Подлодка «Борей» или Россию уже голыми руками не возьмешь

АПЛ «Борей»

Летом 2011 года АПЛ «Юрий Долгорукий» выстрелила по заданной цели межконтинентальной баллистической ракетой «Булава». Данный запуск входил в программу испытаний и был вторым. Расстояние, на которое улетела ракета, составило 9300 километров. Такая новость подвергла в шок многих.

Известие об этом заставило призадуматься всех врагов России. Они поняли, что никакие укрепления и большие расстояния в любой ситуации не спасут. Родоначальником этой подлодки является «Борей», подводная лодка четвертого поколения.

История проекта 995 «Борей»

История создания советских подводных лодок четвертого поколения началась еще в далеком 1978 году. Под руководством главного конструктора Здорнова в ЦКБ «Рубин» началась разработка проекта 955 «Борей» (по классификации НАТО «Dolgorukiy» или «Borei») — советской атомной подводной лодки четвертого поколения. Новая подлодка должна была относиться к классу подводных ракетоносцев, иметь подводное водоизмещение 29 тысяч тонн, корпус длиной 170 метров, подводную скорость 29 узлов и глубину погружения до 400 метров.

История проекта

АПЛ проекта 955 должны были заменить морально устаревшие корабли 941 проекта «Акула» и 667 БДРМ «Дельфин». Лодку планировали вооружить твердотопливными баллистическими ракетами, сначала для этой цели специально разрабатывалась ракета «Барк», но до стадии серийного производства ее так и не смогли довести, и было принято решение вместо нее вооружить новые лодки ракетами Р-30 «Булава». Поэтому начиная с 1998 года подводные лодки проекта 955 переделывались под новый ракетный комплекс.

Вообще, следует сказать, что судьба проекта «Борей» складывалась непросто. Изначально АПЛ проектировались под одну ракету с определенными габаритами, затем ракетный комплекс был заменен. Основным оружием ракетного подводного крейсера стратегического назначения являются именно межконтинентальные баллистические ракеты, и без них он будет как орудие без снарядов. В 1998 решили отказаться от создания ракет «Барк» и был объявлен конкурс на разработку новой твердотопливной ракеты. Победителем конкурса стал Московский институт теплотехники.

Неудачи с ракетой наложились на общую тяжелую ситуацию в стране в конце 90-х. Практически прекратилось бюджетное финансирование, строительство первого корабля проекта было почти заморожено. «Юрий Долгорукий» в тот момент представлял собой разрозненные части корпуса. Часть материалов и комплектующих поставлялись из других республик СССР, после его распада поставки были прекращены.

Например, специальные виды металлопроката изготавливал Запорожский металлургический завод, после 1991 года поставки прекратились.

Но несмотря на все трудности, строительство первой лодки проекта 955 «Борей» было возобновлено уже в 2000 году. Корабелы шли на различные ухищрения, в дело пошли даже части недостроенной многоцелевой АПЛ К-337 «Кугуар». «Юрия Долгорукого» планировали сдать в 2006 году, а в 2004 была заложена вторая атомная подводная лодка того же проекта – «Александр Невский». Параллельно строительству лодок шли работы над созданием их оружия – новой твердотопливной ракеты.

В 2005 году было закончен корпус подводной лодки, в 2006 году был заложен третий ракетоносец того проекта, «Владимир Мономах». В 2008 году «Юрий Долгорукий» был спущен на воду, был запущен его ректор, а в следующем году начались швартовые и ходовые испытания лодки. Эта субмарина стала первым реализованным российским проектом АПЛ четвертого поколения.

С 2003 года полным ходом шла подготовка двух экипажей для первой атомной подлодки проекта 955.

По состоянию на май 2011 года было известно, что, начиная с 4-го корпуса подлодок проекта 955 «Борей» (условно пр. 09554), будет изменяться форма корпуса лодки, которая станет ближе к изначально задуманному облику субмарин. Вероятно, данные лодки будут строиться без использования задела, который остался от ПЛА пр. 971. В носовых отсеках РПКСН планируется отказаться от двухкорпусности.

995 «Борей»

Наряду с носовыми антеннами ГАК «Иртыш-Амфора» будут использоваться протяжные корпусные антенны ГАК. Торпедные аппараты планируется сдвинуть ближе к центру корпуса и сделать их бортовыми. Передние рули глубины собираются переместить на рубку. Количество пусковых шахт планируется довести до 20, с уменьшением размеров проницаемой надстройки в районе шахт. Подвергнется модернизации и энергетическая установка, которая будет унифицирована с другими подлодками 4-го поколения.

Конструкция подводной лодки типа «Борей»

Конструкция лодок типа «Борей» отличается от ранее выпускавшихся субмарин.

Прочный корпус состоит из 8 отсеков:

  1. В 1-ом отделении размещены торпеды, гидроакустические приборы, аккумуляторы.
  2. Центральный пост и жилые помещения находятся во втором модуле. Он называется командным. Кроме этого, в нем размещено большинство из имеющегося оборудования.
  3. В третьей части находятся боевые посты, где несут круглосуточную вахту члены экипажа.
  4. Четвертые и пятые модули заняты ракетами.
  5. Шестой отсек занят паропроизводящей установкой.
  6. «Сердце» подлодки, ядерный реактор и турбины, находится в седьмом и восьмом отделениях. И тот и другой называются энергетическими.

Собирается подлодка блоками. Наружный (легкий) корпус имеет резиновое покрытие, что дает возможность субмарине быть малозаметной для противника. Прочный и наружный корпуса отделены друг от друга специальными амортизаторами, что снижает шум работающих турбин и реактора.

Конструкция

Внутри подлодки на своих амортизаторах установлены все агрегаты, которые способны производить вибрацию или просто шум.

Силовая установка подводного ракетоносца

На современных подводных лодках устанавливаются ядерные энергетические установки (ЯЭУ) четвертого поколения. Конструкция их, конечно, не разглашается, но известно, что мощность ядерного реактора около190 мегаватт. Кроме того на лодке установлены паропроизводящие и паротурбинные агрегаты.

Для движения субмарины, установлена малошумная водометная установка мощностью 50 тысяч лошадиных сил, питающаяся от паровой турбины.

Имеются так же и гребные винты, вращающиеся от электродвигателей, но они не являются основными, а используются в качестве подруливающих. Скорость АПЛ в надводном положении – 15 узлов (28 км/час), в подводном – 29 узлов (54 км/час). Это конечно несравнимо с самой быстрой АПЛ, лодкой К-162 проекта 661 (44,7 узла). Но у каждого свои задачи.

Тип корабля РПКСН
Обозначение проекта 955 «Борей»
Разработчик проекта ЦКБ «Рубин»
Классификация НАТО Borei
Скорость (надводная) 15 узлов
Скорость (подводная) 29 узлов
Рабочая глубина погружения 400 м
Предельная глубина погружения 480 м
Автономность плавания 90 суток
Экипаж 107 человек, в том числе 55 офицеров

Атомные реакторы появились на флоте сразу же, как только появилась такая возможность, уже через 4 года после того как построили первую АЭС в СССР. Строительство АПЛ набирает темпы, Потому, что альтернативы им пока нет. Необходимо срочно заменить ими субмарины прошлого, работающие на ДВС, которые еще в большом количестве стоят на вооружении ВМФ России.

За такими проектами как «Борей», конечно, последуют и другие, но уже ясно одно: благодаря ему Россия вновь приобрела статус непобедимой державы способной дать отпор любому врагу, если это потребуется.

Технические характеристики подводных лодок проекта 995 «Борей»

Ниже приведены характеристики кораблей проекта «Борей».

Основные характеристики
Тип корабля РПКСН
Обозначение проекта 955 «Борей»
Разработчик проекта ЦКБ «Рубин»
Классификация НАТО Borei
Скорость (надводная) 15 узлов
Скорость (подводная) 29 узлов
Рабочая глубина погружения 400 м
Предельная глубина погружения 480 м
Автономность плавания 90 суток
Экипаж 107 человек, в том числе 55 офицеров
Размеры
Водоизмещение надводное 14 720 т
Водоизмещение подводное 24 000 т
Длина наибольшая 170 м
Ширина корпуса наиб. 13,5 м
Средняя осадка 10 м
Силовая установка
  • ОК-650В 190 МВтПТУ с ГТЗА
  • гребной вал
  • водометный движитель
Вооружение
Торпедно-минное вооружение 8 ТА: 4 x 650 мм, 4 x 533 мм,торпеды, торпедоракеты, крылатые ракеты.
Ракетное вооружение 16 ПУ БРПЛ Р-30 «Булава»

Недавно один из руководителей знаменитого ЦКБ «Рубин» сообщил, что специалисты предприятия в 2020 году приступят к разработке подводной лодки следующего, пятого поколения. Это будет АПЛ совсем другого класса. Хотя ранее главнокомандующий военно-морских сил России заявлял, что постройка подводных кораблей следующего поколения начнется в России не ранее 2030 года.

Модификации

пр.955 «Борей-1» — ПЛАРБ под ракетный комплекс Д-31 с 12 БРПЛ Р-31. Начало проектирования — середина 1980-х годов.

пр.955 / 09550 «Борей» — ПЛАРБ под ракетный комплекс Д-19УТТХ с 12 БРПЛ «Барк». Начало проектирования — конец 1980-х годов (1995 г. по др.данным), разработка прекращена в 1998 г. Первая заложенная лодка — К-535 «Юрий Долгорукий» (заводской № 201) — достраивалась по пр.09551.

пр.955 / 955(А) / 09551 «Борей» — ПЛАРБ под ракетный комплекс Д-30 с 16 БРПЛ «Булава». При строительстве использовался задел по ПЛА проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей». Начало перепроектирования — сентябрь 1998 г. (завершено в 1999 г).

Модификации

Заложено и построены три корабля:

  • К-535 «Юрий Долгорукий», (заводской № 201)
  • К-550 «Александр Невский», (заводской № 202)
  • К-551 «Владимир Мономах», (заводской № 203)

пр.955А / 955У / 955М / 09552 «Борей-А» — ПЛАРБ, под ракетный комплекс Д-30 с 16 БРПЛ «Булава». По данным СМИ, лодки проекта «Борей-А» будут отличаться от базовой модели более низким уровнем физических полей, соответственно, лучшей скрытностью, более совершенными средствами связи, обнаружения и управлениями вооружением. В них будет улучшены обитаемость экипажа и живучесть. Первоначально в СМИ ходила информация о 20 ракетах «Булава» в лодках этого улучшенного проекта, но, позже, она была опровергнута. Задел для первой лодки «Борей-А» готовится на ПО «Северное машиностроительное предприятие» в течение 2009 г., строительство фактически стартовало 22 декабря 2009 г. Официальная закладка 1-й ПЛАРБ «Борей-А» была перенесена Министерством Обороны России на 2010 г. Лодки будут строиться без использования старых заделов корпусов. Именно на подлодках «Борей-А» будет полностью использован потенциал проекта АПЛ четвертого поколения.

Заложено четыре корабля:

  • «Князь Владимир» (заводской № 204);
  • «Князь Олег» (заводской № 205);
  • «Генералиссимус Суворов» (заводской № 206);
  • «Император Александр III»» (заводской № 207).

Источники

  • https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/podvodnye-lodki/proekt-borej/
  • https://warbook.club/voennaya-tehnika/podvodnye-lodki/borey/
  • https://soldat.pro/2018/07/02/podvodnye-lodki-proekta-955-borei/
  • https://zen.yandex.ru/media/topwar.ru/atomnye-podvodnye-lodki-proekta-955-borei-5d0fc18491a9fd00ae59ad97
Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
222
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: