В 50-е годы прошлого века проходил конкурс на разработку нового тяжелого танка. Увы, но он оказался безрезультатным – все три боевые машины, представленные на испытания, не были запущены в производство.
Интересно то, что конструкторскую философию демонстрировали все три проекта. Ленинградский «Объект 279» особенно выделялся внешним видом и вобрал в себя нетрадиционные и новаторские решения. Следующая боевая машина «277» представляла собой дальнейшее развитие конструкции танка Т-10. Разработанный в Челябинске «объект 770» соединял в себе проверенные идеи с оригинальными находками.
Особенности конструкции
Танк имел полностью литой корпус и башню. При этом максимальная толщина корпуса составляла 187 мм. Башня была еще лучше забронирована. В лобовой проекции ее толщина составляла 260 мм. Основное оружие танка, так же было новым, для советских тяжелых танков. 122 мм пушка Д-25 и ее модификации, по мнению конструкторов, уже не соответствовала требованиям времени и ее должна была сменить 130 мм пушка М-65. Данное орудие имело двухплоскостной стабилизатор. Для снижения отдачи устанавливался щелевой дульный тормоз, остаточные пороховые газы отсасывались с помощью эжектора.
Бронебойный снаряд БР-482 (болванка с разрывным зарядом в каморе) на километровой дистанции пробивал до 280 мм броневой стали.
Танк имел раздельное заряжание, а полный боекомплект составлял 37 выстрелов. Боеукладка первой очереди, вмещавшая в себя 18 выстрелов и была механизирована. Правда это был еще не автомат заряжания, механизм включал в себя только транспортер и досылатель. Механизированная укладка занимала кормовую нишу башни, благодаря ее использованию практическая скорострельность составляла от 5 до 7 выстрелов в минуту. В роли спаренного пулемета использовали крупнокалиберный (14,5 мм) КПВ.
Масса танка составила 55 тонн. Для уверенного перемещения столь тяжелой машины на ней был установлен новейший дизельный двигатель водяного охлаждения ДТН-10, с турбонаддувом, мощностью 1000 л. с. Этот дизель имел 10 цилиндров, расположенных V-образно. Впервые двигатель на танк устанавливался не продольно, а поперечно. С этим силовым агрегатом советский тяж разгонялся по шоссе до максимальной скорости в 55 км/час.
Важной особенностью танка являлось удобство его управления. Теперь машина управлялась не традиционными рычагами, а штурвалом
Кроме этого машина могла развернуться на месте, вращая гусеницы в разных направлениях. Коробка передач у танка была автоматической!
Ходовая часть танка включала в себя по 6 крупных опорно-поддерживающих катков с внутренней амортизацией. Подвеска у танка была гидропневматическая, что обеспечивало высокую плавность хода.
В дополнительное оборудование входили: гирополукомпас, инфракрасные фары для обеспечения работы приборов ночного видения, система постановки дымовой завесы за счет впрыска солярки в выпускной тракт. Оснащался «объект 770», будучи предназначенным для действий в условиях ядерной войны, и системой защиты от средств массового поражения.
Как уже упоминалось выше на испытаниях танк проявил себя очень хорошо, однако были выявлены и серьезные проблемы. Эти проблемы были связаны с двигателем который сильно вибрировал. Но их планировали устранить, перенастроив дизель.
Компоновочная схема и бронирование
В отличие от двух других моделей, которые разрабатывались параллельно конструкторами ленинградского тракторного завода на основе уже имеющейся техники, «Объект 770» создавался с нуля. Все узлы и основные агрегаты были запроектированы и применены на практики впервые.
Экспериментальный тяжелый танк «Объект 770» имел классическую компоновку. Три из четырех членов экипажа размешались в боевом отделении. Нововведением стал корпус – впервые было принято решение сделать его цельнолитым.
Броня танка имела дифференцированную по длине и высоте толщину. Кроме того, борта были наклонены под углами в диапазоне от 64о до 70о. Их толщина изменялась от 65 до 84 мм. Верхняя часть каждого борта имела толщину 105 мм. По всему периметру корпуса был проложен борт, чтобы повысить бронестойкость.
Такой же принцип был положен в основу бронирования лобовой части. Башню было решено сделать также цельнолитой. Она имела попеременную толщину стенок. Лобовая часть башни утолщалась до 290 мм и имела угол наклона в 30о. Место стыка башни с корпусом защищалось.
Двигатель и трансмиссия
Разработкой силовой установки на «Объект 770» (танк) занимался коллектив конструкторов под руководством Чудакова. Им, в качестве исходного образца, было предложено использовать дизельный двигатель В-10. В результате на свет появился четырехтактный 10-ти цилиндровый агрегат ДТН-10 с двурядной компоновочной схемой.
Цилиндры располагались вертикально. Мотор имел водяную систему охлаждения и надув от компрессора, а располагался в передней части танка, перпендикулярно продольной оси. Мощность установки при 2500 тыс. оборотов в минуту в ходе испытания составила тысячу лошадиных сил.
Испытания брони
В ходе первых испытаний была подтверждена целесообразность использования цельнолитого корпуса с попеременной толщиной стенок и разными углами наклона. Танк «770 Объект» выдерживал попадания 120 мм снаряда на дистанции 200 метров. При этом угол обстрела был совершенно не важен. То же самое касалось и бронирования башни.
В ходе испытаний была подтверждена эффективность удлинения кормовой части башни с целью установить полуавтоматический механизм заряжания, а также расширения лобовой части для монтажа прицельно-дальномерного устройства.
Главные технические параметры
Сравним танк «объект 770» с его главным соперником по конкурсу – ленинградским «277».
«объект 770» | «объект 277» | |
Масса, тонн | 55 | 55 |
Длина, метров | 11,3 | 11,7 |
Ширина, метров | 3,4 | 3,38 |
Толщина (наибольшая) брони (корпус/башня), мм | 184/260 | 150/290 |
Максимальная скорость, км/ч | 55 | 55 |
Запас хода, км | 300 | 300 |
Преодолеваемый уклон, градусов | 35 | 35 |
По основным характеристикам прототипы были почти идентичны. «Объект 770» отличался легкостью в управлении, благодаря штурвалу с сервоприводами и автоматической трансмиссии. Применение цельнолитых корпуса и башни должно было упростить сборку машин и уменьшить трату броневой стали. С другой стороны, на стороне ленинградского прототипа была преемственность с Т-10, которая могла облегчить освоение в производстве.
На испытаниях двухрядный дизель продемонстрировал возникновение опасных крутильных колебаний. Чтобы устранить этот недостаток, предполагали изменить порядок работы цилиндров мотора, а на время работ вообще заменить двигатель. Сделать этого не успели по причине остановки работ по тяжелым танкам.
По некоторым оценкам, «объект 770» был лучшим из представленных на конкурс прототипов.
Он сочетал в себе удачную конструкцию корпуса и башни, высокие маневренность и плавность хода. Возможно, если бы «770» приняли на вооружение – гидромеханическая трансмиссия и гидропневматическая подвеска вызвали бы сложности с освоением.
Узнать этого уже не удастся – «объект 770» остался в единственном экземпляре, который ныне хранится в Кубинке. А от рычагов управления бортовыми фрикционами отечественное танкостроение смогло отказаться только на Т-90МС.