МК-1 или морской крейсер первый представляет собой советский самолет-летающая лодка. Данный летательный аппарат имеет второе название — АНТ-22. Свой первый полет летающая лодка совершила в 1934 году.
В данной статье рассмотрим подробно советский самолет МК-1, его историю создания, особенности конструкции, летно-технические характеристики, модификации и боевое применение.
История создания
Самолет МК-1 «Рыбка» по схеме и типу — одноместный истребитель, одностоечный биплан, последовательно осуществленный в двухвариантах: поплавковом и сухопутном.
Самолет спроектировали конструкторы Н.Г.Михельсон, М.М.Шишмарев и В.Л.Корвин в 1921 году на Таганрогском авиазаводе ГАЗ № 10 по условиям конкурса УВВС на морской одноместный поплавковый истребитель. После защиты проекта в Москве самолет начали строить в Таганроге с двигателем «Hispano-Suiza» в 200 л.с. Позже заказ передали в Петроград на завод «Красный летчик».
Отличительной особенностью самолета МК-1 был фюзеляж — выклеенный из шпона монокок очень хорошей формы, в котором был полностью скрыт двигатель. В нем было четыре лонжерона и шпангоуты из фанеры с отверстиями облегчения. Радиатор — в центроплане верхнего крыла.
Весной 1923 года самолет был закончен в поплавковом варианте и спущен на воду. Оказалось, что поплавки малы — самолет сел хвостом в воду. Их удлинили, однако взлет с воды не получался и поплавки были брошены, тем более, что идея поплавкового истребителя уже не находила сторонников. В итоге от поплавков пришлось отказаться и машина превратилась в сухопутную.
В 1924 году создатели МК-1 уже в Петрограде на заводе «Красный летчик» установили его на сухопутное шасси (на лыжи), после чего машину опробовали в полете. В новом качестве этот оригинальный и внешне весьма гармоничный самолет получил необычное название «Рыбка». В этом виде самолет, названный «Рыбкой», неплохо летал зимой 1923-1924 годов. На этом дело и закончилось, так как в 1924 году истребитель с двигателем в 200 л.с. уже был устаревшей машиной. Его скорость достигала лишь 190 км/ч. Однако мощность двигателя 200 л.с. и полученные летные характеристики уже казались пройденным этапом, поэтому дальнейшего развития этот самолет не получил.
Особенности конструкции МК-1
- Крыло — состоит из центроплана и двух отъемных частей, обшивка крыла гофрированные листы из кольчугалюминия. На стоянке и при транспортировке отъемные части крыла укладывались на дно лодки.
- Фюзеляж — две взаимозаменяемые лодки, соединенные между собой, через центроплан, водонепроницаемой палубой. Верхняя часть лодок образовывала вместительный фюзеляж, оборудованный входными дверями для экипажа. Каждая лодка была укомплектована якорями, лебедками и насосами для откачивания воды.
- Оперение — двухкилевое, хвостовые части лодок переходили в вертикальные кили. Кили соединялись между собой неподвижным стабилизатором, а консоли стабилизатора выходящие за кили, были перекладными, в полете угол установки мог изменяться.
- Силовая установка — шесть двигателей М-34Р мощностью по 830 л.с. Двигатели располагались в верхней части центроплана на специальных пилонах. Воздушные винты деревянные, двухлопастные, диаметр — 4,2 м. Бензин находился в четырех баках, общий объем 9500 литров, масло 1530 литров. Три двигателя были тянущие, а три других толкающие.
- Вооружение — в левой лодке: в носовой части располагался пулемет, за крылом пушка калибра 20 мм, в кормовой части спаренный пулемет. В правой лодке — в носовой части располагалась пушка, в задней пулемет, а в кормовой спаренный пулемет. Бомбардировочное вооружение — на подвесках 6000 кг бомб или четыре торпеды общей массой до 4800 кг. Бомбы размещались внутри межлодочного центороплана крыла и на внешних балочных держателях.
- Экипаж — 10-12 человек. Летный экипаж четыре человека: два летчика, командир корабля и штурман. Кабина летного экипажа оборудовалась в центральной гондоле укрепленной по оси симметрии самолета на центроплане. В правой и левой лодках находились рабочие места шести стрелков. В правой лодке имелась кабина радиста. В центроплане располагалось место механика, обслуживающего двигатели.
- Оборудование — приемо-передающая радиостанция связи, радиостанция для полета по маякам, переговорное устройство, фотоаппарат и два аэрофотоаппарата.
Экипаж
В состав летного экипажа входили четыре человека: два летчика, командир корабля и штурман. Целиком экипаж самолета-лодки составлял 10-12 чел. В центральной гондоле оборудовали места для двух летчиков, штурмана и бортмеханика. Она фиксировалась по оси симметрии на центроплане крыла. Гондолу экипажа сделали двухступенчатой, чтобы обеспечить хороший обзор двигателей во время полета. Бортмеханик размещался на верхнем ярусе, нижний занимала кабина пилотов. Сверху кабины бортмеханика был лючок, отдраив который, можно было получить доступ к моторам самолета.
Правую и левую лодки оборудовали для размещения в них шести стрелков. Также за местом переднего стрелка в правой лодке располагалась кабина радиста. Он имел дело с радиостанцией ПСК-1, которая могла осуществлять прием и передачу радиоданных на расстоянии до 350 км. В центроплане находилось место механика, который обслуживал двигатели, и туалет для экипажа.
Корпус лодок плавно переходит в вертикальное хвостовое оперение. Его нижняя часть соединена неподвижным узким стабилизатором, а верхняя − подвижным, который обтянули полотном.
Вооружение МК-1 (АНТ-22)
Артиллерийско-стрелковое вооружение поместили на лодках. В левую лодку последовательно установили экранированные турели: носовая – пулемет ШКАС, задняя – пушка калибром 20 мм, кормовая – спаренный пулемет ДА-2. В правой лодке носовую турель заняла пушка «Эрликон», заднюю – пулемет ШКАС, кормовую – спарка ДА-2. Боезапас двух пушек составлял 600 снарядов, а всех пулеметов – 14 тыс. патронов.
Самолет может нести на своем борту да 6000 кг авиационных бомб или четыре авиаторпеды массой до 4800 кг. Авиабомбы располагались в восьми бомбоотсеках, которые имели высоту 1,4 м. Кассетные держатели КД -2 применялись для бомб, масса которых составляла 100 и более килограммов. Подвешиваемые бомбы (6 шт. по 1000 кг, 12 шт. по 500 кг или 20 шт. по 250 кг) или торпеды (4 шт. по 1200 кг) удерживались на внешней подвеске балочными держателями.
Технические характеристики
Модификация | МК-1 |
Размах крыла, м | 51.60 |
Длина, м | 24.10 |
Высота, м | 6.36 |
Площадь крыла, м2 | 304.5 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 22340 |
нормальная взлетная | 33560 |
Тип двигателя | 6 ПД М-34Р |
Мощность, л.с. | 6 х 830 |
Максимальная скорость , км/ч | |
у земли | 205 |
на высоте | 223 |
Крейсерская скорость , км/ч | 187 |
Практическая дальность, км | 1300 |
Максимальная скороподъемность, м/мин | 48 |
Практический потолок, м | 2250 |
Экипаж | 6 |
Вооружение: | В левой лодке последовательно устанавливались экранированные турели: носовая с пулеметом ШКАС, задняя (за крылом) с 20-мм пушкой и кормовая (за вертикальным оперением) со спаренным пулеметом 7.62-мм ДА-2. Носовая турель правой лодки имела 20-мм пушку Эрликон, задняя — 7.62-мм пулемет ШКАС и кормовая — спарку ДА-2. Максимальный боезапас двух пушек состоял из 600 снарядов, а всех бортовых пулеметов — 14000 патронов. Бомбардировочное вооружение — подвеска до 6000 кг бомб или четырех авиационных торпед общей массой до 4800 кг. Бомбы размещались как внутри межлодочного центроплана крыла, толщина которого, позволяла оборудовать в нем восемь бомбоотсеков с кассетными держателями для 32 бомб массой по 100 кг, так и снаружи — на балочных держателях, рассчитанных на подвеску или шести бомб массой по 1000 кг, или четырех торпед массой по 1200 кг. |