Универсальная противокорабельная ракета PJ-10 «BrahMos», описание и особенности

ПКР PJ-10 «БраМос»

PJ-10 «BrahMos» или PJ-10 «БраМос» представляет собой сверхзвуковую противокорабельную ракету. Данная ракета была разработана совместно ОАО «ВПК «НПО машиностроения» и Организацией оборонных исследований и разработок (DRDO) Министерства обороны Индии. Планировалось произвести около 1000 ракет, из которых половина предназначалась для других стран.

Рассмотрим более подробно универсальную противокорабельную ракету PJ-10 «BrahMos», ее историю создания, особенности конструкции и технические характеристики.

История создания

  • 12 февраля 1998 года создано совместное российско-индийское предприятие «БраМос». Предприятие получило название в честь рек Брахмапутры и Москвы. Основным проектом предприятия стала работа над сверхзвуковой крылатой ракетой, получившей аналогичное название — БраМос.
  • 12 июня 2001 годас береговой пусковой установки совершен Первый запуск ракеты.
  • 4 марта 2009 года проведено успешное испытание на поражение мишени.
  • 5 сентября 2010 года ракета была запущена с полигона Чандипур в Индии и показала пикирование на сверхзвуковой скорости.
  • 11 марта 2017 года на индийском полигоне в Чандипуре был осуществлен успешный первый испытательный пуск ракеты BrahMos ER, Extended Range — увеличенная дальность. Дальность стрельбы была увеличена с 290 км до 450 км.
  • 22 ноября 2017 года состоялся первый практический испытательный пуск ракеты BrahMos-A с истребителя Су-30МКИ ВВС Индии. Полет истребителя был осуществлен с аэродрома индийской государственной авиастроительной корпорации Hindustan Aeronautics Limited в Насике. Успешный пуск был произведен по морской мишени в Бенгальском заливе.
  • 22 мая 2019 года авиационная ракета BrahMos-A, разрабатываемая российско-индийским совместным предприятием BrahMos Aerospace, в ходе испытательного пуска впервые поразила наземную цель. Ракета выпущена многоцелевым истребителем Су-30МКИ ВВС Индии по группе целей, расположенной на острове Кар-Никобар к юго-востоку от Индии. Она поразила цель с абсолютной точностью.

Особенности конструкции PJ-10 «BrahMos»

Ракета основана на П-800 Оникс (точнее, на его экспортной версии — Яхонт) — разработке «НПО машиностроения» 1980-х годов. Ракета БраМос способна развивать скорость, соответствующую числам Mаха от 2,5 до 2,8 (то есть в 2,5—2,8 раза превышающую скорость звука).

К числу основных достоинств этой новинки специалисты относят сверхзвуковую скорость на всех участках полета, множественность траекторий, возможность стрельбы по всем азимутам. На большей части траектории ее наведение обеспечит инерциальная навигационная система, а на конечном участке полета — активная радиолокационная головка самонаведения. В конструкции ракеты реализованы решения по снижению радиолокационной заметности.

Универсальная противокорабельная ракета PJ-10 «BrahMos»

Ракета может запускаться с подводных лодок, кораблей, береговых установок, а также с самолетов — например, Су-30МКИ.

Сборка ракет осуществляется СО «BrahMos Aerospace» в Хайдарабаде и ОАО «ПО «Стрела» в Оренбурге.

Стоимость контракта на поставку 200 ракет составила 4 млрд долларов США.

Пусковая установка — транспортно-пусковой контейнер (ТПК) применяемый на различных платформах. По другой терминологии — ТПК — корпус транспортно-пусковой системы.

  • угол запуска — от 15 до 90 градусов (т.е. в т.ч. вертикальный пуск).
  • стационарная полигонная ПУ вертикального пуска, использовалась при испытаниях ракеты, начиная с первого пуска;
  • наклонная ПУ кораблей ВМФ — пусковая установка с двумя наклонными контейнерами (ТПК) с внешним защитным кожухом; прототип ПУ использовался в качестве стационарной полигонной наклонной ПУ на первом этапе испытаний ракеты BrahMos; ПУ используется на эсминцах ВМС Индии;
  • ПУ вертикального пуска для кораблей ВМФ / УКСК — пакет на 8 ТПК;
  • 650 мм ТА — пусковая установка — согласно сообщениям СМИ, возможно, велась или ведется проработка такого варианта пуска ракет с ПЛ;
  • ПУ вертикального пуска для подводных лодок (проект) — пакет на 8 ТПК;
  • самоходная ПУ (СПУ) на шасси «Татра» с колесной формулой 12 х 12, шасси производится в Индии по лицензии, СПУ производится так же в Индии;
  • авиационная ПУ — узел подвески; на выставках было показана две разновидности пусковых установок.

При этом варианты наземного, корабельного и лодочного базирования полностью идентичны, а авиационный вариант имеет небольшие отличия.

На выставке

Вариант ПКР — активно-пассивное радиолокационное наведение, на ракете установлены активная РЛС ГСН и бортовая БЦВМ. Инерциальный измерительный блок и блок датчиков угловой скоростидля системы управления ракеты созданы в НПО электромеханики (г.Миасс).

  • Дальность обнаружения цели ГСН в активном режиме — 50 км (по одним данным).
  • Дальность обнаружения цели класса «крейсер» ГСН в активном режиме — 75-77 км.
  • Дальность обнаружения цели ГСН в активном режиме минимальная — 1 км.
  • Сектор обнаружения ГСН — +45 градусов.

После обнаружения и захвата цели радиолокационной системой наведения ракеты, ГСН выключается и ракета «ныряет» под нижнюю границу зоны ПВО цели и летит под управлением инерциальной системы. После выхода за линию радиогоризонта епрвоначального захвата цели ГСН вновь включается.

Распределение целей в группе ракет происходит на первом этапе работы ГСН (на высоте). При групповом старте ПКР на первом этапе группа ракет перераспределяет цели по определенному алгоритму, исключая возможность поражения одной цели несколькими ракетами (если это не главная цель). Ракеты запрограммированы на совершение противоракетных маневров.

Конструкция ракеты

В память бортовой БЦВМ заложены электронные «портреты» основных кораблей потенциальных противников и логика определения построения корабельных ордеров для выбора главной цели. Система самонаведения обеспечивает поражение надводных, а также наземных радиолокационно-контрастных целей. В перспективе предполагалось создание универсального варианта ракеты, способного поражать и маломерные наземные цели.

Технические характеристики PJ-10 «BrahMos»

  • Дальность стрельбы:
  • по комбинированной траектории 300 км;
  • на малой высоте 120 км;
  • Высота полета: 5-15000 м;
  • Скорость полета:
  • на большой высоте — 750 м/с (2700 км/ч);
  • на малой высоте – М=2,2-2,8; 2,8-3,0;
  • Система управления: инерциальная с РГСН;
  • Стартовая масса ракеты:
  • авиационного базирования — 2500 кг;
  • корабельного базирования — 3000 кг;
  • Тип маршевого двигателя: Прямоточный воздушно-реактивный двигатель;
  • Тяга: 4000 кгс;
  • Боевая часть: проникающая;
  • Масса БЧ: 200-450 кг;
  • Срок службы: до 10 лет.

Модификации PJ-10 «BrahMos»

  • БраМос-А. Ракета для запуска с воздушного носителя. Уменьшен стартовый двигатель, установлены дополнительные хвостовые стабилизаторы и видоизмененный носовой обтекатель. Масса на 450 кг меньше комплекса «Брамос» корабельного базирования. Возможна установка на воздушные носители в следующих конфигурациях:
  1. Су-30МКИ — 1-3 ракеты на пилонах в центре фюзеляжа и крыльях.
  2. Ту-142 — 6 ракет на крыльевых подвесках.
  3. Ил-76 — 6 ракет на крыльевых подвесках.
  4. Ил-38СД — 4 ракеты в центре планера.

Пуск ракеты

В мае 2019 г. BrahMos-A испытали, впервые применив (с истребителя Су-30МКИ) против наземного объекта.

  • БраМос-2. Гиперзвуковая ракета с запуском с наземного носителя. Первая информация о разработке второго поколения ракеты относится к сентябрю 2007 года. Тогда РИА «Новости» со ссылкой на источник в индийских оборонных кругах сообщили о том, что совместное предприятие «БраМос» через пять-семь лет завершит создание новой гиперзвуковой ракеты. Из планируемых характеристик была названа лишь скорость — она будет превышать скорость звука в пять и более раз, что сделает ее практически неуязвимой для перехвата. Однако, подробный график реализации данной программы на тот момент согласован не был.

Варианты ракеты «БраМос»

  • Корабельного базирования, для стрельбы по морским целям.
  • Корабельного базирования, для стрельбы по наземным целям.
  • Наземного базирования, для стрельбы по наземным целям.
  • Наземного базирования, для стрельбы по морским целям (испытания 10 декабря 2010 года).
  • Воздушного базирования, для стрельбы по морским целям (в разработке, завершение ожидается в 2012 году).
  • Воздушного базирования, для стрельбы по наземным целям (в разработке, завершение ожидается в 2012 году).
  • Подводного базирования, для стрельбы по морским целям (в разработке, завершение ожидается в 2011 году).
  • Подводного базирования, для стрельбы по наземным целям (в разработке, завершение ожидается в 2011 году).
  • «БраМос» 2 наземного базирования (разработка завершена, 4 варианта были готовы для испытаний в феврале 2011 года).

Ракеты в Индии

Пуски PJ-10 «BrahMos»

  • 12.06.2001 г. — 1-й пуск — Полигон Integrated Test Range, Чандипур-на-море стационарной пусковой установки. Вертикальный.
  • 28.04.2002 г. — 2-й пуск.
  • 12.02.2003 г. — 3-й пуск.
  • 29.10.2003 г. — 4-й пуск — Полигон Integrated Test Range (ITR), Чандипур-на-море (Chandipur on Sea).
  • 03.11.2004 г. — Бенгальский залив. С корабля.
  • 21.12.2004 г. — Полигон Western Test Range (Раджастан). СПУ.
  • 15.04.2005 г. — 10-й пуск.
  • 30.11.2005 г. 11:00am — 11-й пуск — Полигон ITR. С самоходной пусковой установки.
  • 31.05.2006 г. — 12-й пуск — Полигон в пустыне Раджастан. СПУ.
  • 05.03.2008 г. 10:30am — 15-й пуск — Эсминец INS Rajput. Андаманские и Никобарские острова.
  • 18.12.2008 г. — хх-й пуск – Корабль.
  • 29.03.2009 г. 11:15am — хх-й пуск — 3-й пуск БраМос Блок-2 — Полигон Покран, шт. Раджастан. СПУ. БраМос Блок-2.
  • 05.09.2010 г. 10:35am — 23-й пуск — Полигон ITR. СПУ.
  • 02.12.2010 г. 10:55pm — 24-й пуск — Полигон ITR. СПУ. БраМос Блок-3.
  • 29.07.2012 г. — 32-й пуск — Полигон ITR. Неудачный.
  • 07.10.2012 г. — 33-й пуск — Фрегат INS Teg. Около побережья Гоа.
Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: