2020 год, несмотря на пандемию, ознаменовался для «Северной верфи», одним из самых крупных судостроительных предприятий России, историческим событием – со стапеля сошел корвет проекта 20385. Корабль при закладке получил звучное и громкое название — «Гремящий».
Рассмотрим подробнее историю создания кораблей, их тактико-технические характеристики, конструкцию, вооружение, описание кораблей проекта корвета «Гремящий» и «Проворный».
Основная информация о проекте 20385
Информация о проекте 20385 в СМИ упорно утверждает, что корветы проекта будут служить не в составе Северного флота, а пойдут на оснащение Тихоокеанского. Эти слухи уже частично опровергнуты заявлениями Высшего руководства ВМФ России, которое утверждает, что «Гремящий» будет находиться в составе Северного флота. Так это или не так, покажет время. Про второй корабль проекта — крейсер «Проворный» — пока нет достоверной информации. Вполне возможно, что он как раз и будет служить в Тихоокеанском флоте.
Сейчас же «Северная верфь» в ускоренном темпе занимается оснащением корвета «Гремящий», спуск на воду которого уже близок. Данный боевой корабль стал представителем нового семейства боевых кораблей, которые должны быть построены в рамках специальной государственной программы развития военно-морского флота. В качестве базы для создания кораблей проекта 20385 выступили корабли проекта 20380, которые были разработаны в МКБ «Алмаз».
Причины, побудившие начать разработку проекта 20385
Так как Высшее руководство военно-морского флота РФ уже имело опыт в эксплуатации мощных боевых кораблей проекта 20380, то было принято решение разработать на базе этого проекта усовершенствованные корветы, которые имели бы на борту более мощное и улучшенное оружие. В результате создания нового технического задания родился проект 20385, в рамках которого предполагалось построить 5 кораблей нового типа.
Реализация проекта 20380 привела к появлению 5 кораблей, 4 из которых были переданы Северному флоту. Корабли нового проекта 20385 должны были быть переданы Тихоокеанскому флоту, так как там, в настоящее время, имеется только один корвет проекта 20380 – «Совершенный». Корветы проекта 20385, как и их предшественники, должны были стать судами второго ранга, рассчитанными для выполнения боевых задач различной сложности в ближней морской зоне.
Новые корветы должны были иметь более широкие возможности боевого применения, так как их вооружение будет усовершенствовано. Корабли проекта 20385 получат следующее модернизированное вооружение:
- Противокорабельный защитный комплекс «Уран» заменят на более совершенные ракеты «Калибр-НК». После этой замены новые корабли смогут стать настоящей универсальной единицей, способной не только действовать против отдельных кораблей или их групп, но и решать другие тактические задачи;
- ЗРК «Редут» останется в качестве стандартного вооружения, но он получит дополнительные пусковые ячейки. Теперь боекомплект будет увеличен с 12 до 16 единиц.
Нужно особо отметить тот факт, что оснащение корвета крылатыми ракетами «Калибр-НК» позволит кораблю действовать не только в ближней морской зоне. Дальность полета крылатых ракет составляет до 2 000 км, что даст возможность новым боевым судам держать на мушке все значительные военные суда, находящиеся в мировом океане. Кроме того, крылатые ракеты с не меньшей эффективностью способны поражать и наземные цели.
Задачи кораблей проекта
Хотя после установки крылатых ракет корабли проекта 20385 станут настоящими ударными корветами, по задумке создателей они должны стать универсальными кораблями, способными решать целый комплекс боевых задач. Если сравнивать тактико-технические характеристики новых боевых кораблей, то видно, что они ближе к классу эсминцев, которые являются самыми универсальными кораблями в военно-морском флоте. Новые корабли проекта 20385 должны решать следующие боевые задачи:
- Поиск, обнаружение и уничтожение вражеских подводных лодок. Для этого корвет оборудуют самым современным оборудованием и вооружением в этой области;
- Противодействие всем типам боевых кораблей, которые могут быть как в прибрежной, так и в дальней морской зоне;
- Осуществлять боевое дежурство по заданному маршруту;
- Проводить эскортные операции;
- Осуществлять огневую поддержку десантных операций. Нужно отметить, что после установки крылатых ракет в качестве стандартного вооружения, крейсер получит такую боевую мощь, что поддержка десанта превратится в зачистку территории перед высадкой десанта.
У корветов проекта 20385 будет иметься на оснащении вертолет КА-27, в задачи которого будет входить проведение разведывательных и спасательных операций.
Первый корвет проекта 20385 «Гремящий» станет значительно менее заметным для локаторов, чем корабли проекта 20380. Это стало возможным благодаря использованию новейших полимерных и композитных материалов при постройке корпуса корабля. Также комплект противолокационной защиты станет более современным.
На начальной стадии проекта 20385 предполагалось выпустить около 20 кораблей такого класса, руководство военно-морского флота неоднократно вело беседы на этот счет. В результате оборонная промышленность наладила целую производственную линию по выпуску штампованных деталей для новых корветов. Новые детали выполнялись из композитных и полимерных материалов. На начальном этапе разработок было заложено два корабля. Вторым корветом проекта 20385 стал «Проворный», заложенный в 2013 году. Однако экономическая ситуация внесла свои коррективы, в результате чего на сегодняшнем этапе проект 20385 представлен только двумя недостроенными корветами.
Основные отличия
Что касается материалов, из которых построен первый корабль проекта 20385, то они значительно отличаются от материалов кораблей проекта 20380. Корвет «Гремящий» построен с применением большого количества композитных материалов, которые были разработаны отечественными предприятиями. Особую роль в этом сыграло ФГУП «Прометей», специалисты которого не только разработали, но и создали технологии производства полимерно-композитных материалов, пригодных для судостроительства.
Благодаря тому, что надстройка корвета «Гремящий» сделана из негорючего пластика, удалось значительно снизить общий вес боевого корабля. Это позволило повысить скоростные качества корвета и разместить на его борту более тяжелое вооружение.
Разрабатывая новый корвет, конструкторы учли замечания военных, которые жаловались на недостаточные мореходные качества кораблей проекта 20380, поэтому «Гремящий» будет обладать лучшей сопротивляемостью качке. Свои боевые задачи корвет сможет выполнять при волнениях до 5 баллов. Живучесть корабля существенно повысится и благодаря снижению радиолокационного фона, что поможет кораблю оставаться незамеченным для локаторов противника, повышая шансы «Гремящего» нанести внезапный удар по кораблям или береговым укреплениям.
Что касается силовой установки головного корабля проекта 20385, то в настоящее время это два мощных дизеля 16Д49, развивающих по 6 000 л/с каждый. Изначально корабли проекта планировалось оснащать немецкими двигателями, но так как в последние годы ситуация на политической арене накалилась, то от двигатель иностранного производства было решено отказаться.
В срочном порядке была поставлена задача найти или разработать не только новый двигатель, но и другие механизмы корабля, которые планировалось использовать импортного производства. С данной задачей отечественная оборонная промышленность справилась с честью. В настоящее время отечественные двигатели адаптированы для боевых кораблей и успешно прошли ряд испытаний.
Технические параметры корвета «Гремящий»
Первый корвет проекта 20385 «Гремящий» имеет следующие тактико-технические характеристики:
- Длина корпуса составляет 104 метра;
- Ширина – 13 метров;
- Водоизмещение 2 200 тонн;
- Корабль может перемещаться на расстояние до 5 600 км. При этом максимальная скорость составляет 27 узлов;
- Полная автономность корабля может достигать 15 суток;
- Экипаж корабля — 99 человек.
Вооружение корвета состоит из следующих комплексов:
- Ракетный комплекс «Калибр-НК», который способен эффективно поражать как надводные, так и наземные цели на расстоянии до 2 000 км. Благодаря крылатым ракетам, размещенным на борту крейсера, он способен выступать в качестве ударного корабля;
- Усовершенствованный ЗРК «Редут»;
- 100-мм артиллерийская установка А-190-01;
- Два зенитных пулемета АК-630-М;
- Усовершенствованное противолодочное вооружение «Пакет».
Кроме того, к вооружению корвета «Гремящий» можно причислить и вертолет КА-27, имеющий на борту бомбовое и торпедное вооружение. Экипаж корабля будет иметь на вооружении ПЗРК «Игла».
Системы вооружений кораблей проекта
Головной корабль проекта, как и его младший брат, корвет «Проворный», должны быть оснащены двумя боевыми универсальными ракетными комплексами «Калибр- НК» с 8 крылатыми ракетами на борту. Основу противовоздушной обороны составляет хорошо знакомый ХРК «Редут». Корветы будут иметь и артиллерийское вооружение. Главный калибр представлен 100 мм автоматической артустановкой А-190-01. В дополнение к нему, ближнюю огневую мощь корабля обеспечивает два 30 мм автоматы АК-630М. Экипаж корабля имеетл в своем распоряжении ПЗРК «Игла».
На кораблях должно быть установлено мощное торпедное вооружение, способное эффективно бороться, как с надводными кораблями противника, так и с подводными лодками. Всем вооружением на корабле управляла автоматизированная система «Пума». Для ближнего боя на корвете стояли пулеметные турели, имелось два гранатомета.
Корветы оснащены не только наступательными и оборонительными видами вооружения. Особое место в обеспечении живучести судна занимает радиолокационное и навигационное оборудование. На корветах стоит хорошо знакомая БИУС «Сигма». Для быстрого выявления противника на море и в воздухе корветы оснащены станцией «Фурке-2». Система управления огнем работает в паре с наводящимся комплексом «Монумент А». За состояние подводного горизонта отвечают станции слежения и обнаружения «Заря» и «Минотавр».
Благодаря такой насыщенности радиолокационным, гидроакустическим и навигационным оборудованием корветы проекта 20385 обладают высокой живучестью. Корветы могут на больших расстояниях выявлять суда вероятного противника, оставаясь тем времени вне зоны обнаружения.
Строительство и ввод в эксплуатацию
Головной корабль, корвет «Гремящий», был заложен зимой 2012 года. Следом за ним через полтора года, летом 2013 года был заложен первое серийное судно, корвет «Проворный». Основанием для начала строительства послужил государственный оборонный заказ и контракт. В соответствии с условиями контракта на «Северной верфи» к 2020 году планировалось заложить и спустить на воду 8 корветом проекта 20385. На сегодняшний день постройка ограничена двумя судами этого класса. Разговоры о закладке еще двух однотипных судов в дополнение к уже строящимся, оканчиваются в коридорах Главного Военно-Морского Штаба и Министерства Обороны РФ. Вероятнее всего дальнейшее строительство судов этого класса будет вестись уже на основе базового проекта, который полностью завязан на отечественное оборудование, детали и механизмы.
Оба судна будут сегодня достраиваться силами отечественных предприятий, которые должны будут поставить все необходимые узлы, агрегаты и оборудование вместо зарубежных аналогов. Качественной и равноценной замены достичь не удастся, однако, по мнению военных экспертов, такие технологические новшества по ходу строительства не могут существенно снизить проектные тактико-технические характеристики кораблей.
На сегодняшний день активная фаза строительства осуществляется только на головном корабле. Корвет «Проворный» будет снова возвращен в колыбель проекта 20380, чтобы комплектоваться отечественными узлами и агрегатами. Это в свою очередь ведет к значительному удешевлению постройки кораблей и позволит выдержать сроки ввода корабля в строй отечественного флота.
На корветах проекта 20385 просто просится второй УКСК, что бы количество калибров и ракет пло довести до 16-ти ракет. И пакет-нк усилить до 8-торпед с каждой стороны. Получился бы отличный кораблик.