Подводная лодка «Колумбия» — американский ответ российским «Бореям»

Подводная лодка «Колумбия»

В 80-х годах прошлого века основной ядерных сил США стали атомные подводные ракетоносцы типа «Огайо», вооруженные ядерными баллистическими ракетами. На сегодняшний день ничего не изменилось, поэтому сейчас в составе американских подводных сил 14 таких кораблей.

Появление у России новейших ракетных субмарин типа «Борей» заставило американцев пересмотреть «Стратегию национальной обороны США». Теперь финансовые планы их военного ведомства направлены на модернизацию своих ядерных арсеналов, но программа строительства 12 стратегических ракетоносцев типа «Колумбия» администрацией Президента США считается приоритетной. Рассмотрим более подробно подводную лодку «Колумбия», сравним ее с подлодкой «Борей».

История создания

Разработка субмарины нового поколения «Колумбия» началась в США в 2008 году. Она является одним из самых совершенных и дорогих боевых кораблей в мире.

Подводная лодка «по проекту» обладает длиной свыше 170 метров и максимальной шириной в 13 м. На борту сможет разместиться экипаж в составе 155 человек. Водоизмещение составит почти 21 тысячу тонн. На подлодке будет размещён ядерный реактор, который обеспечит неограниченную дальность хода и скорость в 30 узлов.

Подлодка нового поколения получит X-образные кормовые рули, а также горизонтальные рули глубины, установленные на рубке. Вместо винта на субмарину установят водометный движитель.

История создания

В отличие от предыдущего поколения, реактор «Колумбии» не требуется перезаправлять на протяжении всего срока работы. Двигатель будет полностью электрическим, запитанным от генераторов атомной установки. Для снижения шумности гребной винт будет заменён на водомётный движитель.

Таким образом, головная субмарина войдёт в строй к 2031 году. Всего планируется построить 12 подлодок, срок службы каждой из которых составит не менее 42 лет. Разработка «Колумбии» обошлась американцам в 4 миллиарда долларов. При этом головной корабль будет стоить около 14 миллиардов, а последующие — около 6 млрд. Вместе с обслуживанием, общая стоимость всех 12 аппаратов составит почти 130 миллиардов долларов — колоссальная сумма.

Особенности подводной лодки

Основными особенностями подводных лодок «Колумбия», отличающими их от устаревающих «Огайо», будут являться:

  • увеличенный срок службы (до 42 лет) за счет применения новых более надежных корпусных конструкций и элементов;
  • эксплуатация без перезагрузки активной зоны реактора в течение всего срока службы, что значительно сократит время проведения ремонтов (сейчас такая операция осуществляется один раз в 10 лет и длится более года);
  • вооружение усовершенствованными баллистическими ракетами (по дальности стрельбы, точности и т.д.);
  • оснащение современным вооружением и техническими средствами, что повысит эффективность применения, скрытность и живучесть подводной лодки (установка водометных движителей и электродвигателей, применение новых типов звукопоглощающего покрытия, совершенствование торпедного и радиотехнического вооружения, внедрение новых средств управления кораблем и оружием и т.п.).

Общие затраты на строительство подводных лодок «Колумбия» и обеспечивающей инфраструктуры оцениваются около 110 млрд долларов. Стоимость головной лодки может составить более 8 млрд долларов, а серийных – около 7 млрд.

С 2015 года проводятся исследовательские работы по созданию новых субмарин на средства, которые аккумулирует специально созданный Национальный фонд морского сдерживания.

Особенности подводной лодки

Разработку технического проекта лодки «Колумбия» ведет военно-промышлен­ная корпорация General Dynamics Corporation.

Параллельно ведутся подготовительные работы для организации серийного производства новых кораблей на верфи в штате Коннектикут.

В ближайшее время планируется углубление фарватера в районе верфи, расширение производственной зоны, увеличение численности персонала предприятия и открытие нескольких технических колледжей для его подготовки.

Построить и ввести в эксплуатацию первую лодку планируется в период с 2021 по 2031 годы, а завершить всю серию из 12 ракетоносцев – к 2042 году. Соблюдение такого плана позволит использовать эти подводные лодки до 2084 года.

Сравнение «Борея» с «Колумбией»

Ввиду высокой секретности, технической информации по кораблям улучшенного проекта «Борей» и класса «Колумбия» мало, но достаточно для небольшого сравнения. Внешние габариты кораблей близки: длина корпуса в пределах 170–171 метра, максимальный диаметр цилиндрической части 13,1–13,5 метров. У нашего крейсера водоизмещение в надводном положении составляет 14,7, полное подводное — 24 тысячи тонн. Первая цифра для «Колумбии» 18300, вторая — 23100 тонн.

Разница объясняется особенностями архитектуры. Россияне предпочитают традиционную двухкорпусную (внешний и прочный корпуса), американцы — единый прочный корпус. Рабочая глубина погружения и максимальная скорость хода близки и составляют порядка 400 метров и 30 узлов, соответственно. Экипаж: 107 и 155 человек, что говорит о существенно более высокой автоматизации оте­чественных подлодок.

В воде

Оба типа подводных лодок несут одинаковое число пусковых шахт — шестнадцать. «Главным калибром» АПКР проекта 955/955А выступает твердотопливная баллистическая ракета Р-30 «Булава» (РСМ-56) с шестью специальными головными частями индивидуального наведения. Стартовая масса 37 тонн, дальность полета порядка 8–9 тысяч километров. Трехступенчатый Trident II D5 длиной 13,6 метра и пусковым весом 59 тонн способен нести блок из 8–12 разводящихся боеголовок, однако из-за ограничений, наложенных соглашениями по сокращению стратегических наступательных вооружений, разрешено ставить максимум шесть.

Точные параметры дальности полета засекречены; пресса приводит цифры 7840 км для максимальной полезной нагрузки и 12 тысяч километров варианта с уменьшенной забрасываемой массой. «Булава» принята на вооружение в 2013году, американский «трезубец» — 1990-м. Наша ракета на 22 тонны легче, пару метров короче и 10–11 см уже, но при этом, учитывая договоренности по СНВ, несет столько же боеголовок на сопоставимую дальность.

Важнейшей характеристикой субмарины является уровень скрытности. Отечественные атомоходы первого поколения по шумовым параметрам значительно уступали американским; по мере перехода к следующим поколениям отставание постепенно сокращалось. Обе стороны продолжают настойчивые усилия по снижению уровня физических полей подводных лодок. Сами американцы считают свои субмарины самыми малошумными в мире, но многие независимые эксперты отмечают значительные достижения российских специалистов в данной области, позволяющие говорить о паритете с Западом.

«На кораблях проекта «Борей» установлено оборудование, которое отличает низкий уровень шума, проведена серия мероприятий по снижению шумности», — отмечал ранее руководитель «Рубина». По его словам, введенная за последние годы в строй подводная техника работает в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к ней государственным заказчиком, ее характеристики устаивают Военно-морской флот, а сами корабли получают положительные отзывы экипажей. При переходе к «Борей-А» и, в дальнейшем, «Борей-Б», идет последовательное повышение уровня скрытности наших подводных крейсеров.

В США

«Отечественная школа подводного кораблестроения сохранила и развивает свои лучшие традиции, фундаментом которых является блестящая работа и высокая ответственность ученых, конструкторов, судостроителей. Все это в комплексе позволяет идти в ногу с научно-техническим прогрессом, а зачастую и обгонять его на несколько шагов», — отметил главком ВМФ России в своей речи на спуске «Князя Владимира».

Модернизация других страны

Необходимо отметить, что другие страны «ядерного клуба» также занимаются модернизацией и развитием своих морских ядерных сил.

Великобритания запустила программу по созданию новых ракетных субмарин типа Successor. Этими кораблями планируется с 2028 года начать замену существующих подводных лодок типа Vanguard.

Франция завершает переоснащение своих лодок типа Triomphant современными баллистическими ракетами и осуществляет проектирование следующего поколения ракетоносцев.

В Китае продолжается создание ракетных подводных лодок класса Jin и Tang с ракетами межконтинентальной дальности.

Индия создается подводные ракетоносцы Arihant.

Как мы видим, подводные носители баллистических ракет в наше время считаются серьезным инструментом военно-политического сдерживания.

Модернизация

Такой приоритет эти корабли имеют за свою способность скрытно наносить удар по важным различным объектам противника, находящимся на большом удалении.

В данных условиях поддержание морских ядерных сил на необходимом уровне является одной из приоритетных задач и для России.

Источники

  • https://zen.yandex.ru/media/they/kolumbiia—samaia-sovershennaia-i-dorogaia-submarina-v-mire-5f22ca62b3ffa04c05742a16
  • https://warbook.club/voennaya-tehnika/podvodnye-lodki/kolumbia/
  • https://topwar.ru/158239-v-ssha-zalozhili-golovnuju-atomnuju-podlodku-klassa-kolumbija.html
  • https://arsenal-otechestva.ru/article/1040-podvodnyj-raketonosets-kolumbiya
Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
433
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: