Опытный тяжелый танк «Объект 277», характеристика и особенности

Танк «Объект 277»

После войны класс тяжелых танков постепенно вымирал. Толстая стальная броня уже не справлялась с новыми кумулятивными снарядами, а обеспечить подвижность тяжелых боевых машин было весьма сложно. Зато роль средних танков, подвижных и усиленных новыми типами снарядов, только возрастала.

Советский тяжелый танк Т-10, оказался удачной боевой машиной, гармонично сочетающей все нужные качества. Но последним «тяжеловесом» мог стать не он. В середине 50-х годов танкостроительные заводы СССР участвовали в конкурсе на разработку преемника Т-10. Одним из тех прототипов был «объект 277».

История создания

В 1955 году на конкурсных началах в КБ ЛКЗ были начаты работы по созданию тяжелого танка нового поколения. Главным конструктором по направлению являлся Ж. Я. Котин. Танк разрабатывался в двух вариантах: с дизельным двигателем — Объект 277 и с газотурбинным — Объект 278. Работы по созданию танка с дизельным двигателем возглавил Н.М. Чистяков.

Основными предъявляемыми требованиями к новому танку были:

  1. Масса: 52-55 т
  2. Вооружение: 130-мм нарезная пушка
  3. Начальная скорость снаряда: 1000 м/с
  4. Двигатель мощностью: 1000 л.с.

Опытный тяжелый танк «Объект 277»

К 1957 году были созданы два опытных образца машины. В том же году они с успехом прошли государственные испытания. Через некоторое время одна из машин была продемонстрирована Н.С. Хрущеву, однако первый секретарь скептически отнесся к новому тяжелому танку, так как являлся противником традиционных систем вооружения. В результате, к 1960 году все работы по «Объекту 277» были свернуты.

Особенности конструкции танка «Объект 277»

Сварной корпус опытного «объекта» на первый взгляд отличался от корпуса Т-10 минимально. Сохранился даже «щучий нос», характерный для некоторых танков семейства ИС. Однако на «277», чтобы избежать проблем со сварными швами, создающими ослабленные зоны в лобовом бронировании, носовую часть не сваривали из отдельных плит, а выполнили цельнолитой.

Толщина лобовой детали при этом доходила до 150 мм, против 120 мм у предшественника.

Тяжелый танк «Объект 277»

Максимальная толщина брони литой башни – 290 мм (защиту башни Т-10 довели до 250 мм только на поздних модификациях).

В роли силовой установки «объекта 277» первоначально должен был выступить «традиционный» дизель В-2, форсированный уже до 1000 л.с.. Однако его разработка задерживалась, и на прототип установили морской дизель М-850, оснащенный центробежным нагнетателем.

Трансмиссия осталась такой же, как на предыдущем танке – планетарная, механическая, с восемью ступенями.

Подвеска тоже принципиально не изменилась – торсионная, с гидравлическими амортизаторами на крайних опорах. Увеличилось количество катков – опорных стало восемь, а поддерживающих – четыре.

Помимо пушки М-65 «277» вооружили спаренным с ней пулеметом КПВ калибра 14,5 мм.

Танк в музее

Зенитного пулемета «объект» не имел. Механизированную боеукладку орудия спроектировали на основе решений, опробованных на опытном ИС-7. Снаряды и гильзы укладывались на специальных конвейерах и подавались в пушку механическим досылателем. Орудие наводилось на цель с помощью прицела ТПД-2С, со встроенным стереодальномером.

Имелся ночной прицел ТПН-1 «нулевого поколения».

Технические характеристики танка «Объект 277»

Сравним основные параметры «объекта 277» с ранним Т-10, который производился в то время, когда конструкторы начинали разработку опытных машин.

  Т-10 Объект 277
Масса, тонн 50 55
Длина, метров 9,7 (с пушкой), 7,2 (корпус) 11,7 (с пушкой), 6,99 (корпус)
Высота, метров 2,4 2,3
Вооружение 122 мм орудие, 2 х 12,7 мм пулемета 130 мм орудие, 14,5 мм пулемет
Наибольшая толщина брони, мм 120 (корпус), 200 (башня) 150 (корпус), 290 (башня)
Максимальная скорость, км/ч 42 55
Запас хода, км 200 300
Преодолеваемые препятствия: угол подъема, градусов глубина брода , метров 30
1,5
35
1,2

Хотя перспективный «277» явно превзошел Т-10 по большинству качеств, стоит помнить, что в 1957 году, когда «объекты» были построены, приняли на вооружение модернизированный Т-10М.

Он отличался усиленной броней и увеличенным, благодаря дополнительным топливным бакам, запасом хода. А его боевые качества повысились за счет новой пушки М-62, замены пулеметов ДШК на КПВ, стабилизатора орудия и приборов ночного видения.

Бронепробиваемость при стрельбе штатным снарядом БР-472 доходила до 260 мм на дистанции 500 м. Снаряд пушки М-65 на такой дальности пробивал даже меньше – 250 мм.

Танк в игре

В конкурсе «объект 277» участвовал вместе с новаторским «279» и «770» из Челябинска — машиной традиционной конструкции, но не имеющей преемственности с прежними. Однако, по мнению генсека Хрущева, большого поклонника ракетного вооружения, все тяжелые танки были заведомо устаревшими, и работы по ним прекратили.

Опытные образцы отправились в музей, а газотурбинный «278» так и не построили.

Впрочем, история показала, что большой потери вооруженные силы не понесли. Модернизированный Т-10М лишь немного уступал прототипам по возможностям. Появившийся в начале 60-х годов средний танк Т-62 был вооружен новой 115 мм гладкоствольной пушкой, превосходящей по качествам даже прежние орудия более крупного калибра. А в 70-х начался выпуск первых ОБТ, и оставшиеся тяжелые танки стали уходить в запас.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1091
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector