Аэросани «Патруль», описание и характеристика

Аэросани «Патруль»

Огромные пространства, покрытые льдом и глубоким снежным покровом на протяжении долгого времени, и отсутствие возможности быстрого передвижения по заснеженным дорогам на автотранспорте, натолкнули конструкторов на мысль о создании специального зимнего транспорта.

Путем проб и ошибок создавались модели саней с мотором и в конечном результате конструкторы добились положительных результатов, после которых начало развиваться моделирование аэросаней самых разных конструкций и не прекращается по сей день.

История создания аэросаней «Патруль»

Конструкторы создавали много моделей аэросаней, которые на испытаниях показывали непригодность в передвижении по снегу, обнаруживались дефекты в работе. Однако неудачи не отбили желания и дальше усовершенствовать аэросани.

Потерпевшие фиаско модели переделывались и испытывались каждый раз, год от года, пока не появлялись надежные конструкции. К пионерам аэросанного дела относят:

  1. Ю. А. Меллера.
  2. А. С. Кузина.
  3. А. Я. Докучаева.
  4. И. И. Сикорского.

Первые аэросани были самыми простыми на вид. В 1911 году газеты пестрили известиями о первых испытаниях аэросаней Ю. А. Меллера. А в следующем 1912 году, уже А. С. Кузиным был первым поставлен на машину авиационный мотор. Начало империалистической войны в 1914 году вызвало развитие всех видов транспорта, в том числе и аэросаней, нашедших свое применение на фронте.

В 1915 году Всероссийский земской союз занимался постройкой аэросаней, но их было крайне мало, так как авиационные двигатели шли на самолеты-истребители.

Но боевые аэросани очень нужны были фронту. В этом же году профессор Н. Р. Брилинг и инженер А. С. Кузин руководили постройкой более двадцати машин, которые использовал фронт для своих нужд.

Первые аэросани

Хотя с современной точки зрения конструкции аэросаней кажутся очень уж примитивными, но они свою работу выполняли. Даже германским генералом Гинденбургом с успехом использовались для служб связи аэросани в своей армии. Он не понаслышке знал о слабо развитых дорогах и о продолжительных зимах в России.

В гражданскую войну интерес к данным конструкциям не пропал, в 1919 году создали комиссию по организации строительства аэросаней, перед ней поставили задачу разработать модели пригодные для военных целей.

Дальнейшее строительство аэросаней уже в СССР набирало обороты:

  • 1920 год – выпуск первых 9 аэросаней «Бека» на которых стояли моторы «Хол-Скот» с водяным охлаждением и мощностью 125 л. с.;
  • 1921 год – появляются модели разных конструкций, «НРБ»-Брилинга, «АНТ»-Туполева, «КАС»-Кузина, «Три-Ка»-инженеров Карельского, Климова, Кристи, «Арбес»-Архангельский, Брилинг, Стечкин;
  • 1922 год – первые испытательные пробеги Москва-Сергиев Посад-Москва;
  • 1923 год – выпускаются первые цельнометаллические аэросани (АНТ-III) сконструированные Туполевым;
  • 1928 год – конструкция А. Н. Туполева с мотором «Люцифер» в 100 л. с., была продемонстрирована на Международном авиационном показе в Берлине где получила много положительных отзывов, о чем писалось в заграничных газетах;
  • 1930 год – регулярная эксплуатация аэросаней на открывшийся первой аэросанной линии между Канашем и Чебоксарами. Ее протяженность была 85 км в один конец;
  • 1930 год – советским авиаконструктором, изобретателем П. И. Гроховским разработана бронированная модель боевых аэросаней на трех лыжах с винтомоторной установкой в броневом корпусе. К сожалению проект так и остался невостребованным.
  • 1933 год – машина ОСГА-2 участвует в арктическом походе ледокола «Красин»;
  • 1934 год – выпуск новых аэросаней не с авиационным мотором, а автомобильным двигателем ГАЗ;
  • 1935 год – организованы линии на Крайнем Севере, Камчатке, на которых эксплуатировались машины.

Трудно сейчас представить доставку в отдаленные, отрезанные в зимний период пункты без помощи аэросаней.

Кажется, что они были всегда, хотя советские аэросани (именно их можно считать массовыми) появились не более ста лет назад.

Служба аэросаней в военное время

Для военных нужд, в первые, машинами начали пользоваться в 1915 году как транспортом передвижения или для поддержания связи между военными отрядами. В 1939-1940 годах Красная Армия обладала аэросанными батальонами, использовавшиеся в боевых вылазках в войне с белофиннами. Также их задача заключалась:

  1. в эвакуации бойцов, раненных в бою;
  2. снабжении горючими средствами, продовольствием;
  3. подвозе боеприпасов.

Следом за боевыми аэросанями следовали десантные группы с лыжниками, которые истребляли подразделения в тылу, укрепленные пункты, подводы с провизией и боевыми припасами врага.

Особенный пик использования аэросаней пришелся на зиму 1942-43 годов в период Великой Отечественной Войны.

Служба аэросаней в военное время

Они в большом количестве применялись в качестве боевых единиц, на них устанавливали пулеметы и привлекали для боевых задач.

Отмечалась положительная работа машин на открытых пространствах. Аэросани входили в подразделения:

  • боевой аэросанный батальон (БАБС). С их помощью велась разведка и находились под охраной открытые стороны общевойсковых, танковых частей, командные пункты и патрулировалось побережье. Совместно с лыжно-стрелковыми подразделениями преследовались отходящие противники. Предоставляли связь между армейскими частями;
  • транспортный аэросанный батальон (ТАБС). Производили транспортировку военных отрядов, бойцов, получивших ранение. Обеспечивали доставку грузов, боеприпасов.

Занимались буксиром и перевозкой пулеметов, минометов, противотанковых орудий на огневые позиции. Ставили дымовые завесы.

Самим Рокоссовским в своей книге упоминалась незаменимая роль подразделений аэросаней в этой жестокой войне.

Им писалось: «Мы попросили В. Д. Соколовского прислать аэросанную роту, располагавшуюся при штабе тыла армии. Как-то в конце февраля к нам в тыл проник немецкий лыжный отряд в количестве двухсот человек и перекрыл дорогу снабжавшую правый фланг армии всем необходимым.

Аэросанную роту использовали для удара по немецким десантникам, и они блестяще выполнили свою роль». Аэросанными батальонами в боевых действиях под Сталинградом подвозились боевые припасы, продукты питания наступавшим частям Красной армии.

Использование в мирный период

Конструкторским Бюро Н. И. Камова разработали в 1959 году аэросани «Север2» серийный выпуск составлял сто моделей. В 1962 году завод «Прогресс» выпускает в производство серию усовершенствованных аэросаней Ка-30. Предприятием «Дальмашзавод» в 1966 году выпускалось до 30 моделей за год.

Использование аэросаней

Данная модель вмещала 8-10 пассажиров.

Предназначалась для регулярных перевозок людей, грузов, врачей в малодоступную местность, такую как:

  1. Сибирь;
  2. Крайний Север;
  3. Дальний Восток;
  4. Казахстан.

Часто работа аэросаней проводилась в тяжелой погодной обстановке, при морозе ниже 40 градусов, по снежным и ледовым торосам.

За год транспорт пробегал до 15 тыс. км. В летнюю пору машину оборудовали поплавками и применяли для передвижения по рекам в качестве глиссеров. Сняты с эксплуатации в 1980 году из-за износа.

Особенности конструкции аэросаней «Патруль»

Аэросани-амфибия Патруль является всесезонным транспортным средством, предназначенным для передвижения по воде, снегу, льду, болоту, камышам, отмелям и перекатам. Конструктивно амфибия состоит из корпуса с укрепленным на нем адаптивным амортизирующим днищем, воспринимающим все внешние нагрузки, винтомоторной установки с аэродинамическими рулями и закрытого небьющимся стеклом пассажирского кокпита.

Фирма устанавливает несколько двигателей по желанию заказчика: японские «SUBARU» 130-160 л/с. В закрытой отапливаемой кабине установлены два автомобильных кресла, но на надувные сиденья могут сесть еще 4 человека. Остекление — небьющийся поликарбонат.

  • Топливо — автомобильный бензин Аи-92.
  • Управление автомобильного типа (руль, педаль газа) с тросовой проводкой к аэродинамическим рулям. При полном отклонении рулей амфибия разворачивается на месте (радиус виража — 0). В комплект лодки входит приборное оборудование, весла и т.п.
  • Двигатель монтируется на мотораме с сетчатым ограждением воздушного винта и аэродинамическими рулями. Воздушные винты трех-, пятилопастные стеклопластиковые с защитной окантовкой передней кромки.

Аэросани-амфибия с легкостью, без потери скорости преодолевает камыши и двигается по болоту. Ей не страшны ни отмели, ни перекаты. Она способна преодолеть любое препятствие высотой до 0,35 м, будь то лежащее бревно или крупный камень, преодолевает затяжные подъемы до 15  и короткие подъемы — до 35  . Эта машина просто незаменима при движении по труднопроходимым местам.

Амфибия может применятся службами МЧС, погранвойск, природоохраны, рыболовными хозяйствами, для спорта, туризма и как транспортное средство в отдаленных малопроходимых районах, где использование обычных снегоходов и лодок ограничено их проходимостью и сезонностью применения. За счет низкого давления на грунт аппарат не имеет ограничений в экологически опасных районах типа тундры — грунт не повреждается. Амфибия перевозится на буксируемом прицепе за легковым автомобилем. Погрузка-выгрузка осуществляется при помощи лебедки одним человеком.

Аэросани-амфибия Патруль

Адаптивное днище аэросаней-амфибии состоит из 10 надувных продольных амортизирующих баллонов из ткани ПВХ «Арктика», уложенных под днище лодки и чешуйчатой пластиковой обшивки, образующей наружное днище лодки. Пластины наружного днища имеют возможность перемещаться во всех направлениях и передавать нагрузки на амортизирующие баллоны, поглощающие энергию удара и предохраняющие экипажи конструкцию от перегрузок и повреждений.

Таким образом, каждый лист днища имеет собственную подвижность во всех направлениях и передает удары на амортизирующие пневмобаллоны, оснащенные автоматической подкачкой до нужного давления. Кроме того, наличие пневмобаллонов увеличивает плавучесть аэросаней. Такое строение днища амфибии не только демпфирует ударные нагрузки на корпус и экипаж, но и за счет чешуйчатости позволяет легко выходить на глиссирование за счет эффекта воздушной смазки на многореданном корпусе. Использование пластика на днище амфибии улучшает скольжение по снегу и льду и делающим днище непримерзающим ко дну при любых температурах. Ремонт сводится к замене поврежденных чешуек

Аэросани-амфибия Патруль развивают скорость до 50 км/ч по воде и до 150 км/ч по снегу и льду. Они свободно передвигаются по снегу любой плотности, льду, отмелям и перекатам, не снижая скорости выходит из воды на лед. В силу особенностей амфибия дает выигрыш в скорости и топливной экономичности до 25% по сравнению с мотолодками и снегоходами равной мощности и веса. А использоваться может круглый год, в том числе при ледоходе и ледоставе, когда использование других транспортных средств вообще невозможно.

Технические характеристики аэросаней «Патруль»

Длина, мм 5300 / 6000
Ширина, мм 2000
Высота, мм 2500
Мощность двигателя, л/с 100 — 160
Масса, кг 450 / 550
Макс. скорость по глубокой воде, км/ч 50
Макс. скорость по мелководью, км/ч 70
Макс. скорость по снегу и льду, км/ч 130
Емкость баков, л 70
Грузоподъемность, кг 400 / 500
Мореходность, м 0,3
Расход топлива, л/ч 15 — 20
Пассажировместимость, чел. 5 / 8

Другие модели

Все большую популярность набирают легкие аэросани, под скромным названием «Малыш». А них применяются современные материалы и технологии.

Аэросани малыш названы так не потому, что детей только возить способны, они способны перемещать и взрослого человека, а стоят кстати не так уж и дорого, название из-за скромных габаритов просто.

Аэросани зимой

Двигатель от мотоцикла вполне справляется с поставленными перед санями задачами.

Чертежи и описание конструкции есть в свободном доступе в интернете и слава богу в России не перевелись еще кулибины способные из ничего сделать стоящую вещь. Самодельные аэросани тому подтверждение.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1310
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: