ПБ-4 представляет собой советский плавающий бронеавтомобиль. Он был разработан сотрудниками КБС. Авторами бронеавтомобиля ПБ-4 стали инженер-конструктор Эммануилов, заместитель начальника Григорьев и начальник бюро Померанцев.
Плавающий бронеавтомобиль ПБ-4 производился с 1933 года по 1935 год. Рассмотрим более подробно плавающий бронеавтомобиль ПБ-4, его историю создания, особенности конструкции, технические характеристики и вооружение.
История создания
ПБ-4 — советский плавающий бронеавтомобиль, разработанный сотрудниками КБС. Авторами разработки были инженер-конструктор Эммануилов, заместитель начальника Григорьев и начальник бюро Померанцев.
В 1933 году на первомайском параде в Ленинграде был показан широкой общественности первый советский плавающий бронеавтомобиль-дрезина БАД-2, созданный на основе трехосного шасси американского грузовика «Форд-Тимкен». Его бронированный водонепроницаемый корпус с заостренным носом имел форму лодки, а передвигалась машина на воде с помощью гребного винта, закрепленного на конце червяка передачи заднего моста. Маневрирование на плаву осуществлялось путем поворота передних колес, а для преодоления вязкого грунта. У берега на задние колеса бронеавтомобиля можно было надеть металлические гусеницы. Вооружение БАД-2 состояло из 37-мм пушки в передней конической башне и 7,62-мм пулемета ДТ в кормовой цилиндрической башне.
Проектированием плавающего бронеавтомобиля занимался конструкторский коллектив Ижорского завода во главе с инженером Н. Я. Обуховым. Первым опытом в этом деле стало строительство броневика БДЦ-2, который проходил испытания. Однако военные представители потребовали увеличить надежность машины и усилить ее броню и вооружение. Новый плавающий бронеавтомобиль, обозначенный ПБ-4, был построен на базе того же трехосного шасси в 1935 году. Он имел всего одну башню, в которой размещались 45-мм танковая пушка и спаренный с ней пулемет ДТ.
Особенности конструкции ПБ-4
Бронеавтомобиль ПБ-4 был построен по компоновочной схеме с передним расположением двигателя, передними управляющими колесами и двумя задними ведущими мостами.
Полностью закрытый цельносварной корпус изготавливался из 7-мм листов катаной стали и обеспечивал экипажу, состоявшему из четырех человек, защиту от пуль и мелких осколков снарядов и мин. Для увеличения запаса плавучести к бортам над задними колесами крепились понтоны, заполненные прессованной пробкой.
Посередине машины располагалось отделение управления, в котором сидели два члена экипажа водитель — слева и командир машины — справа. Перед последним в наклонном лобовом листе корпуса был смонтирован 7,62-мм пулемет ДТ в шаровой установке. Таким образом, помимо своих основных обязанностей командир бронемашины должен был выполнять функции пулеметчика.
Позади отделения управления на крыше боевого отделения была установлена цилиндрическая башня кругового вращения, вооруженная 45-мм пушкой 20К образца 1932 года и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом ДТ. Возимый боекомплект состоял из 52 выстрелов и 2268 патронов к пулеметам. Для ведения прицельной стрельбы в распоряжении наводчика имелся танковый оптический прицел ТОП образца 1930 года. Из башни наблюдение за местностью осуществлялось через прицел и два смотровых прибора с пуленепробиваемыми стеклами на боковых стенках башни. За башней, на скошенной крыше кормовой части корпуса обычно перевозились вездеходные гусеницы типа «оверолл».
В моторном отсеке, расположенном в передней части корпуса, напоминавшей своей формой зубило, был установлен четырехцилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-АА, развивавший мощность 29,4 кВт (40 л. с. ). Доступ к двигателю с целью его технического обслуживания и ремонта обеспечивала съемная крыша моторного отделения. Привычного жалюзи, через которое к радиатору обычно поступал охлаждающий воздух, в носовой части корпуса ПБ-4 не было, поэтому, чтобы избежать перегрева двигателя, в системе охлаждения имелся теплообменник, омываемый забортной водой.
С двигателем взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили однодисковое сцепление сухого трения, четырехскоростная коробка передач (4+1) демультипликатор, карданная передача, главная передача, червячный привод гребного винта и механические тормоза. Такая силовая установка позволяла 5,28-тонной бронемашине двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 50 км/ч, а на плаву — со скоростью 4 км/ч.
В трехосной неполноприводной (6×4) ходовой части с подвеской на полуэллиптических листовых рессорах использовались односкатные колеса с пулестойкими шинами ГК размером 6,50-20. Для повышения проходимости при движении по мягкому грунту на задние колеса одевались вездеходные гусеницы типа «оверолл». Такую же функцию выполняли и запасные колеса которые крепились к бортам корпуса в нижней части моторного отсека и свободно вращались на своих осях.
Они не давали бронеавтомобилю сесть на днище и облегчали преодоление окопов, рвов и насыпей. Длина осей была такой, что на них можно было одеть по две запаски. Примерно посередине бортов вдоль всего корпуса тянулись сплошные плоские полки, которые представляли собой видоизмененные и соединившиеся вместе крылья. Именно на них размещались в кормовой части корпуса поплавки с прессованной пробкой.
Для движения по воде использовался трехлопастной гребной винт, закрепленный на конце вала червячной передачи заднего моста и расположенный в нише в нижней части кормы бронеавтомобиля. Управление машиной на плаву осуществлялось с помощью передних колес.
Технические характеристики ПБ-4
- БОЕВАЯ МАССА – 5280 кг.
- ЭКИПАЖ, чел. – 3.
- ВООРУЖЕНИЕ: одна 45-мм пушка 20К, два 7,62-мм пулемет ДТ.
- БОЕКОМПЛЕКТ 2268 патронов (36 дисков) и 52 снаряда.
- ДВИГАТЕЛЬ: ГАЗ-АА, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощностью 40 л.с.
- ТРАНСМИССИЯ механического типа с 4-скоростной КПП и демультпликатором.
- ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: колесная формула 6х4: передние колеса одиннарные, задние колеса пневматические, шины пневматические, подвеска на листовых рессорах.
- СКОРОСТЬ: 50 км/ч по шоссе, 20 км/ч по проселку, 2,8 км/ч на плаву.
- ЗАПАС ХОДА: 197 км (по шоссе), 138 км (по поселку).
- СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 71-ТК-3.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ:
- Длина, мм – 5300.
- Ширина, мм – 1980.
- Высота, мм – 2250.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ:
- телескопический ТОП.
- перескопический ТП-1.
- оптический прицел.
БРОНИРОВАНИЕ:
- лоб корпуса — 7 мм.
- борт корпуса – 7 мм.
- корма корпуса – 7 мм.
- башня – 7 мм.
- крыша – 5 мм.
- днище — 4 мм.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
- Угол подъема, град. – 15°.
Модернизированный вариант ПБ-7
Эксплуатация бронеавтомобиля ПБ-4 выявила определенные сложности со входом и выходом из воды, плохую маневренность на плаву, а также низкую надежность его ходовой части.
В 1937 году на базе автомобиля ГАЗАМ был создан плавающий бронеавтомобиль ПБ-7, представлявший собой дальнейшее развитие модели ПБ-4. Новая машина отличалась более рациональной формой корпуса, имела меньшую массу — 4,5 тонны — при усиленном до 8 мм бронировании и была оснащена 36,7-киловаттным (50 л. с.) двигателем ГАЗ-М1, что способствовало улучшению ее маневренности. При движении по мягкому грунту проходимость ПБ-7 повышалась за счет использования крупнозвенных вездеходных гусениц, которые одевались на задние ведущие колеса.
Вооружение бронемашины-амфибии состояло из 7,62-мм авиационного пулемета ШКАС с боекомплектом в 1000 патронов, установленного в конической башне кругового вращения, расположенной в кормовой части машины. Экипаж ПБ-7 сократился до трех человек.
Бронеавтомобили-амфибии ПБ-4 и ПБ-7 были выпущены малыми сериями, и дальнейшего развития не получили из-за плохой маневренностью на плаву и низкой надежности.