МТУ-90 представляет собой танковый мостоукладчик, созданный ФГУП КБТМ (Омск) и принят на снабжение в 1997 году. Мостоукладчик МТУ-90 предназначен для устройства в боевой обстановке переправы через узкие водные преграды, овраги и инженерные заграждения — эскарпы и контрэскарпы, завалы. Он способен наводить однопролетный алюминиевый (штурмовой) мост грузоподъемностью 50 тонн через препятствия шириной до 24 метров.
Рассмотрим более подробно танковый мостоукладчик МТУ-90, его историю создания, особенности конструкции, технические характеристики, модернизированный вариант и боевое применение.
История создания
Танковый мостоукладчик МТУ-90 создан в Омске, в ФГУП Конструкторского бюро транспортного машиностроения и принят на снабжение в 1997 году.
Функционал заключается в устройстве в боевых условиях переправ через овраги, водные узкие преграды и инженерные заграждения – завалы, эскарпы и контрэскарпы. Он осуществляет наведение алюминиевого однопролетного (штурмового) моста грузоподъемностью 50000 кг через препятствия в ширину до 2400 см.
Особенности конструкции МТУ-90
Мостоукладчик используется боевыми порядками первого эшелона танковых дивизий и второго эшелона танковых полков. В процессе наведения не требуется выход членов экипажа из МТУ-90. Боевое отделение обладает герметичностью и оснащено средствами защиты от химического и радиоактивного заражения окружающей территории.
В конструкции использована схема, которую можно определить, как «тройные ножницы». Мост наводится посредством гидроприводов. Снятие его осуществляется с другого берега. Весь процесс наведения/снятия осуществляется за 120-150 секунд. Общий вес мостовой конструкции равняется 7500 кг.
В целях коммуникации с командиром танкового подразделения мостоукладчик оснащен радиостанцией Р-123М.
Также в нем имеется система автоматического пожаротушения и фильтро-вентиляционная установка.
Технические характеристики МТУ-90
- Классификация: танковый мостоукладчик.
- Боевая масса, кг: 46500.
- Экипаж, чел.: 2.
Размеры:
- Длина корпуса, см: 653.
- Ширина корпуса, см: 337.
- Высота, см: 450.
- Клиренс, см: 49,2.
Бронирование:
- Лоб корпуса, см/град.: 30
Вооружение:
- Автомат: АК-74М.
- Гранаты: 10 единиц Ф-1.
- Пистолет: сигнальный пистолет Шпагина.
Подвижность:
- Тип двигателя: В-92С2.
- Мощность двигателя, л. с.: 1000.
- Скорость по шоссе, км/ч: 60.
- Скорость по пересеченной местности, км/ч: 20 – 25.
- Шасси: ОБТ Т-90.
- Запас хода по шоссе, км: 650.
- Преодолеваемый подъем, град.: 32.
- Преодолеваемая стенка, см: 85.
- Преодолеваемый ров, см: 280.
- Преодолеваемый брод, см: 120 – 280.
Служба МТУ-90
Состоит на вооружении в 66 отдельном понтонно-мостовом полку и в военной части № 11361.
Модернизированный вариант МТУ-90М
Мостоукладчик танковый универсальный МТУ-90М, появившийся в конце двухтысячных, представляет собой вариант дальнейшего развития серийной машины МТУ-90. Основой для МТУ-90М стал основной танк Т-90, у которого с некоторыми доработками было заимствовано шасси.
При модернизации изменились некоторые элементы конструкции мостоукладчика и моста, однако их принцип работы остался прежним. Как и ранее, мостоукладчик должен подойти к преграде, разложить мост, состоящий из трех секций, и уложить его поверх преодолеваемого препятствия.
Трехсекционный мост комплекса МТУ-90М позволяет преодолевать различные препятствия шириной до 19 метров. Примечательно, что комплекс МТУ-90 обеспечивал переправу через преграды шириной до 24 метров. Уменьшение ширины преодолеваемого препятствия было компенсировано увеличением прочности моста.
Так, усовершенствованная конструкция допускает проезд техники весом до 60 тонн против 50 тонн у МТУ-90. Интересной особенностью моста комплекса МТУ-90М стали щитки, закрывающие пространство между балками. Благодаря этому по мосту могут передвигаться не только гусеничные или колесные боевые машины, но и автомобильная техника различных классов.
Подобное нововведение позволяет значительно расширить сферы применения мостоукладчика МТУ-90М. К примеру, теперь он может полноценно участвовать в спасательных операциях.