Крылатая противокорабельная ракета П-35 (П-6) 4К44, описание и характеристики

ПКР П-35 (П-6)

П-35 (П-6) представляет собой советскую крылатую противокорабельную ракету. Имеет индекс УРАВ ВМФ: 4К44, по классификации НАТО называется SS-N-3a Shaddock («Помело»).

ПКР П-35 (П-6) была разработана в ОКБ-52, дальнейшее развитие ПКР П-5. Ракета предназначена для вооружения надводных кораблей, подводных лодок и береговых ракетных комплексов, имеет гибкие программируемые траектории полета. Принята на вооружение в 1962 году.

История создания

17 августа 1956 года вышло Постановление СМ CCCH № 1149-592 о начале разработки противокорабельных крылатых ракет П-6 и П-35. Обе ракеты проектировались в ОКБ-52 и мало отличались друг от друга. П-6 предназначалась для подводных лодок, а П-35 — для надводных кораблей.

Пусковые установки для П-35 СМ-70, СМ-82 и СМЭ-142 проектировались ЦКБ-34 совместно с ЦНИИ-173 (приводы наведения), а изготавливались на заводе «Большевик». Задание на разработку штатной пусковой установки СМ-70 для крейсеров проекта 58 было выдано ЦКБ-34 в декабре 1956 года. Четырехконтейнерная пусковая установка СМ-82 предназначалась для наземных испытаний комплекса, а одноконтейнерная пусковая установка СМЭ-142 — для испытаний на опытном судне ОС-15 (переоборудованный в 1959 году сухогруз «Илеть»).

Крылатая противокорабельная ракета П-35

Первый пуск ракеты П-35 состоялся 21 октября 1959 года. Параллельно с испытаниями П-35 шла достройка крейсеров проекта 58. Первый корабль проекта 58 «Грозный» был заложен 23 февраля 1960 года и спущен 26 марта 1961 года, в том же году на нем были смонтированы первые 2 счетверенные наводящиеся пусковые установки СМ-70. Всего на заводе им. Жданова в Ленинграде были построены четыре крейсера проекта 58 («Грозный», «Адмирал Фокин», «Адмирал Головко» и «Варяг»). В 1964-1968 годах на том же заводе были заложены четыре больших противолодочных корабля проекта 1134 («Адмирал Зозуля», «Владивосток», «Вице-адмирал Дрозд» и «Севастополь»). Корабли проекта 1134 вооружили ракетами П-35, установленными в двух спаренных пусковых установках КТ-35. Поворотного механизма пусковые установки не имели, и наведение установок производилось поворотом корпуса корабля. По проекту предусматривалось размещение четырех запасных ракет в погребах на верхней палубе. Однако в ходе строительства кораблей от перезарядки ракет отказались.

Испытания ракеты П-6 начались 23 декабря 1959 года. Постановлением СМ от 23 июня 1964 года комплекс П-6 был принят на вооружение дизельных подводных лодок проекта 651 и и атомных проекта 675. Основное вооружение лодки — восемь крылатых ракет П-6(4К88) — размещались в контейнерах, поднимающихся в стартовое положение на угол 14°. Стрельба была возможна лишь в надводном положении.

Ракета в музее

На базе ракеты П-35 в 1966 году был создан береговой комплекс «Редут».

Особенности конструкции П-35

Ракеты семейства П-35 имели сигарообразный фюзеляж с крылом высокой стреловидности и расположенным под корпусом вертикальным стабилизатором. В движение ракета приводилась турбореактивным двигателем КРД-26 с расположенным под фюзеляжем в кормовой части воздухозаборником, старт осуществлялся из пускового контейнера, с помощью двух твердотопливных ракетных ускорителей.

Дальность действия ракеты варьировалась в зависимости от высоты и профиля полета. Высота на маршевом участке полета могла изменяться от 400 до 7000 метров, дальность действия менялась от 100 километров на минимальной маршевой высоте полета, и до 300 километров на максимальной. Скорость полета достигала М=1,8. Ракета оснащалась 560-килограммовой фугасной боевой частью или ядерной энерговыделением до 20 килотонн.

ПКР имела комбинированную систему наведения: радиокомандную на маршевом участке полета и активное радиолокационное наведение на конечном участке. Дальность действия головки самонаведения составляла около 20 километров. На маршевом участке, оператор отслеживал полет ракеты с помощью бортовой РЛС корабля-носителя и командами «вправо» и «влево» удерживал курс в сторону цели. Ракета при этом должна была оставаться в поле видимости радара корабля-носителя, то есть выше радиогоризонта.

Конструкция ракеты

На участке атаки, ПКР (находясь выше радиогоризонта для корабля-носителя) включала радиолокационный визир и ретранслировала на корабль данные, поступающие с ее головки самонаведения. Оператор вручную осуществлял селекцию и распределение целей, после чего ракета захватывала выбранную оператором цель своей активной радиолокационной головкой самонаведения и снизившись до высоты 100 метров, осуществляла атаку. Самонаведение сначала осуществлялось только по курсу (в горизонтальной плоскости), а затем ракета переходила в пологое пикирование, снижаясь к цели и лишь вблизи нее, осуществляла наведение на цель по тангажу (вертикали). Также, было возможным и применение ракеты против наземных целей: при этом ракета наводилась оператором по данным радиолокационного визира и пикировала на цель под углом в 80 градусов.

Кроме того, был предусмотрен и полностью автономный режим, без связи с кораблем-носителем, но при этом ПКР лишалась возможности выбора цели и была более подвержена действию радиопомех.

Базирование

Ракета П-35 запускалась с ряда различных пусковых установок. На ракетных крейсерах проекта 58 устанавливалась счетверенная поворотная пусковая установка СМ-70. Расположенная на вращающемся основании, установка могла поворачиваться в сторону цели, тем самым облегчая наведение ракет на начальной стадии полета. Установка также имела возможность перезарядки в море из ракетных погребов, где хранился запасной боекомплект — но из-за сложности такелажных работ с тяжелыми ракетами, на перезарядку нельзя было положиться.

Вид сзади

Ракетные крейсера проекта 1134 получили две спаренные неперезаряжаемые ПУ КТ-35, наводившиеся только в вертикальной плоскости.

Модификация ПКР, предназначенная для подводных лодок, ракета П-6 запускалась из контейнерной пусковой установки СМ-49. Запуск был возможен только в надводном положении, при скорости субмарины не более 8 узлов и волнении моря не более 4 баллов. Перед запуском, пусковая установка (смонтированная в корпусе) поднималась на угол до 15 градусов.

Технические характеристики П-35

Максимальная дальность стрельбы,км до 400
Маршевая скорость полета, М 1.5
Маршевая высота полета ракеты, м 400 / 4000 / 7000
Высота полета на конечном участке, м 100
Размеры, м:
— длина 10
— размах крыльев 2,6
— ширина со сложенными крыльями 1,544
— макс. диаметр корпуса 1,0
— высота 1,5
Масса пустой ракеты, кг 2330
Стартовая масса ракеты , кг. 4 500
Боевая часть фугасная или ядерная
Масса БЧ, кг 800- 1000
Мощность ядерной БЧ, кТ 350
Органы управления аэродинамические рули
Маршевый двигатель ТРД 4Д48
Топливо керосин
Стартовый двигатель два РДТТ
Тяга, кгс 2 х 30 000
Время работы стартового двигателя, с 2

Модификации П-35

ПКРК П-35 (4К44) в своей первоначальной версии был принят на вооружение в 1962 году.

В 1982 году на вооружение поступила модернизированная версия комплекса П-35 — 3М44 «Прогресс». За счет усовершенствования самой ракеты и системы управления максимальную дальность стрельбы довели до 460 км, а также увеличили шансы преодоления ПВО противника, понизив высоту конечного участка траектории со 100 до 25 м и удлинив этот маловысотный участок с 20 до 50 километров. По мере прохождения заводских ремонтов установленные на кораблях ВМФ комплексы П-35 модернизировались до уровня «Прогресса».

Вид сверху

Помимо корабельного П-35, следует отметить также аналогичный по ракете и системе управления комплекс П-6 для подводных лодок (принят на вооружение в 1964 году), береговой противокорабельный комплекс «Редут» с мобильной пусковой установкой (принят на вооружение в 1966 году) и стационарный комплекс «Утес» (принят на вооружение в 1972 году).

Оценка проекта П-35

Для своего времени, П-35 и ее модификации были эффективным и опасным оружием. Наведение по радиовизиру позволяло осуществлять выбор цели и селекцию помех с гораздо большей точностью, чем могла позволить автоматика того времени.

Высокая скорость ракеты делала почти невозможным перехват ее артиллерийским огнем, а мощная боевая часть позволяла поражать корабли любого класса на значительной для того времени дистанции.

Пуск ракеты

Тем не менее, ракета имела ряд недостатков, главным из которых была большая высота маршевого участка полета, что облегчало обнаружение ракеты радарами противника. Дальнобойные зенитные ракетные комплексы вроде RIM-8 «Talos» могли поразить П-35 на дистанциях до 100—150 км еще на маршевом участке. Кроме того, скорость ракеты была ниже скорости современных ей истребителей (к началу 1960-х уже достигших скоростей М=2), что позволяло палубным перехватчикам сбить ее на маршевом участке.

Испытания и эксплуатация

  • Испытания ракеты П-6. Первый этап летных испытаний проводился на площадке 4А под Балаклавой с 23 декабря 1959 года по июль 1960 года. Всего произведено 5 пусков ракет без радиотехнической аппаратуры. В целом испытания прошли удачно. Второй этап летных испытаний П-6 проходил с июля по декабрь 1960 года на Северном полигоне в районе поселка Ненокса в 30 км западнее Северодвинска на Двинской губе. Пуски производились из берегового неподвижного, а затем из качающегося контейнера. Всего сделано 6 пусков, результаты неудовлетворительны из-за отказов системы управления «Антей». После доработки системы управления до 6 декабря 1961 года было осуществлено еще 7 пусков ракет П-6. Первый этап совместных летных испытаний прошел с мая по декабрь 1962 года в Неноксе с качающегося стенда. Из тринадцати пусков семь пусков были полностью удачными. В 1962 году с 22 по 25 июля на Северном флоте в районе Северодвинска проводилось мероприятие «Касатка», в ходе которого высшему руководству страны демонстрировались пуски корабельных ракет П-5Д, П-35 и П-6. Второй этап совместных летных испытаний П-6 прошел с июля по октябрь 1963 года на подводной лодке проекта 675У. Всего сделано пять пусков, из них в двух случаях отмечены прямые попадания в мишень, которая затонула. Третий этап совместных летных испытаний проведен с октября по декабрь 1963 года. Было произведено три успешных пуска с подводной лодки проекта 651 и девять пусков с подводной лодки проекта 675, в семи из которых зарегистрированы прямые попадания.
  • Испытания ракеты П-35. Испытания на опытном судне ОС-15 проводились на Каспийском море на полигоне в районе Красноводска. Первый пуск состоялся 27 июля 1960 года. Первая серия из семи пусков дала неудовлетворительные результаты и потребовала доработки системы управления АПЛИ-1. Последующие летные испытания с 4-го квартала 1962 года были более успешными. Ряд пусков был проведен по мишеням: недостроенному лидеру эскадренных миноносцев «Киев» проекта 48 и танкеру «Низами». Одной ракеты, причем с инертной боевой частью (без взрывчатого вещества), оказалось достаточно для потопления лидера водоизмещением 2500 т. Ракета попала в левую скулу, вскрыла палубу, как консервную банку, по длине около 50 м, далее ракета разрушилась, а ее двигатель пробил днище, и через 3 минуты лидер затонул.
Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: