Большие десантные корабли океанской зоны, проект 775

Проект 775

Большой десантный корабль океанской зоны проекта 775 создан для транспортировки и высадки как на оборудованное, так и необорудованное побережье с малым уклоном дна сил десанта с боевой техникой. Данные корабли были заложены и построены на судоверфи «Stocznia Polnocna» в Гданьске (Польша) в период с 1974 по 1985 годы. Всего построено 17 кораблей данного проекта.

Рассмотрим подробнее историю создания кораблей, их тактико-технические характеристики, конструкцию, вооружение, описание кораблей проекта бдк «Минск», бдк «Оленегорский горняк».

История разработки

Военно-Морскому Флоту было необходимо заменить устаревающие большие десантные корабли проекта 1171, созданные на основе сухогруза. Их последователи должны были быть спроектированными специально для десантных операций, обладать большей живучестью и мощностью вооружения. Новые корабли должны были по значимости встать между БДК проекта 1174 («Носорог») и средними десантными кораблями. Проектирование 775 осуществлялось в Польской Народной Республике.

Корабль 055

Конструкция

Корабль имеет развитую кормовую надстройку. На корме имеется герметичный откидной лацпорт, нужный для погрузки техники с пирса при швартовке кормой. Танковый трюм проходит по всей длине корпуса, соединяя лацпорт и носовую аппарель, позволяющую производить десантирование амфибийной техники в море при волнении до 4 баллов.

Вооружение

Для обстрела береговых укреплений и уничтожения живой силы противника десантные корабли проекта 775 используют две ПУ МС-73 РСЗО А-215 «Град-М» калибра 122-мм, способные вести огонь с интервалом 0,5 секунды на дальность 21 км. Из артиллерийского вооружения БДК имеют две спаренные 57-мм АУ АК-725 с дистанционным наведением. Для усиления огневой мощи и средств ПВО на БДК проекта 775М вместо двух АК-725 был установлен артиллерийский комплекс, в состав которого входят одна установка АК-176 и две установки АК-630М.

Корабль 158

Радиотехническое вооружение

Управление механизмами наведения на кораблях проекта 775 и 775/II осуществляется при помощи приборов управления стрельбой МР-103 «Барс», а на кораблях проекта 775/III для управления артиллерийским вооружением установлена единая система управления огнём МР-123/176 «Вымпел». Для управления огнём реактивной артиллерии устанавливалась СУО ПС-73 «Гроза».

Также корабли проекта оборудованы радиолокационной станцией общего обнаружения МР-302 «Рубка» с дальностью действия до 100 км (на кораблях пр. 775/III вместо МР-302 установлена МР-352 «Позитив») и двумя навигационными РЛС МР-212/201 с дальностью действия до 64 км (в ходе постройки и модернизаций на корабли могли устанавливаться различные НРЛС: «Дон», «Вайгач», «Миус»).

Десантные возможности

Десантовместимость:

  • 10 средних танков и 340 чел.
  • 12 единиц бронетехники и 340 чел.
  • 3 средних танка, 3 САУ 2С9 «Нона-С», 5 МТ-ЛБ, 4 грузовых автомашины и 313 чел.

Либо:

  • вариант 1 — 13 средних (основных) танков;
  • вариант 2 — 13 БТР;
  • вариант 3 — 20 грузовых автомобилей;
  • личный состав десанта (при всех вариантах загрузки) — 150 чел.

Корабль 031

Размеры грузового отсека 55 × 6,5 × 4,5 м + 40 × 4,5 × 4,5 м., масса груза — до 480 тонн. Десант размещается в нескольких кубриках и офицерских 4-местных каютах.

Тактико-технические характеристики

Водоизмещение (т): 4400;

Длина (м): 112,5;

Ширина (м): 15;

Осадка (м): 3,7;

Скорость полного хода (узлов): 18;

Грузоподъёмность, тонн: 480;

Водоизмещение, тонн: 4080;

Дальность при максимальной скорости, миль: 4000;

Автономность (сут.): 30;

Экипаж (чел.): 97;

Силовая установка: дизельная.

Состав серии

Постройка больших десантных кораблей проекта 775 производилась с 1974 по 1985 гг. Постройка головного корабля «СДК-47» (заводской номер — 1)  была осуществлена в 1974 году в Польской Народной Республике. Всего в этом проекте было построено 25 кораблей, а в проекте 775М (с модернизированным вооружением) – 3 корабля. Один из кораблей 775 был экспортом отправлен в Йемен, в 1979 году.

Корабль на воде

Проект 775:

  • СДК-47 (БДК-47); Бортовой номер — 134; Заводской номер — 775/1; Введен в эксплуатацию — 01.07.1974; Флот – БФ
  • СДК-48 (БДК-48); Бортовой номер — 061; Заводской номер — 775/2; Введен в эксплуатацию — 30.06.1975; Флот — ТОФ
  • СДК-63 (БДК-63); Бортовой номер — 083; Заводской номер — 775/3; Введен в эксплуатацию — 30.06.1975; Флот — ТОФ
  • СДК-90 (БДК-90); Бортовой номер — 058; Заводской номер — 775/4; Введен в эксплуатацию — 30.11.1975; Флот- ТОФ
  • СДК-91 (БДК-91), «Оленегорский горняк»; Бортовой номер — 012; Заводской номер — 775/5; Введен в эксплуатацию — 30.06.1976; Флот — СФ
  • СДК-181 (БДК-181); Бортовой номер — 083; Заводской номер — 775/6; Введен в эксплуатацию — 09.10.1976; Флот — ТОФ
  • СДК-182 (БДК-182), «Кондопога»; Бортовой номер — 027; Заводской номер — 775/7; Введен в эксплуатацию — 30.11.1976; Флот — СФ
  • СДК-183 (БДК-183), «Котлас»; Бортовой номер – 035; Заводской номер — 775/8; Введен в эксплуатацию — 15.03.1977; Флот СФ
  • СДК-197 (БДК-197); Бортовой номер – 055; Заводской номер — 775/9; Введен в эксплуатацию — 21.09.1977; Флот — ТОФ
  • СДК-200 (БДК-200); Бортовой номер – 011; Заводской номер — 775/10; Введен в эксплуатацию – 1977; Флот — СФ
  • СДК-55 (БДК-55), «Александр Отраковский»; Бортовой номер — 031; Заводской номер — 775/11; Введен в эксплуатацию — 30.07.1978; Флот — СФ
  • СДК-119 (БДК-119); Бортовой номер — н/д; Заводской номер — 775/12; Введен в эксплуатацию — 27.02.1979; Флот — ТОФ, ВМС Йемена.

Корабль на суше

Проект 775/II:

  • БДК-14; Бортовой номер – 070; Заводской номер — 775/13; Введен в эксплуатацию — 31.08.1981; Флот — ТОФ
  • БДК-101, «Ослябя»; Бортовой номер – 066; Заводской номер — 775/14; Введен в эксплуатацию — 19.12.1981; Флот — ТОФ
  • БДК-105; Бортовой номер – 125; Заводской номер — 775/15; Введен в эксплуатацию — 02.03.1982; Флот — БФ
  • БДК-98, «Адмирал Невельской»; Бортовой номер – 055; Заводской номер — 775/16; Введен в эксплуатацию — 28.09.1982; Флот – ТОФ
  • БДК-32; Бортовой номер – 039; Заводской номер — 775/17; Введен в эксплуатацию – 1982; Флот — СФ
  • БДК-43, «Минск»; Бортовой номер – 127; Заводской номер — 775/18; Введен в эксплуатацию — 30.05.1983; Флот — БФ
  • БДК-58, «Калининград»; Бортовой номер – 102; Заводской номер — 775/19; Введен в эксплуатацию — 09.12.1984; Флот — БФ
  • БДК-45, «Георгий Победоносец»; Бортовой номер – 016; Заводской номер — 775/20; Введен в эксплуатацию — 05.03.1985; Флот — СФ
  • БДК-56, «Константин Ольшанский», Бортовой номер – 402; Заводской номер — 775/21; Введен в эксплуатацию – 1985; Флот – ЧФ
  • БДК-60, «Александр Шабалин»; Бортовой номер – 110; Заводской номер — 775/22; Введен в эксплуатацию — 31.12.1985; Флот – БФ
  • БДК-64, «Цезарь Куников»; Бортовой номер – 158; Заводской номер — 775/23; Введен в эксплуатацию — 30.09.1986; Флот — ЧФ
  • БДК-46, «Новочеркасск»; Бортовой номер – 142; Заводской номер — 775/24; Введен в эксплуатацию — 30.11.1987; Флот — ЧФ
  • БДК-67, «Ямал»;  Бортовой номер – 156; Заводской номер — 775/25; Введен в эксплуатацию — 30.04.1988; Флот – ЧФ.

Корабль и танки

Проект 775/III:

  • БДК-54, «Азов»; Бортовой номер – 151; Заводской номер — 775/26; Введен в эксплуатацию — 12.10.1990; Флот — ЧФ
  • БДК-11, «Пересвет»; Бортовой номер – 077; Заводской номер — 775/27; Введен в эксплуатацию — 10.04.1991; Флот — ТОФ
  • БДК-61, «Королев»; Бортовой номер – 130; Заводской номер — 775/28; Введен в эксплуатацию — 10.07.1991; Флот – БФ.

Служба

БДК данного проекта неоднократно участвовали в разнообразных операциях, причем без потерь. В их число входят, например:

  •  Эвакуация граждан СССР из порта Аден во время гражданской войны в Адене в 1986 году.
  •  Эвакуация с острова Нокра (Эритрея, тогда Эфиопия) в 1991 году.
  •  Функционирование в качестве сухогрузов при обеспечении флотских частей на Сахалине, Камчатке и Курильских островах.
  •  Участие в международной кампании по оказанию помощи иностранным государствам в зонах военных действий в акватории Индийского океана.
  •  Доставка с апреля 2014 года по настоящее время грузов правительству Сирии (в рамках кампании Сирийский экспресс).

Вид спереди

Весной 2014 года команда одного из кораблей этого проекта, «Константина Ольшанского», БДК Военно-Морских сил Украины, подняла Андреевский флаг. По состоянию на август 2014 года данное судно входит в 197 бригаду десантных кораблей ЧФ РФ.

Большой десантный корабль «Минск» проекта 775/II

Большой десантный корабль «Минск» является шестым в серии из 13 кораблей проекта 775/II, которая является второй серии кораблей проекта 775.

Корабль предназначен для высадки морского десанта на необорудованном побережье и переброски морем войск и грузов. Способен транспортировать различные виды бронетехники, включая танки.

Место базирования: Балтийский флот.

Постройка, имя: Корабль построен в Гданьске (Польша) в 1984 году. Первоначально имел наименование «БДК-43».

Тактико-технические характеристики:

  • Скорость: 18 узлов;
  • Дальность плавания: 6000 миль при 12 узлах;
  • Экипаж: 87 человек.

Размеры:

  • Водоизмещение: 4080 тонн;
  • Длина: 112,5 метра;
  • Ширина: 15 метров;
  • Осадка: 3,7 метра.

Большой десантный корабль «Минск»

Энергетическая установка: 2 дизеля, 2 винта, мощность — 19200 л.с.

Вооружение: 2 сдвоенные 57 мм артиллерийские установки АК-725, 2 пусковые установки реактивной системы залпового огня А-215 «Град-М», 4 пусковые установки переносного зенитно-ракетного комплекса «Стрела-2». На борту могут располагаться до 500 тонн техники и грузов и 225 десантников.

16 сентября 2000 года переименован в «Минск».

В 2004 году побывал с неофициальным визитом в британском порту Плимут.

В апреле 2005 года совершил трехдневный «Поход Памяти» по местам боевой славы Великой Отечественной войны. 04 августа на борту корабля был избит матрос-скинхед с татуировкой в виде свастики на плече. 31 июля участвовал в военно-морском параде в Санкт-Петербурге по случаю Дня ВМФ.

Летом 2011 года участвовал в международных учениях «Балтопс» и «Пассекс».

В сентябре 2013 года приступил к выполнению задач по планам оперативного командования в Средиземном море.

По сообщению от 15 мая 2014 года вернулся в Военную гавань города Балтийска после выполнения задач дальнего морского похода в составе Средиземноморской группировки ВМФ России.

26 июля 2015 года принял участие в военно-морском параде на День ВМФ в Санкт-Петербурге. В рамках итоговой проверки за 2015 учебный год принял участие в плановом учение по переброске морем и высадке подразделений морской пехоты береговых войск флота на необорудованное побережье, которое состоялось в октябре. 11 ноября 2015 года отправился в дальний поход в Средиземное море. 19 февраля 2016 года прошел через пролив Босфор и вошел в акваторию Черного моря. По сообщению от 08 сентября 2016 года в проливе Ла-Манш его сопровождал патрульный корабль HMS «Tyne» (P281) Королевского флота Великобритании. 09 сентября прибывает к месту постоянного базирования в порт Балтийск.

Корабль 127

В 2017 году принял участие в военно-морском параде в Санкт-Петербурге. 04 октября вышел в дальний поход из Балтийской военно-морской базы. 16 апреля 2018 года совершил деловой заход в португальский порт Лиссабон. По сообщению от 19 апреля вышел в море для совершения перехода к месту постоянного базирования – в Балтийск. 29 апреля вернулся из дальнего похода в Балтийск. После этого перешел в Кронштадт для прохождения профилактических и ремонтных работ, которые продлятся до середины июля. 29 июля примет участие в торжественном военно-морском параде по случаю Дня Военно-морского флота России, а затем вернется к месту базирования.

По сообщению от 30 ноября 2018 года прибыл в пункт постоянного базирования после выполнения учебно-боевых задач в Балтийском море.

По сообщению от 26 февраля 2019 года отрабатывает в море элементы второй курсовой задачи (К-2). По сообщению от 05 мая вернулся домой после 20-дневного развертывания в Балтийском море. По сообщению от 07 августа в рамках учения ВМФ России «Океанский щит – 2019» успешно отработал задачи по отражению атак средств воздушного нападения условного противника.

Большой десантный корабль «Оленегорский горняк» проекта 775

Большой десантный корабль проекта 775 «Оленегорский горняк» (по классификации НАТО — Ropucha I) был построен на Полночной верфи в Гданьске, Польша (заводской номер 775/5) под именем «СДК-91». Введен в состав Северного флота 30 июня 1976 года. В 1977 года был переименован в «БДК-91». С 07 мая 2000 года носит наименование «Оленегорский горняк» в связи с установлением шефства над кораблем Оленегорским горно-обогатительным комбинатом.

Корабль предназначен для высадки морского десанта на необорудованном побережье и переброски морем войск и грузов. Способен транспортировать различные виды бронетехники, включая танки.

Место базирования: Северный флот.

Тактико-технические характеристики:

  • Скорость: 18 узлов;
  • Дальность плавания: 6000 миль при 12 узлах;
  • Экипаж: 87 человек.

Размеры:

  • Водоизмещение: 4080 тонн;
  • Длина: 112,5 метра;
  • Ширина: 15 метров;
  • Осадка: 3,7 метра.

Большой десантный корабль «Оленегорский горняк»

Энергетическая установка: 2 дизеля, 2 винта, мощность — 19200 л.с.

Вооружение: 2 сдвоенные 57 мм артиллерийские установки АК-725, 2 пусковые установки реактивной системы залпового огня А-215 «Град-М», 4 пусковые установки переносного зенитно-ракетного комплекса «Стрела-2». На борту могут располагаться до 500 тонн техники и грузов и 225 десантников.

Лучший десантный корабль Северного флота в 2007 году.

В мае 2008 года с борта корабля осуществлена высадка морского десанта на необорудованное побережье для слушателей Военной академии ГШ РФ.

В ноябре 2012 года кок БДК старший матрос контрактной службы Гиоргий Такидзе признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) — избил сослуживца. Назначено наказание в виде лишения свободы сроком 2,5 года с отбыванием в исправительной колонии общего режима.

В сентябре 2013 года в составе кораблей и судов СФ участвовал в походе к Новосибирским островам.

17 декабря 2013 года в составе корабельной авиационной группы (КАГ) Северного флота, возглавляемой тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», вышел в дальний поход. По сообщению от 10 января 2014 года в составе КАГ прошел пролив Ла-Манш и продолжил движение в сторону Гибралтарского пролива вдоль побережья Европы. 15 января в составе КАГ начал проход через пролив Гибралтар в акваторию Средиземного моря. 17 июня совершил деловой заход в порт Сеута (Испания), который продлился до 20 июня. 25 июня прибыл в пролив Ла-Манш. В конце года поступил на ремонт на 35 СРЗ.

Корабль 012

По сообщению от 07 июля 2016 года прибыл на АО «33 СРЗ» (г. Балтийск) для проведения ремонта по техническому состоянию с продлением межремонтных сроков, который продлится более года. По состоянию на 23 мая 2019 года выведен из дока и начаты проведение швартовых испытаний. В третьей декаде августа, после проведения ходовых испытаний, должен быть передан Заказчику.

В пресс-службе отметили, что за время нахождения в ремонте, на корабле модернизировали значительную часть вооружения и оборудования корабля, все механизмы и узлы прошли освидетельствование. Речь идет о двигателях, трубопроводной системе, подводной и надводной частях корпуса.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
929
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: