В Красной Армии данное оружие с любовью называли – Емеля. Советская гаубица-пушка МЛ-20 в августе 1944 года выпустила первые снаряды по Германии.
Свой путь гаубица начала в тяжелое время для СССР. В новой стране не хватало качественного и нового вооружения.
Одним из первых шедевров отечественной артиллерийской мысли стала гаубица-пушка МЛ-20 образца 1937 года. Рассмотрим более подробно данное оружие, его историю создания, особенности конструкции, технические характеристики.
История создания
Из тяжелых орудий корпусного-армейского звена Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) досталась от русской армии 152-мм осадная пушка образца 1910 года. Это орудие было спроектировано французской фирмой «Шнейдер» (Schneider) для Российской империи и использовалось в Первой мировой и Гражданской войнах. К 1930-м годам оно явно устарело и было подвергнуто двум модернизациям — в 1930 и 1934 годах. Модернизации существенно улучшили характеристики пушки образца 1910 года, но, тем не менее, она не вполне удовлетворяла требованиям своего времени, главным образом по мобильности, максимальному углу возвышения и скорости наводки. В 1935—1936 годах конструкторское бюро (КБ) завода № 172 (Пермский завод) в Мотовилихе пыталось продолжить модернизацию орудия, однако Главное артиллерийское управление (ГАУ) не поддержало эти работы, и они были прекращены. Началось проектирование нового орудия.
В КБ завода № 172 были спроектированы две гаубицы-пушки — МЛ-15 и МЛ-20. Над проектированием МЛ-20 работала группа инженеров под руководством известного советского конструктора-оружейника Ф. Ф. Петрова, причем первоначально работы над этим орудием велись в инициативном порядке, тогда как МЛ-15 создавалась по заданию ГАУ. Оба орудия имели многочисленные заимствования от 152-мм пушки обр. 1910/34 гг. — ствол с затвором, противооткатные устройства. МЛ-20 также имела с этим орудием общий колесный ход, подрессоривание и станины, а у МЛ-15 эти элементы конструкции были разработаны заново.
В апреле 1936 года первый образец МЛ-15 был направлен на полигонные испытания, однако их не прошел и был отправлен на доработку. В марте 1937 года МЛ-15 вышла на повторные полигонные испытания, которые прошли без замечаний. МЛ-20 вышла на полигонные испытания 25 декабря 1936 года, а в следующем году — на войсковые. По итогам этих испытаний МЛ-20, после устранения недостатков, в основном касающихся лафета, была рекомендована к принятию на вооружение. 22 сентября 1937 года МЛ-20 была принята на вооружение под официальным названием «152-мм гаубица-пушка образца 1937 года».
С сегодняшней точки зрения выбор МЛ-20 вместо МЛ-15 труднообъясним. Автор публикаций в области отечественной артиллерии А. Б. Широкорад полагает, что МЛ-15 имела явные преимущества перед МЛ-20 — она была существенно легче (в походном положении на 600 кг, в боевом — на 500 кг) и была более мобильна (скорость возки — до 45 км/ч). С другой стороны, МЛ-15 имела более современную и сложную конструкцию лафета. В других источниках утверждается, что выбор был сделан из экономических соображений — для МЛ-20 уже была готова технологическая оснастка.
Особенности конструкции МЛ-20
От пушки обр. 1910/30 гг. гаубице- ушке достался только ствол, все остальные элементы конструкции были разработаны с нуля. В первую очередь стоит отметить введение характерного дульного тормоза, щелевая конструкция с отражением ударной волны пороховых газов назад компенсировала откат орудия и придавала выстрелу неповторимый звук, известный всем артиллеристам.
Затвор классической конструкции, поршневого типа. Камора расточена под более мощные снаряды. Заряжание раздельное, сначала в ствол вкладывался снаряд, затем полузаряд, на высоких углах возвышения гильза удерживалась от выпадения из канала ствола специальным механизмом. Это обеспечивало высокую боевую скорострельность.
Для произведения выстрела необходимо было потянуть шнур курка. Открыть затвор можно было только после выстрела, так как в конструкции пушки был установлен предохранительный механизм. После открытия затвора, автоматический механизм выбрасывал гильзу.
Орудие обладало отличной маневренностью ведения огня. Длинный ствол и гаубичные углы наводки, придавали снаряду высокую скорость и настильную, или при необходимости навесную, траекторию полета.
Прицельные приспособления состояли из панорамы Герца для стрельбы навесом и телескопического прицела для прямой наводки. В боекомплект орудия входили как традиционные для гаубицы ОФС и бетонобойные снаряды, так и снаряды предназначенные для борьбы с бронированными целями: морская полубронебойная граната обр. 1915/28года например, или более поздние остроголовые и кумулятивные бронебойные снаряды.
Отдельно стоит отметить конструкцию лафета.
Для увеличения скорости буксировки лафет оснащался рессорами листовой конструкции, колесный ход был представлен штампованными дисками с цельнолитым резиновым бандажом.
Это увеличило скорость буксировки до 20 км/ч по шоссе. Для артиллерии такого калибра и массы это достаточно хороший показатель. Ствол орудия при транспортировке откатывался в крайнее положение, это уменьшало ее габариты при движении.
Станины орудия раздвижные, это обеспечивало орудию быстрый перенос огня на другую цель, кроме того большую устойчивость при стрельбе. Для защиты расчета во время стрельбы орудие оснастили щитовым прикрытием. Кроме того впервые для гаубичной артиллерии каждое орудие снабжалось счетным механизмом – сумматором. Его использовали для расчета параметров стрельбы.
Технические характеристики МЛ-20
Калибр, мм | 152 |
Длинна ствола, калибра | 32,4 |
Масса в боевом положении, кг | 7270 |
Масса фугасного снаряда, кг | 44 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 655 |
Максимальная дальность стрельбы, м | 17235 |
Модификации
В процессе серийного производства орудие значительно не менялось. Ствол орудия выпускался в двух вариантах — скрепленный и моноблок (в некоторых источниках упоминается и третий вариант — со свободной трубой). Ранние образцы орудия имели колеса со спицами и резиновыми грузошинами от 152-мм пушки обр. 1910/34 гг.
- МЛ-20С. Для монтажа на САУ выпускался вариант МЛ-20С (индекс ГАУ — 52-ПС-544С), у которого длина нарезной части составляла 3467,1 мм, а длина ствола с дульным тормозом составляла 32,3 калибра / 4925 мм с иным расположением органов управления, более удобным для наводчика в стесненных условиях боевого отделения самоходки. Существовало несколько опытных вариантов МЛ-20, не пошедших в серию:
- МЛ-20. В 1937 году ГАУ решило ради сомнительной экономии перевести орудия среднего калибра на картузное заряжание. В 1939 году был создан опытный образец МЛ-20 с таким заряжанием, испытания которого прошли неудачно. Экономия на металле для гильз перечеркивается более медленным темпом огня и разгаром каморы орудия, отсутствующем при раздельно-гильзовом заряжании.
- МЛ-20СМ. Модернизированная версия варианта для самоходных артиллерийских установок. При идентичной баллистике с МЛ-20С это орудие не имело дульного тормоза. МЛ-20СМ была установлена на опытную САУ ИСУ-152 образца 1945 года на базе тяжелого танка ИС-3, построенную в единственном экземпляре и ныне экспонирующуюся в Бронетанковом Музее в Кубинке.
- БЛ-29. Орудие создано в ОКБ-172 («шарага» НКВД) в 1946 году и представляло собой МЛ-20 с литым казенником и клиновым затвором.
- МЛ-20. С ходом лафета и передка по образцу 130-мм пушки М-46. В 1950 году создан и испытан опытный образец.
- МЛ-20М. Модификация орудия для береговой артиллерии Военно-морского флота. Отличались изменениями в щите, наличием специальных принимающих приборов систем вертикального и горизонтального наведения и т. п. Опытная серия из трех орудий была изготовлена в 1940 году, однако испытания орудий прошли неудачно, и на вооружение они не принимались. Изготовленные орудия были отправлены на фронт, где были потеряны. После войны индекс МЛ-20М получали орудия, прошедшие модернизацию.
Боевое применение МЛ-20
Впервые гаубица-пушка МЛ-20 воевала в Монголии, во время боев на реке Халхин-Гол ее снаряды сносили укрепления японских пехотных частей и артиллерийские батарей. Затем была Зимняя война и ДОТЫ-«миллионники» линии Маннергейма.
Именно там эта гаубица впервые опробовала себя в качестве пушки, бившей прямой наводкой по амбразурам замаскированных и неприступных бетонных укреплений. Уже тогда успели произвести полторы тысячи гаубиц-пушек МЛ-20, а затем началась Великая Отечественная война.
Во время ВОВ МЛ-20 использовалась в корпусной артиллерии для обеспечения артиллерийской подготовки на участках прорыва, для уничтожения важных или трудноподавимых целей. Для контрбатарейной стрельбы.
Это одно из наиболее сложных направлений ведения огня, требующее высокого качества расчетов и точности стрельбы. Корректировка в этом случае производится по данным предоставленным звуковой артиллерийской разведкой.
В артиллерии РГК гаубицы-пушки поддерживали все стратегически важные операции, уничтожали живые силы противника, вели артподготовку, уничтожали опорные пункты и фортификационные сооружения противника.
Кроме того МЛ-20 использовалась для береговой обороны, эти пушки устанавливались на опасных направлениях для предотвращения высадки десанта.
Кроме того захваченные немцами МЛ-20 обеспечивали оборону их «Атлантического вала».
След в истории
МЛ-20 имеет достаточно удачную конструкцию. Гаубицы-пушки несмотря на некоторое неудобство и перетяжеленность конструкции прекрасно показали себя как универсальные орудия, но в тоже время на отдельных направлениях уступали специализированным орудиям.
Именно в этом причина снятия ее с вооружения. Современные гаубицы превосходят МЛ-20 по всем параметрам, включая и дальность навесного огня, но в тоже время поддерживать наступление стрелковых подразделений на прямой наводке ни одна гаубица не сможет, недостаточная длина ствола и соответственно низкая дальность при стрельбе прямой наводкой мешают этому.
Помимо буксируемых орудий, МЛ-20 устанавливалось в самоходные установки, базой которых являлись танки: КВ-1, ИС-1. Эти самоходные установки известные под именем «Зверобоев» прекрасно показали себя при борьбе с бронетехникой немцев, броня хваленых «Тигров» и «Пантер» лопалась и крошилась от ударов тяжелых 152 мм снарядов этих пушек.
Интересно! В Санкт-Петербурге, в период 2002-2009 года именно это орудие ежедневно отмечало время «полуденного выстрела».