Рейдовые тральщики «Сапфир» стал следующим этапом развития проекта 1258, с установленным третьим ходовым двигателем, новым вооружением и конструкциями из улучшенных материалов. Проект данного корабля переработан во второй половине 1980 годов. Основной разработчик – ПКБ «Алмаз». Руководитель работ – ГК В.Блинов.
Рассмотрим подробнее историю создания кораблей, их тактико-технические характеристики, конструкцию, вооружение, описание кораблей проекта ртщ «РТ-57».
Основное назначение РТ «Сапфир» — противоминная защита, поиск, траление и уничтожение мин в прибрежных райнонах, в районах морских баз, рассредоточенного базирования на глубинах не более 80 метров.
Устройство и конструкция РТ «Сапфир»
При изготовлении корпуса корабля были использованы новые решения из стеклопластика, которые в итоге привели к снижению водоизмещения и магнитного поля (актуально для собственной защиты при работе с гидродинамическими минами на малой глубине). Также были применены решения, которые снизили напряженность физического поля нового корабля, использовали сталь маломагнитного типа ЮЗ при создании несущих частей корпуса и механизмов, силовые линии были выполнены в специальной изоляции. Люки, двери, ограждения, трапы и кранцы изготавливались из сплавов алюминия и магния.
Верхнюю палубу РТ «Сапфир» выполнили прямой с носовой седловатостью корпуса с фальшбортом почти до надстройки. Сама надстройка имеет плавные обводы, ходовой мостик, выгородку вентиляции, треугольную мачту, пост управления искателями и тралами, большие панорамные окна (ходовая рубка), которые обеспечили большой угол обзора как по курсу, так и по траверзе.
Восемь отсеков, разделенные водонепроницаемыми переборками, обеспечивали живучесть и непотопляемость рейдового тральщика:
- отсек с цепным ящиком, форпик;
- отсек агрегатной;
- отсек с кубриком на 12 моряков, с двумя цистернами для пресной воды, ЗиП и ПОУ;
- отсек с каютами командира и младших командиров, двумя тамбурами, камбузом, сточными цистернами и помещением кондиционеров;
- отсек машинного отделения (носовой отсек);
- отсек машинного отделения (кормовой отсек) с двумя топливными цистернами;
- отсек тралов, выгородки ПЗРК и одной цистерны с пресной водой;
- отсек румпельного отделения.
По сравнению с проектом 1258, экипаж корабля уменьшен. Этого удалось добиться технологическим путем – автоматизацией и ДУ техсредствами корабля. С ГКП системой автоматики обеспечено управление техническим оборудованием корабля. Кроме системы кондиционирования, была установлена защита от ОМП.
Размагничивание корабля состоит из полноценной системы с автоматическим регулированием, в состав которого вошли: основная горизонтальная обмотка; батоксовая курсовая обмотка; шпангоутная курсовая обмотка, как общекорабельного так и местного исполнения. Тральные технические средства состояли из тральной лебедки, поворотной опускной кран-балки, якорно-швартовного шпиля с гидроприводом. Рулевая – рулевая машинка с гидроприводом, руль полубалансирный. Управление рулевой – упрощенная система со следящим и автоматическим режимом управления. Силовая – трехвальная, механическая с тремя дизелями четырехтактного типа ЗД-12 с системой непосредственного впрыска топлива, общей мощностью 1200 л.с. 3 дизеля передавали мощность на 3 винта с помощью реверс-редукторов. Гарантийный ресурс дизелей – 4.5 тысячи часов.
Капитальный ремонт – 14 тысяч часов. Вес одного дизеля 2.1 тонны. Управление – автоматическое дистанционное. Энергосистема – переменный ток 380В, вырабатываемый 3 дизельными генераторами, общей мощностью 150 кВт. При аварийных ситуациях используется аварийное освещение 12В от батарей аккумуляторных.
Вооружение
Вооружение тральщиков состояло:
- Из 1 шестиствольного 30-мм автомата АК-306М с длинной ствола 54 калибра, расположенного на баке. Скорострельность установки составляла 4000-5000 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -12 до +88°, а горизонтального до 180°. Начальная скорость снаряда 960 м/с, дальность стрельбы до 8,1 км. Питание автоматов ленточное, лента на 2000 патронов расположена в круглом магазине. Расчет орудия включает 2 человека. Масса установки 1 918 кг. Автоматы имели систему дистанционного управления от ПУС «Колонка 219-1».
- Из 8 комплектов ПЗРК «Стрела-3». Как только головная часть ракеты выйдет из пусковой трубы, под действием пружин раскрываются рули. Затем откидываются стабилизаторы и на удалении 5-6 м от ПУ срабатывает маршевый двигатель. В начале работы маршевого двигателя под действием сил инерции выключается специальный инерционный стопор, который подготавливает взрывное устройство к взведению. На расстоянии 80-250 м от ПУ срабатывает вторая ступень предохранения — полностью выгорают пиротехнические предохранители, и завершается подготовка взрывного устройства. В полете головка самонаведения все время контролирует направление на цель: независимо от положения продольной оси ракеты головка следит за целью и корректирует курс ракеты до встречи с целью. В случае промаха через 14-17 секунд с момента запуска срабатывает самоликвидатор и ракета уничтожается. Скорость самонаводящейся зенитной ракеты 9К34 составляет 670 м/с, дальность стрельбы от 500 метров до 4,5 км, потолок — от 15 метров до 3 км при скорости цели до 310 м/с. Система управления: пассивная инфракрасная головка самонаведения. Вес (комплекса): 16 кг.
- Из 1 глубоководного контактного трала ГКТ-3МО, для траления якорных мин. Трал подсекающий с углублением от 5 до 120 метров и имел ширину захвата до 130 метров, при скорости траления до 12 узлов при волнении моря до 5 баллов. Комплект включает буксирный трос, один или два традиционных гидродинамических углубителя (типа решеток — углубителей от МТ-3), две тралящие части и два отводителя. Все составные элементы трала, включая тросы, изготовлены из маломагнитных материалов. Отводящие элементы автоматически удерживают заданное углубление. Удаление трала от тральщика составляло 150-180 метров. Трал не имеет обозначителей протраленной полосы.
- Из 1 соленоидного электромагнитного трала СЭМТ-1, для уничтожения донных магнитных и индукционных мин путем воздействия на них магнитного поля. Трал одинарный, поверхностный или с углублением, буксируемый. Ширина протраленной полосы составляла 65 метров, глубина воздействия до 30 метров при скорости траления до 8 узлов, а волнение моря до 4 баллов. Длина буксира составляла от 150 до 180 метров.
- Из 1 акустического трала АТ-6, для уничтожения донных акустических и комбинированных мин. Трал одинарный поверхностный или с углублением, буксируемый, представлял собой акустический излучатель.
- Из 1 комплексного искателя-уничтожителя мин КИУ-2М, для поиска, обнаружения и уничтожения мин и миноподобных предметов впереди по курсу корабля. Комплекс включал ГАС миноискания якорных и донных мин впереди по курсу МГ-99А1 «Кабарга-А1» и самоходный телеуправляемый аппарат СТИУ-2 «Кетмень», который по данным ГАС миноискания осуществлял допоиск и классификацию обнаруженного объекта с помощью телевизионной системы и уничтожение мины путем укладки на него заряда-уничтожителя, с последующим возвращением к кораблю.
- Из 2 шнуровых зарядов по 200 метров, для уничтожения донных и придонных мин. ШЗ используется на глубинах от 5 до 100 метров при скорости буксировки до 6 узлов.
На тральщиках устанавливались ГАС миноискания якорных и донных мин и миноподобных предметов МГ-99А1 «Кабарга-А1», РЛС навигации «Миус» и радионавигационная система «Брасс».
РЛС навигации «Миус» работает в режиме кругового обзора в диапазоне длин волн 3,2 см и имеет импульсную мощность излучения 7 кВт. Комплект станции включал: антенно-поворотное устройство-прибор А, индикатор-прибор И; приемопередатчик-прибор П; преобразователь напряжения бортсети-прибор С; выпрямитель бортсети-прибор В. Ширина диаграммы направленности антенны в горизонтальной плоскости составляла 1,1°, а в вертикальной плоскости 20°.
Диаметр экрана электронно-лучевой трубки 180 мм, а шкалы дальности имели деления меток неподвижных кругов дальности 0,4/0,2; 0,8/0,2; 1,6/0,4; 4/1; 8/2; 16/4; 24/4 мили соответственно. Длительность зондирующего импульса на шкалах дальности 0,4 мили составляла 0,1 мкс,а на шкалах дальности 24 мили — 0,3 мкс. Дальность обнаружения эсминца при высоте установки антенны 15 м над уровнем моря составляла около 10 миль, а средний морской буй обычно обнаруживается на расстоянии 1,8 мили. Мертвая зона обычно не превышает 30 м.
Тактико-технические данные
Водоизмещение: | стандартное 131 тонна, полное 135 тонн. |
Длина наибольшая: | 31,5 метра |
Ширина наибольшая: | 6 метров |
Осадка: | 1,58 метра |
Силовая установка: | 3 дизеля 3Д-12 по 300 л.с., 3 винта ФШ, 1 руль |
Электроэнергетическая система: | 3 ДГ по 50 кВт переменного тока 380 В. |
Скорость хода: | полный 12 узлов, экономический 10 узлов, траления 10-12 узлов |
Дальность плавания: | 400 миль при 10 узлах |
Автономность: | 3 суток |
Мореходность: | до 5 баллов |
Вооружение: | . |
ракетно-артиллерийское: | 1х6 30-мм автомат АК-306М от ПУС «Колонка-219-1», 8 ПЗРК «Стрела-3» |
противоминное: | 1 глубоководный контактный трал ГКТ-3МО, 1 соленоидный электромагнитный трал СЭМТ-1, 1 комлексный искатель-уничтожитель КИУ-2М, 1 акустический трал АТ-6, 2 шнуровых заряда ШЗ-200 |
гидроакустическое: | 1 ГАС миноискания МГ-99А1 «Кабарга-А1» |
радиотехническое: | инфракрасная аппаратура ночного видения «Хмель», РЛС госопознавания «Нихром» |
навигационное: | 1 НРЛС «Миус», 1 радиопеленгатор АРП – 50Р, навигационная система «Брасс», эхолот НЭЛ-М3Б. |
Экипаж: | 15 человек (1 офицер, 2 мичмана) |
Представители проекта
Название | б/н | Зав. № |
Заложен | Спущен на воду | Передан заказчику | Флот | Прим. |
РТ-57 | 316 | 350 | 20.10.1986 | 29.07.1987 | 12.12.1989 | БФ | В строю |
РТ-341 | 331 | 351 | 15.01.1987 | 25.04.1989 | 30.12.1989 | БФ | Списан 22.06.2005 года |
РТ-248 | 348 | 352 | 16.03.1987 | 6.02.1990 | 29.09.1990 | БФ | В строю. Дооборудован в корабль-водитель пр.13000 |
РТ-249 | 206 | 353 | 9.04.1987 | 27.07.1990 | 29.12.1990 | БФ | Списан в 2014 году |
РТ-252
с 2019 — Василий Поляков |
319 | 354 | 12.10.1987 | 27.09.1991 | 30.12.1991 | БФ | В строю. |
РТ-273
затем — Виктор Сигалов |
339 | 355 | 29.03.1988 | 11.12.1991 | 30.09.1992 | БФ | В строю |
‘РТ-231
с 2019 — Леонид Перепеч |
310 | 356 | 28.07.1988 | 19.08.1992 | 25.08.1993 | БФ | В строю |
РТ-233 | 219 | 357 | 20.10.1988 | 8.07.1993 | 9.09.1994 | КВФ | В строю |
РТ-234 | 363 | 358 | 27.04.1989 | 31.03.1994 | 28.08.1996 | БФ | В строю |
Алатау | 531 | 366 | 31.07.2014 | 30.10.2015 | 10.2016 | ВМС Казахстана | В строю. |
Обзор РТ-57 проекта 10750
РТ-57 (бортовой № 316) — рейдовый тральщик проекта 10750, шифр «Сапфир», предназначенный для противоминной защиты, поиска, траления и уничтожение мин в прибрежных районах, в районах морских баз, рассредоточенного базирования на глубинах не более 80 метров.
Место базирования: Балтийский флот.
Постройка: РТ-57, заводской № 350, заложен 20.10.1986 на Средне-Невском ССЗ. Спущен на воду 29.07.1987. Вошел в строй 12.12.1989.
Тактико-технические характеристики:
- Скорость полного хода: 12 узлов;
- Дальность плавания: 400 миль (10 уз);
- Автономность плавания: 5 суток;
- Экипаж: 14 (1 офицер).
Размеры:
- Водоизмещение: стандартное — 131 т, полное — 135 т;
- Длина: 31,5 м;
- Ширина: 6,5 м;
- Осадка: 1,53 м.
Энергетическая установка: 3х300 л.с., дизели 3Д12М, 3 ДГ ДГР50М1/1500-2 по 50 кВт.
Вооружение:
- 1х8 ПУ ЗРК 9К310 «Игла-1» (32 ЗУР 9М313);
- 1х6 30 мм АК-306 – 500 выстрелов – ПУС «Колонка 219-1»;
- 4 мины;
- Искатель-уничтожитель мин КИУ-1 или КИУ-2М «Анаконда» или глубоководный контактный трал ГКТ-3-МО, акустический трал АТ-6 или соленоидный электромагнитный трал СЭМТ-1, акустический трал АТ-6 или шнуровые заряды 2х200 м.
РТВ: НРЛС «Лиман», ГАС миноискания МГ-99А1 «Кабарга-А1», радионавигационная система «Брас».
В 2014 году принял участие в военно-морском параде на День ВМФ в Санкт-Петербурге.
В 2015 году принял участие в военно-морском параде на День ВМФ в Санкт-Петербурге.
В мае 2016 года стало известно, что будут обновлены гидроакустические станции миноискания МГ-991.
В 2018 году корабль привлекли к участию в Главном военно-морском параде по случаю Дня ВМФ.
28 июля 2019 года корабль участвовал в Главном военно-морском параде по случаю празднования Дня ВМФ России.