Десантные катера проект 11770 «Серна» являются серией российских скоростных десантных катеров на воздушной каверне. Данные катера предназначены для высадки на необорудованный берег или снятия с него боевой гусеничной, колесной и другой военной техники общей массой до 45 тонн, а также передовых подразделений десанта с вооружением (92 человека) с высокой скоростью 30 узлов, что превышает показатели других катеров аналогичного класса. Катера считаются кораблями 4-го ранга.
Рассмотрим подробнее историю создания кораблей, их тактико-технические характеристики, конструкцию, вооружение, описание корабля проекта дка «Алексей Баринов» с ботиком Петра I.
История корабля
Десантный катер проекта 11770, шифр «Серна», предназначен для транспортировки на необорудованный берег или снятия с него боевой гусеничной, колесной и другой военной техники общей массой до 45 т, а также передовых подразделений десанта с вооружением (92 человека), что превышает показатели других кораблей аналогичного класса. Десантный катер данного проекта был разработан в ОАО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» (г. Нижний Новгород).
Особенность десантного катера данного проекта заключается в том, что его движение основано на принципе воздушной каверны, сущность которой заключается в создании под днищем катера искусственной воздушной прослойки с избыточным давлением. Она изолирует большую часть корпуса от контакта с водой, чем достигается значительное снижение сопротивления и обеспечиваются высокие скорости хода более 30 узлов.
Еще одна особенность данного проекта десантных катеров — это их движитель. Вместо привычных винтов ДКА пр.11770 оснащены новым видом водометного движителя, лопасти рабочего колеса которого приспособлены к работе при постоянном поступлении воздуха в гидравлическое сечение движителя. Этот движитель назван вентилируемым водометным движителем — ВВД. В отличие от традиционного водометного движителя, ВВД не имеет спрямляющего аппарата и сопла, формирующего струю. Конструктивно ВВД состоит из водовода, на выходном сечении которого располагается рабочее колесо с приводом от гребного вала.
Десантный катер может самостоятельно сниматься с мели. Корпус катера — алюминиевый. Катер может перевозить грузы и технику со скоростью 30 узлов при состоянии моря до 2-х баллов. При волнении моря до 3-х баллов перевозка грузов возможна со скоростью до 27 узлов. Безопасное плавание при полном водоизмещении допустимо при состоянии моря до 5-ти баллов. Скорость хода при этом не превысит 8 узлов. При полном водоизмещении с грузом и волнении моря до 3-х баллов, с полным запасом топлива катер может доставлять людей и грузы в пункты морского побережья на удалении до 600 миль, но при этом масса груза должна быть не более 29 т.
ДКА оснащен двумя дизелями марки М503А мощностью 4000 л.с. (2940 кВт) каждый при расходе топлива 165 г/л.с. час. Автономность десантного катера по запасам провизии и воды составляет 1 сутки. Срок службы катера определен в 15 лет с двумя промежуточными ремонтами каждые 5 лет.
Конструкция
Особенностью десантного катера данного проекта является то, что его движение основано на принципе воздушной каверны, сущность которой заключается в создании под днищем катера искусственной воздушной прослойки с избыточным давлением. Она изолирует боольшую часть корпуса от контакта с водой, чем достигается значительное снижение гидродинамического сопротивления и обеспечиваются высокие скорости хода более 30 узлов.
Еще одна особенность данного проекта десантных катеров — это их движитель. Вместо привычных винтов десантные катера проекта 11770 оснащены новым видом водометного движителя, лопасти рабочего колеса которого приспособлены к работе при постоянном поступлении воздуха в гидравлическое сечение движителя. Этот движитель назван вентилируемым водометным движителем — ВВД. В отличие от традиционного водометного движителя, ВВД не имеет спрямляющего аппарата и сопла, формирующего струю. Конструктивно ВВД состоит из водовода, на выходном сечении которого располагается рабочее колесо с приводом от гребного вала. ГЭУ состоит из 2-х звездообразных 42-цилиндровых дизелей М503А «Звезда» мощностью по 4000 л.с. (2942 КВт) каждый при расходе топлива 165 г/л.с. час.
Корпус катера выполнен из алюминия. Высота борта у форштевня — 3,45 м, у миделя — 2,9 м. Катер может перевозить грузы и технику со скоростью 30 узлов при состоянии моря до 2-х баллов. При волнении моря до 3-х баллов перевозка грузов возможна со скоростью до 27 узлов в пункты морского побережья на удаление до 600 миль, но при этом масса грузов не должна превышать 29 тонн.
Безопасное плавание при полном водоизмещении допустимо при состоянии моря до 5 баллов. Скорость хода при этом не превысит 8 узлов. Десантный катер может самостоятельно сниматься с мели. Автономность десантного катера по запасам провизии и воды составляет 1 сутки. Срок службы катера определен в 15 лет с двумя промежуточными ремонтами каждые 5 лет.
Вооружение у катеров отсутствует.
Десантные возможности
Один основной танк (специальный танк) или две/два БМП/БТР, или до 45 тонн груза (при трехбальном волнении моря — не более 29 тонн), или 92 человек десанта.
Служба
«Д-144» был построен в 2007 году на «Судостроительном заводе «Волга» в Нижнем Новгороде, и в этом же году был переведен в Новороссийск для проведения сдаточных испытаний. Экипаж этого десантного катера (5 человек) был сформирован и прошел подготовку на Каспийской флотилии, где к тому времени уже имелись ДКА данного проекта. 19 февраля 2008 года десантный катер «Д-144» поднял Андреевский флаг и вошел в состав Черноморского флота Российской Федерации.
На январь 2009 года 4 катера данного проекта состояли на вооружении Каспийской флотилии, один катер — на вооружении Черноморского флота России, еще один катер — на вооружении Балтийского флота.
8 октября 2010 года в распоряжение Тихоокеанского флота был сдан новый десантный катер «Д-107» шифр «Серна». Новый катер войдет в состав соединения десантных кораблей, которое базируется в заливе Стрелок. Десантный катер «Д-107» заложен на стапеле «Восточной верфи» во Владивостоке 11 декабря 2008 года, спущен на воду — 15 апреля 2010 года, к государственным испытаниям корабль предоставлен 30 мая 2010 года.
Десантный катер «Алексей Баринов» с ботиком Петра I
Десантный катер «Алексей Баринов» с ботиком Петра I предназначен для транспортировки и высадки на необорудованный берег колесной и гусеничной техники, личного состава с вооружением (92 человека) общей массой до 45 тонн. Десантный катер данного проекта был разработан в ОАО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» (город Нижний Новгород).
Катер способен развивать скорость хода до 30 узлов и более (около 60 км/ч), в зависимости от загруженности.
Движение десантного катера основано на принципе воздушной каверны — искусственной воздушной прослойки с избыточным давлением под его днищем, которая изолирует большую часть корпуса от контакта с водой, обеспечивая значительное снижение сопротивления и повышение скорости хода до 30 узлов и более, может самостоятельно сниматься с мели.
Катер способен перевозить грузы и технику со скоростью 30 узлов при состоянии моря до 2 баллов, до 27 узлов — при волнении до 3 баллов. Безопасное плавание при полном водоизмещении допустимо при состоянии моря до 5 баллов со скоростью не более 8 узлов.
При полном запасе топлива катер способен доставить военнослужащих, военную технику и материальные средства в точку назначения на удалении до 600 миль (около 1200 км).
Десантный катер «Алексей Баринов» с ботиком Петра I оснащен двумя дизелями М503А мощностью 4000 л.с. (2940 кВт) каждый с расходом топлива 165 г/л.с. час. Автономность катера по провизии и воде составляет 1 сутки. Срок службы катера определен в 15 лет с двумя промежуточными ремонтами каждые 5 лет.
Основные характеристики:
Водоизмещение (т): 105;
Длина (м): 25,8;
Ширина (м): 5,8;
Осадка (м): 0,42/1,48 (нос/корма);
Скорость полного хода (узлов): 30;
Экипаж (чел.): 5;
Силовая установка: дизельная.