Бронеавтомобиль MOWAG Piranha, подробный обзор

Бронемашина MOWAG Piranha

MOWAG Piranha (МОВАГ Пиранья) представляет собой семейство многоцелевых колесных бронемашин. Машины разработаны швейцарской фирмой Mowag, которая с 2010 года принадлежит General Dynamics.

Бронеавтомобили производятся в модификациях 4 × 4, 6 × 6, 8 × 8 и 10 × 10. Также имеют варианты бронетранспортер, боевая машина пехоты, боевая разведывательная машина, разведывательная машина РХБЗ, командно-штабная машина, бронированная ремонтно-эвакуационная машина и БММ.

Бронемашины MOWAG Piranha стоят на вооружении армий более 20 государств и производятся по лицензии рядом зарубежных компаний.

История создания

Piranha была разработана конструкторским бюро MOWAG в начале 1970-х гг. как универсальное шасси для различных боевых и специальных машин с колесной формулой 4 × 4, 6 × 6 и 8 × 8, с пулестойкими колесами, обеспечивающими возможность безаварийной езды на спущенных/пробитых пулями и другим повреждающим воздействием шинах. Все представители семейства машин Piranha являются плавающими, для чего оснащены двумя гребными винтами в кормовой части корпуса.

Швейцарская армия нуждалась прежде всего в истребителе танков и самоходном ПТРК на замену подлежавшим списанию внедорожникам со 106-мм безоткатными орудиями M40 — в таковых вариантах ей требовалось 400 машин типа Piranha. Презентация машин для КМП США состоялась в конце 1980 года. На вооружение КМП США машины поступили в 1983 году, на два года раньше, чем на вооружение швейцарской армии, так как швейцарское правительство выделило 500 млн франков на закупку машин только в бюджете на 1985—1986 год.

Бронеавтомобиль MOWAG Piranha

Сборка машин осуществлялась на заводе MOWAG Motorenfabrik AG в Кройцлингене, Швейцария. Башни для машин изготавливались норвежским консорциумом Thune-Eureka. Башни и пушки для американских модификаций LAV изготавливались корпорацией AAI в Мэриленде. Лицензионное производство машин с колесной формулой 4 × 4, 6 × 6 для чилийской армии осуществлялось на заводе Industrias Cardoen SA в Сантьяго, Чили. Отличием чилийской модификации является увеличенная емкость топливного бака (400 против 250 литров оригинальной швейцарской модели), а отсюда вдвое больший запас хода (1200 против 600 км).

Кроме того, узел крепления башни является универсальным и по выбору заказчика там могут устанавливаться различные башни с пушками иностранных производителей: швейцарские Oerlikon-Bührle GAD-AOA с 20-мм пушкой, израильские TCM-20 со спаренной 20-мм зенитной пушкой, французские Hispano-Suiza c 90-мм гаубицей-пушкой, бразильские ENGESA ET-90 c 90-мм гаубицей-пушкой и чилийские башни Cardoen собственного изготовления под бельгийскую 90-мм пушку Cockerill Mk III. Также, по заказу чилийской армии, на базе варианта 6 × 6 была создана полугусеничная модель машины повышенной проходимости для действий в горной и пересеченной местности. Для американских лицензионных модификаций корпорацией AAI были разработаны различные варианты башен под различное вооружение, в частности, под 90-мм пушку ARES, и Universal Turret под 75-мм пушку ARES, — в обоих вариантах с 7,62-мм пристрелочным пулеметом.

Особенности конструкции MOWAG Piranha

БТРы Моваг Пиранья (Mowag Piranha) – это модульные машины, имеющие колесную формулу 4×4, 6×6, 8×8 и 10×10, сварной корпус из стальной брони, защищающей от пуль стрелкового оружия. Моваг Пиранья (Mowag Piranha) мог снаряжаться различными системами, включая и двигатели, оборудованием и вооружением на любой вкус заказчика.

Бронетранспортер Моваг Пиранья (Mowag Piranha) мог стать любым бронированным средством, необходимым для конкретной тактической ситуации: самоходная зенитная установка, самоходный миномет, санитарно-медицинская машина, бронетранспортер, противотанковое средство, грузовая машина, командно-штабная машина, машина РЭБ (радио-электронной борьбы), БРЭМ (бронированная ремонтно-эвакуационная машина), пожарная машина, инженерная машина, разведывательная машина и др. БТР Моваг Пиранья (Mowag Piranha) мог при помощи комплекта дополнительно заказанного оборудования при малой стоимости быть переоборудован на месте дислокации в машину нужного класса. БТР Моваг Пиранья (Mowag Piranha) поставлялся в более чем 21 страну. Самым известным и популярным стал Моваг Пиранья 8×8 (Mowag Piranha 8×8), которых только в Европе насчитывается свыше 6 500 единиц.

Модификация 8 × 8

Фирма “MOWAG” (Motorwagenfabrik AG) была основана в Кройцлингене, Швейцария, в 1950-м году инженером Уолтером Руфом (Walter Ruf). Фирма специализировалась на выпуске полноприводного грузовика “Mowag T1 4×4”, который с 1953 года стал поставляться в швейцарскую и немецкую армии. Максимального расцвета фирма достигла к 1972 году, когда начался выпуск бронированной машины Пиранья (Piranha), которая очень быстро захватила мировой рынок вооружений. Впоследствии на базе лицензионных машин Моваг Пиранья (Mowag Piranha) после 2000 года были созданы американская Страйкер (Stryker) и канадская Коет (Coyote).

Фирма MOWAG предусмотрела в свое время потребность швейцарской армии и мирового рынка вооружений в модульной бронемашине, которая имела бы низкие эксплуатационные затраты, высокую надежность и доступность производства на частных предприятиях. В 1972 году была выпущена такая машина с колесной формулой 6×6 – первая из семейства Моваг Пиранья (Mowag Piranha).

Корпус БТР Моваг Пиранья (Mowag Piranha) выполнен методом сварки из катаной гомогенной брони (Rolled homogeneous armour – RHA) толщиной 6-8 мм с противоосколочной обивкой внутри обитаемых отделений. Носовая часть корпуса многогранная с центральным сварным швом и боковыми наклонными гранями, соединяющими носовую часть под большими углами. Кормовая часть корпуса имела небольшой наклон вниз и кормовые двери.

С левой стороны корпуса БТР Моваг Пиранья (Mowag Piranha) спереди друг за другом находились места водителя и командира. Они имели люки над своими местами и по три перископических прибора наблюдения, установленных на фронтальной дуге люка.

С правой стороны корпуса БТР Моваг Пиранья (Mowag Piranha) расположено моторно-трансмиссионное отделение (МТО) с установленным дизельным двигателем, над которым имелись вытяжные решетки и охлаждающие вентиляторы. Вначале устанавливался 6-цилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения “Mowag” мощностью 275 л.с. (202 кВт). Трансмиссия “Allison” MT-653 устанавливалась в носу корпуса и обеспечивала 6 скоростей переднего хода и 1 – заднего.

В корме корпуса БТР Моваг Пиранья (Mowag Piranha) находилось десантное отделение, совмещенное с боевым. Боевое отделение с башней кругового вращения или боевым модулем находилось между отделением управления и десантным отделением.

Вид сзади

Подвеска БТР Моваг Пиранья (Mowag Piranha) независимая гидропневматическая. У машины, с колесной формулой 6×6, колеса на первой оси управляемые, с колесной формулой 8×8 – управляемые колеса на первых двух осях. Шины применялись размером 13.00×20 с пулестойкими вставками, обеспечивающими движение бронетранспортера с пробитыми пневмошинами.

Все бронетранспортеры семейства Моваг Пиранья (Mowag Piranha) – плавающие машины. Их движение в воде со скоростью 10 км/час обеспечивается при помощи двух винтов.

Различные варианты БТР Моваг Пиранья (Mowag Piranha) имеют различное вооружение, исходя из задачи машины. В качестве основного вооружения на многих вариантах БТР Моваг Пиранья (Mowag Piranha) установлен на турели 12,7-мм пулемет или 7,62-мм пулемет на кронштейнах, или боевой модуль дистанционного управления как легким вооружением, так и с 20-мм пушкой или пушкой более крупного калибра. Также могут устанавливаться пусковые установки TOW ATGM или башня TOW / Mephisto.

На БТР Моваг Пиранья (Mowag Piranha) предусмотрена установка приборов ночного видения, систем кондиционирования воздуха и защиты от оружия массового поражения (ОМП).

Технические характеристики MOWAG Piranha

  • Вес 9500 кг
  • Длина от 6,25 до 7,45 м
  • Ширина От 2,5 до 2,66 м
  • Высота От 1,8 до 1,98 м
  • Скорость до 100 км / ч

Варианты

  • Piranha I
    • AVGP
    • LAV-25
    • ASLAV
  • Piranha II
    • Bison
    • Coyote
    • Desert Piranha
    • LAV II
  • Piranha III
    • Piranha IIIC
    • Piranha IIIH
    • LAV III
    • Stryker
    • NZLAV
  • Piranha IV
  • Piranha V

Потенциал и успехи MOWAG Piranha

По сути, швейцарская компания предложила заказчикам базовую платформу для создания бронированных машин желаемого облика. Путем несложных переработок такая платформа превращалась в необходимый образец и тут же ставилась в серию. В семидесятых годах такой модульный подход к производству бронетехники еще не был привычным, что и стало одной из причин успеха проекта Piranha.

За прошедшие десятилетия технику семейства Piranha закупили почти два десятка стран. Некоторые государства пожелали развернуть лицензионное производство таких машин на своих предприятиях. Так, в Канаде еще в семидесятых запустили строительство лицензионных бронемашин AGVP. Несколькими годами позже на базе канадского AGVP создали проект LAV-25 для Корпуса морской пехоты США. В дальнейшем опыт производства и эксплуатации LAV-25 был использован при создании платформы Stryker.

Коммерческие успехи проекта «Пиранья» наглядно показывают, насколько удачной для своего времени были разработки компании MOWAG. Первый вариант платформы Piranha появился в нужное время и смог заинтересовать некоторых потенциальных покупателей. Это послужило своеобразной рекламой и поспособствовало появлению следующих заказам. Интерес со стороны новых покупателей помогал развитию проекта и появлению новых образцов техники в семействе и за его пределами.

Эксплуатация MOWAG Piranha

В контексте проекта MOWAG Piranha можно даже говорить о влиянии и создании новых тенденций. Именно в рамках этого семейства появился и закрепился облик современного БТР или колесной БМП, используемый и развиваемый до сих пор. Все современные образцы такого рода, несмотря на те или иные нововведения, сохраняют немало знакомых и узнаваемых черт.

Компания GDELS-MOWAG продолжает развитие семейства Piranha и регулярно представляет новые образцы разного рода. Последняя из платформ семейства Piranha V, уже пошла в серию и поставляется зарубежным заказчикам. Возможно, уже идет разработка следующего образца.

За прошедшие десятилетия компания MOWAG показала впечатляющие успехи и заметно повлияла на развитие боевых бронированных машин. Что будет в дальнейшем – покажет время. За счет новых «Пираний» GDELS-MOWAG может укрепить свои позиции, но возможен и негативный сценарий, при котором компания уступит место другим производителям схожей бронетехники. Однако достижения прошлого не зависят от событий будущего. Проект MOWAG Piranha уже занял особое место в истории боевых машин.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1310
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: