и аппараты А-1 и А-4 ТПУ, узлы системы воздушно — жидкостной очистки НПН и ЛПД, механизм поворота башни и вентилятор. На подвесной вращающейся платформе установлены сидения командира и оператора — разведчика, патронная коробка пулемета и гильзозвеньесборник, баллон со сжатым воздухом.
Слева по борту отделения имеется место для крепления направляющей пусковой установки (ПУ) 2П130-1 в походном положении, справа по борту крепятся два баллона противопожарного оборудования (ППО) и отопитель. В передней части отделения расположены узлы навигационной аппаратуры и две сумки для сухого пайка.
Кормовое отделение ограничено правым и левым бортами, кормовыми люками и боевым отделением. В нем размещаются: сидение радиотелефониста, измерительный пульт, коробка управления обогревом, датчик пути, блок питания прибора ГО-27, боеукладка осветительных реактивных снарядов 9М31, топливный бак, огнетушитель, аккумуляторные батареи, пульт управления, аппарат А-2 ТПУ, коробка КР-60 приборов ТНПО-170А, вертлюг ПУ 2П130-1 в походном положении, два прибора наблюдения ТНПО-170А, таблицы стрельбы осветительными реактивными снарядами 9М31, силовой щиток. Слева на крыше кормового отделения при выполнении задачи освещения местности устанавливается ПУ 2П130-1.
Технические характеристики ПРП-3 «Вал»
№№
п.п. |
Наименование характеристики | Единица измерения | Значение характеристики |
1 | Экипаж | чел. | 5 |
2 | Шасси | БМП-1 | |
3 | Мощность двигателя УДТ-20 | л.с. | 300 |
4 | Максимальная скорость | км/час | 65 |
5 | Скорость на плаву | км/час | 7 |
6 | Боевая масса | кг | 13 200 |
7 | Бронирование | мм | 6 — 26 |
8 | Длина по корпусу | мм | 6735 |
9 | Ширина | мм | 2940 |
10 | Высота в походном положении | мм | 2095 |
11 | Время перевода из походного положения в боевое | мин. | 4 — 5 |
12 | Время перевода из боевого положения в походное | мин. | 3 |
13 | Вооружение | пулемет | 1 х 7,62 мм ПКТ |
14 | Запас хода по топливу | км | 550 |
15 | Боекомплект | шт. | 1000 |
16 | Средства разведки и наблюдения | РЛС
дальномер квантовый ночной прибор наблюдения прибор наблюдения буссоль дальномер |
1РЛ126
1Д6М1 1ПН29 1ОП79 ПАБ-2М ДС-1 |
17 | Средства освещения местности | пусковая установка | 2П130-1 |
18 | Дальность стрельбы ОРС 9М31 | м | 1000-3000 |
19 | Время горения факела | сек | 50 |
20 | 90 мм осветительные ракетные снаряды 9М41 | шт. | 20 |
21 | Навигационная аппаратура | 1Т121 с курсовой системой «Маяк» | |
22 | Максимальная дальность засечки целей:
-оптическими приборами — РЛС |
м |
8000 10 000 |
23 | Средства связи | радиостанция | Р-123М, Р-108М, ТА-57, Р-124 |
Машины на базе
- ПРП-4 «Нард» — подвижный разведывательный пункт ПРП-4.
Эксплуатация ПРП-3 «Вал»
ПРП-3 «Вал» состояли на вооружении подразделений артиллерийской разведки артиллерийских частей и подразделений Советской Армии, а также армий стран — бывших республик СССР.