После войны класс тяжелых танков постепенно вымирал. Толстая стальная броня уже не справлялась с новыми кумулятивными снарядами, а обеспечить подвижность тяжелых боевых машин было весьма сложно. Зато роль средних танков, подвижных и усиленных новыми типами снарядов, только возрастала.
Советский тяжелый танк Т-10, оказался удачной боевой машиной, гармонично сочетающей все нужные качества. Но последним «тяжеловесом» мог стать не он. В середине 50-х годов танкостроительные заводы СССР участвовали в конкурсе на разработку преемника Т-10. Одним из тех прототипов был «объект 277».
История создания
В 1955 году на конкурсных началах в КБ ЛКЗ были начаты работы по созданию тяжелого танка нового поколения. Главным конструктором по направлению являлся Ж. Я. Котин. Танк разрабатывался в двух вариантах: с дизельным двигателем — Объект 277 и с газотурбинным — Объект 278. Работы по созданию танка с дизельным двигателем возглавил Н.М. Чистяков.
Основными предъявляемыми требованиями к новому танку были:
- Масса: 52-55 т
- Вооружение: 130-мм нарезная пушка
- Начальная скорость снаряда: 1000 м/с
- Двигатель мощностью: 1000 л.с.
К 1957 году были созданы два опытных образца машины. В том же году они с успехом прошли государственные испытания. Через некоторое время одна из машин была продемонстрирована Н.С. Хрущеву, однако первый секретарь скептически отнесся к новому тяжелому танку, так как являлся противником традиционных систем вооружения. В результате, к 1960 году все работы по «Объекту 277» были свернуты.
Особенности конструкции танка «Объект 277»
Сварной корпус опытного «объекта» на первый взгляд отличался от корпуса Т-10 минимально. Сохранился даже «щучий нос», характерный для некоторых танков семейства ИС. Однако на «277», чтобы избежать проблем со сварными швами, создающими ослабленные зоны в лобовом бронировании, носовую часть не сваривали из отдельных плит, а выполнили цельнолитой.
Толщина лобовой детали при этом доходила до 150 мм, против 120 мм у предшественника.
Максимальная толщина брони литой башни – 290 мм (защиту башни Т-10 довели до 250 мм только на поздних модификациях).
В роли силовой установки «объекта 277» первоначально должен был выступить «традиционный» дизель В-2, форсированный уже до 1000 л.с.. Однако его разработка задерживалась, и на прототип установили морской дизель М-850, оснащенный центробежным нагнетателем.
Трансмиссия осталась такой же, как на предыдущем танке – планетарная, механическая, с восемью ступенями.
Подвеска тоже принципиально не изменилась – торсионная, с гидравлическими амортизаторами на крайних опорах. Увеличилось количество катков – опорных стало восемь, а поддерживающих – четыре.
Помимо пушки М-65 «277» вооружили спаренным с ней пулеметом КПВ калибра 14,5 мм.
Зенитного пулемета «объект» не имел. Механизированную боеукладку орудия спроектировали на основе решений, опробованных на опытном ИС-7. Снаряды и гильзы укладывались на специальных конвейерах и подавались в пушку механическим досылателем. Орудие наводилось на цель с помощью прицела ТПД-2С, со встроенным стереодальномером.
Имелся ночной прицел ТПН-1 «нулевого поколения».
Технические характеристики танка «Объект 277»
Сравним основные параметры «объекта 277» с ранним Т-10, который производился в то время, когда конструкторы начинали разработку опытных машин.
Т-10 | Объект 277 | |
Масса, тонн | 50 | 55 |
Длина, метров | 9,7 (с пушкой), 7,2 (корпус) | 11,7 (с пушкой), 6,99 (корпус) |
Высота, метров | 2,4 | 2,3 |
Вооружение | 122 мм орудие, 2 х 12,7 мм пулемета | 130 мм орудие, 14,5 мм пулемет |
Наибольшая толщина брони, мм | 120 (корпус), 200 (башня) | 150 (корпус), 290 (башня) |
Максимальная скорость, км/ч | 42 | 55 |
Запас хода, км | 200 | 300 |
Преодолеваемые препятствия: угол подъема, градусов глубина брода , метров | 30 1,5 |
35 1,2 |
Хотя перспективный «277» явно превзошел Т-10 по большинству качеств, стоит помнить, что в 1957 году, когда «объекты» были построены, приняли на вооружение модернизированный Т-10М.
Он отличался усиленной броней и увеличенным, благодаря дополнительным топливным бакам, запасом хода. А его боевые качества повысились за счет новой пушки М-62, замены пулеметов ДШК на КПВ, стабилизатора орудия и приборов ночного видения.
Бронепробиваемость при стрельбе штатным снарядом БР-472 доходила до 260 мм на дистанции 500 м. Снаряд пушки М-65 на такой дальности пробивал даже меньше – 250 мм.
В конкурсе «объект 277» участвовал вместе с новаторским «279» и «770» из Челябинска — машиной традиционной конструкции, но не имеющей преемственности с прежними. Однако, по мнению генсека Хрущева, большого поклонника ракетного вооружения, все тяжелые танки были заведомо устаревшими, и работы по ним прекратили.
Опытные образцы отправились в музей, а газотурбинный «278» так и не построили.
Впрочем, история показала, что большой потери вооруженные силы не понесли. Модернизированный Т-10М лишь немного уступал прототипам по возможностям. Появившийся в начале 60-х годов средний танк Т-62 был вооружен новой 115 мм гладкоствольной пушкой, превосходящей по качествам даже прежние орудия более крупного калибра. А в 70-х начался выпуск первых ОБТ, и оставшиеся тяжелые танки стали уходить в запас.