Крылатая противокорабельная ракета П-500 «Базальт» 4К80, описание и характеристики

ПКР П-500 «Базальт» 4К80

П-500 «Базальт» 4К80 представляет собой советскую противокорабельную ракету. По кодификации НАТО получила название SS-N-12 «Sandbox» («Песочница»). Ракета П-500 «Базальт» является первой крылатой ракетой морского базирования со сверхзвуковой скоростью полета и предназначается для борьбы с мощными корабельными группировками, включая авианосные.

В 1975 году ПКР «Базальт» были оснащены 10 подводных лодок проектов 675МК и 675МУ. Затем в 1977 году ПКР «Базальт» приняли на вооружение тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143. Далее данным комплексом в 1980-е годы вооружали ракетные крейсера проекта 1164 «Атлант».

История создания

Разработка крылатой противокорабельной ракеты П-500 «Базальт» была начата ОКБ-52 по Постановлению СМ № 250-89 от 28 февраля 1963 года. «Базальт» предназначался для борьбы с самыми мощными корабельными группировками, включая и авианосные. Им предусматривалось вооружить как подводные лодки, так и надводные корабли. Ракета «Базальт» предназначалась для замены ракеты П-6 и имела приблизительно те же весогабаритные характеристики.

Эскизный проект П-500 был закончен в декабре 1963 года.

Первый этап летно-конструкторских испытаний проходил с октября 1969 года по октябрь 1970 года в Неноксе. Ракета без радиоаппаратуры запускалась с наземного стенда СМ-49.

Крылатая противокорабельная ракета П-500 «Базальт» 4К80

В 1975 году ракета «Базальт» принимается на вооружение атомных подводных лодок проекта 675, которые были ранее вооружены комплексом П-6. А в 1977 году «Базальт» принимается на вооружение авианесущих крейсеров типа «Киев» проекта 1143. Первые три корабля этого проекта имели по четыре спаренные пусковые СМ-240 установки с восемью ракетами П-500 в контейнерах и восемью запасными в погребе, а четвертый крейсер пр. 1143.4 «Адмирал флота Советского Союза Горшков» был модернизирован и имел шесть спаренных пусковых установок СМ-241 с двенадцатью ракетами П-500 в контейнерах.

Ввод кораблей в состав ВМФ осуществлен в следующие сроки: «Киев» — в декабре 1975 года, «Минск» — в сентябре 1978 года, «Новороссийск» -в августе 1982 года, «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» — в декабре 1987 года. Пусковые установки были разработаны в КБ специального машиностроения (г.Ленинград) под руководством главного конструктора В.В.Чернецкого.

На крейсерах типа «Слава» проекта 1164 ( разработчик — ПКБ Северное, главный конструктор А.К.Перьков, с 1979 года -В.М.Мутихин), вошедших в строй в 1982 году, ракеты П-500 располагались в шестнадцати ненаводящихся контейнерах, без перезарядки.

На западе ракета получила обозначение SS-N-12 «Sandbox».

Особенности конструкции ПКР П-500 «Базальт»

По аэродинамической и конструктивно-компоновочной схеме П-500 подобна ПКР П-6, но имела большую скорость полета, увеличенную дальность стрельбы (550 км) и более мощную фугасно-кумулятивную боевую часть (500 кг), спроектированную в ГСКБ-47. Могла применяться и ядерная боевая часть. Ракета размещалась в контейнере ограниченных габаритов со сложенными крыльями, которые раскрывались в полете при выходе из контейнера.

Конструкция ракеты

На П-500 был сохранен принцип телеуправления, но устанавливалась более современная система управления повышенной помехозащищенности, позволяющая осуществлять целераспределение ракет в залпе (до 8 ракет) и избирательное поражение головных целей из состава атакуемого корабельного соединения. Впервые на ПКР была использована бортовая станция радиоэлектронного противодействия (активных помех), которая воздействовала на ГСН ЗУР противника и обеспечивала неуязвимость КР в зоне ПВО атакуемого корабля. Целеуказание «Базальта» обеспечивалось созданной к этому времени системой морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ) «Легенда». Для П-500 ЦНИИ «Гранит» разработал систему управления «Аргон», в которую впервые включена бортовая цифровая вычислительная машина (БЦВМ).

Ракета «Базальт» была первой крылатой ракетой морского базирования с высокой сверхзвуковой (до 2 М) скоростью полета. Это существенным образом сказалось на конструкции. Был разработан подфюзеляжный секторный воздухозаборник с двухскачковым центральным телом. В конструкции ракеты использовались титановые сплавы, обладающие необходимыми прочностными характеристиками при повышенной температуре. Исследованию конструкции при одновременном воздействии силовых факторов нагружения и температурного нагрева было уделено самое пристальное внимание.

Специально для П-500 был создан маршевый турбореактивный двигатель повышенной тяги и экономичности КР-17-300 разработанный в ОКБ-300 ГКАТ. В 1965 г. в ОКБ-670 М.М.Бондарюка для ракеты П-500П готовился проект СПВРД.

Предназначенная для борьбы с крупными корабельными группировками противника П-500 она была эффективна только при залповой стрельбе, обеспечивающей ее прорыв через средства ПРО. Залп формировался из 8 ракет с интервалом не более 8 секунд. Ракета имела один крупный недостаток. Она имела сильно форсированный маршевый турбореактивный двигатель, который перед стартом должен был выводиться на режим воздушным стартером непосредственно в пусковой установке путем его раскрутки в течение 20-30 секунд.

Вид сзади

Старт и разгон ракеты до маршевой скорости осуществлялся двумя твердотопливными ускорителями. При залповой стрельбе необходимо было запускать одновременно маршевые двигатели всех восьми ракет, находящихся в пусковых установках. При пуске первой ракеты горячие пороховые газы, попадали на входы воздухозаборников работающих маршевых двигателей ракет. Из-за недостатка кислорода и высокой температуры газов обороты падали, двигатели глохли. Впервые это явление было обнаружено на подводных лодках пр.651 и 675. С ним не смогли справиться и поэтому на подводных лодках пр.675, принятых на вооружение, пришлось снять часть пусковых установок, оставив только носовыe и кормовые, удаленные на значительное расстояние друг от друга. Они обеспечивали залп только 4-х ракет.

Разработчики пусковой установки СМ-241 знали об этом явлении, и, поэтому, на пусковых установках первого корабля проекта 1143 предусмотрели специальную систему измерений в составе датчиков давления и температуры в необходимых зонах пусковой установки. При первых же бросковых испытаниях на Черном море явление проявилось — при пуске первой ракеты глохли двигатели оставшихся в ПУ ракет. Только после проведения специальной программы испытаний, был определен порядок пуска ракет в залпе, обеспечивший стабильный залп с интервалом менее 8 секунд. При этом доработки материальной части не потребовалось, потребовалась лишь доработка программных средств системы управления.

Исследования по обеспечению стабильного залпа ракет П-500, проведенные на ТАКР «Киев», позволили более детально узнать причину срыва залпа от стартующей ракеты и придали уверенность в возможности создания плотной компоновки пусковых установок даже для такой «капризной» ракеты как П-500. Эти знания потребовались при создании пусковых установок СМ-248 для надводных кораблей проекта 1164. Первоначально по ТЗ намечалось разместить 12 пусковых установок, однако в ходе разработки эскизного проекта было решено увеличить число размещаемых на корабле пусковых установок до шестнадцати, расположенных по бортам и имеющих индивидуальные газоотводы за борт корабля.

Такая компоновка позволила резко повысить боеготовность корабля и боевую мощь корабля, способного дать один за другим два восьми ракетных залпа. В конструкции СМ-248 применены стеклопластиковый корпус и крышки пусковой установки. Направляющие для ракеты изготавливались из высокопрочного алюминиевого сплава В-95 методом экструзии без последующей механической обработки.

Установка ракеты

Обнаружение целей и наведение комплекса «Базальт», как и последующих комплексов «Вулкан» и «Гранит» , осуществлялось с помощью системы морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ). Полномасштабная разработка системы МКРЦ была начата в 1962 году.

В ее состав вошли:

  • радиолокационный разведывательный комплекс для обнаружения надводных морских целей из космоса;
  • радиотехнический разведывательный комплекс для обнаружения из космоса излучений корабельных радиотехнических средств;
  • ядерная энергетическая установка, обеспечивающая электропитанием космические аппараты.

Работы по созданию системы МКРЦ «Легенда» и передача ее на вооружение МО СССР с космическими аппаратами радиолокационной разведки были завершены в 1975 году, а с космическими аппаратами радиотехнической разведки — в 1978 году.

Технические характеристики ПКР П-500 «Базальт»

Описание
Разработчик ЦКБМ
Обозначение комплекс П-500 «Базальт»
ракета 4К80
Обозначение NATO SS-N-12 «Sandbox»
Тип ГСН инерциальная + радиолокационная
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м 11,7
Размах крыла, м 2,6 (2,1)
Диаметр, м 0,88
Стартовый вес, кг ок. 6000 (4800)
Тип боеголовки фугасно-кумулятивная или ядерная (350 кт)
Масса БЧ, кг 500 (1000)
Силовая установка
Двигатель ТРД КР-17-300
Тяга, кгс (кН)
Летные данные
Скорость, км/ч (М=) (2-2,5)
Дальность пуска, км 550
Маршевая высота полета, м
КВО, м 300-700

Тактика применения ПКР П-500 «Базальт»

Ракетный комплекс «Базальт» получает первичное целеуказание от орбитальных платформ МКРЦ «Легенда», либо от средств воздушной разведки. Запуск ракеты выполняется с корабля или с подводной лодки; ввиду конструктивных ограничений ракеты, являющейся развитием П-35 и использующей аналогичную пусковую аппаратуру, запуск с подводной лодки возможен только в надводном положении. Возможна стрельба как одиночными ракетами, так и залпами.

Ввиду значительного времени полета и ограниченных возможностей ГСН ракеты, стрельба на полную дальность эффективна только с применением внешнего целеуказания от самолетов Ту-95РЦ или вертолетов Ка-25РЦ с аппаратурой МРСЦ «Успех» или «Успех-У». Это является слабым местом системы, так как синхронные действия с береговыми самолетами весьма затруднительны, а вертолеты обладают ограниченными летными характеристиками. Кроме того, авиационные средства целеуказания весьма уязвимы для палубной авиации неприятеля, и нуждаются в прикрытии.

Ракеты на корабле

Получая корректировки от МРСЦ «Успех», ракеты следуют к цели на большой высоте, чтобы сэкономить горючее. Приблизившись к цели на дистанцию захвата ГСН, ракеты выполняют распределение целей и снижаются до сверхмалой высоты, скрываясь за радиогоризонтом. Остаток пути ракеты проходят на сверхмалой высоте, чтобы уменьшить свою заметность и уязвимость.

Оценка проекта

Ракета П-500 была создана как развитие удачной серии ракет П-35, с расчетом на достижение более высоких летных характеристик, большей дальности и больших возможностей в поражении хорошо защищенных целей, таких как авианосные ударные группировки. Изначально проект был рассчитан на развитие решений и основных компонентов П-35 с той целью, чтобы использовать аналогичную пусковую инфраструктуру и системы обслуживания с минимальными модернизациями. В ней впервые были применены такие новаторские технические решения как бортовая станция постановки радиопомех, комбинированная траектория стрельбы на большую дальность и залповые атаки с распределением целей. Высокая сверхзвуковая скорость и малая высота полета значительно затрудняли перехват ракеты вблизи цели.

Следует, однако, заметить, что будучи весьма совершенным для своего времени оружием, П-500 сохраняла тот же принципиальный недостаток, что и все сверхзвуковые ракеты — высокую уязвимость на маршевом (высотном) участке полета.

Ракета в музее

Совершенствование палубных перехватчиков (наподобие Grumman F-14 Tomcat) и дальнобойных зенитных ракет в конце 1970-х годов позволяло перехватить ракету еще до того, как таковая снизится для маловысотной атаки. Бортовая станция постановки помех повышала устойчивость ракеты к ЗУР старых моделей (нуждавшихся в непрерывном наведении, то есть постоянном облучении цели радаром корабля-носителя), но с появлением ЗУР SM-2, имевших инерциальное наведение на маршевом участке и нуждавшихся в облучении цели только на короткий момент самонаведения в непосредственной близости от цели — возможности системы постановки помех существенно снизились.

В настоящее время система П-500 считается устаревшей, снята с вооружения и заменена на кораблях новой, более дальнобойной ракетой П-1000 Вулкан.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1209
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector