Универсальные десантные корабли типа «Мистраль» представляют собой серию французских универсальных десантных кораблей-вертолетоносцев 1-го ранга. У вертолетоносцев есть две главные задачи: производить высадку сил и средств десанта и осуществлять управление группой, соединением и объединением кораблей или разнородных сил.
Рассмотрим более подробно универсальные десантные корабли типа «Мистраль», их историю создания, особенности конструкции и эксплуатацию.
История создания
В октябре 2004 года на судоверфи во французском Бресте состоялся спуск на воду новейшего корабля типа “Мистраль” (“Mistral”). Внешне он похож на традиционные танкодесантные корабли-доки, но на самом деле обладает намного большим потенциалом. Поэтому не случайно французские адмиралы выделили его в отдельный класс – десантно-командный корабль (в зарубежных источниках используется термин “force projection & command vessel” или ВРС).
Причиной для начала работ по созданию нового “Мистраля” стало существенное возрастание в последнее время количества и масштабов проводимых вооруженными силами западных стран операций, требовавших быстрой переброски морем армейских контингентов с тяжелым вооружением, а также проведение эвакуации солдат и мирного населения.
Причем данные операции осуществлялись и в ходе военных конфликтов, и в рамках так называемых гуманитарных операций, например, ликвидации последствий масштабных природных катаклизмов. Предполагались, что перспективный корабль будет иметь большую вместимость личного состава и военной техники, способность принимать на борт и выпускать малые транспортно-десантные катера на воздушной подушке, обеспечивать постоянное базирование боевых и транспортных вертолетов, иметь стационарный госпиталь и т.п.
В итоге французская компания DCN создала достаточно уникальный превосходящий предыдущие аналоги типов “Сирокко” и “Фудре” корабль, головной корпус которого получил наименование “Мистраль” (Mistral). Правда, в остальных странах его продолжают классифицировать как обычный транспортно-десантный корабль-вертолетоносец (LHD), но это, скорее всего, от обычной зависти, так как даже американские универсальные десантные корабли-доки обладают меньшим боевым потенциалом и более узким кругом возможностей по сравнению с французским новичком.
Заказ ВМФ России
В декабре 2010 года Французская Республика и Российская Федерация объявили о подписании соглашения о строительстве двух вертолетоносцев «Мистраль» для вооружения Военно-Морского Флота РФ, на верфи, расположенной во Франции. Плюс к этому еще два судна типа «Мистраль» планируется изготовить в РФ, на условиях лицензии. В тендере на строительство победили совместно Объединенная судостроительная корпорация и французская компания DCNS.
Первый из кораблей будет строиться 3 года с момента прохождения первого аванса. Следующий – 2 года. РФ на верфях во французском порту Сен-Назере во время строительства первого судна выполнит 20% работ. Во время подписания контракта произошла передача от французской стороны к российской всех технологий, представляющих для РФ интерес. Сюда относится система SENIT-9 и еще две.
Высота ангара в «Мистралях» дает возможность для размещения вертолетов Ка-29, Ка-27 и Ка-52К на ангарной палубе. Также ожидается эксплуатировать корабли в Заполярье и в льдинах. С этой целью нужно выполнить усиление борта. Но эта мера не даст значительного изменения в техоснащении и конструкции УДК. Наше государство приобретает корабль, полностью оснащенный технологическим и навигационным оборудованием, но вертолеты и вооружение на борту будут производства РФ. Договор был подписан в январе 2011 года, протокол о намерениях и окончательный контракт – в июне того же года.
Те корабли, которые построят во Франции, будут переданы в состав Тихоокеанского флота. Причем большие денежные средства будут выделены на модернизацию инфраструктуры гарнизонов и военных городков ВВО. Самое большое внимание будет уделено соединениям, расположенным на Курильских островах.
В июне 2011 года, было объявлено о планах разместить на «Мистралях», которые будут принадлежать РФ многоцелевых боевых вертолетов Ка-52 «Аллигатор». Также на них будут находиться 8 Ка-29 (транспортные вертолеты) и Ка-52К (боевые). Их соотношение может меняться в соответствии с конкретными задачами.
Кораблям, строящимся во Франции, в феврале 2012 года были присвоены названия «Севастополь» и «Владивосток» в соответствии с переклассифицированными в ракетные крейсера больших противолодочных кораблей Военно-Морского Флота СССР проекта 1134. Те корабли, которые полностью построятся в РФ, получат наименования по городам «Петропавловск» «Кронштадт», «Азов» и одноименным большим противолодочным кораблям 1134-А и 1134-Б.
Тогда же было объявлено, что «Мистрали», строящиеся для РФ будут оснащены основным оружием, изготовленным в РФ. Сюда относятся, например, ракетные комплексы, которые призваны обеспечить самооборону.
Все устройства и системы пройдут русификацию. Будет установлено оборудование связи и управления производства Франции и России. DCNS обеспечит совместимость всех систем. Частично оборудование будет установлено во Франции, частично в РФ. В Сен-Назере корабли также оснастятся российскими системами управления огнем. DCNS произведет подготовку мест для установки вооружения, а сами боевые системы оборудуют на территории РФ.
Обзорной РЛС будет служить радар Thales MRR-3D-NG, обладающий G-диапазоном волн. Такие же радары стоят на тех «Мистралях», которые находятся в составе Военно-Морских Сил Франции.
Осенью 2012 года DCNS заключила субконтракт с компанией Sagem. Она послужит изготовителем оптронных поисково-прицельных систем Vampir NG. Поставка первой из них произойдет в 2013 году, а второй – через полгода после первой.
Инфракрасная поисково-следящая система Vampir NG сверхдальнего действия позволяет осуществлять надводным боевым кораблям автоматическое обнаружение, сопровождение и информирование об опасностях разнообразного типа, в диапазоне от противокорабельных ракет с настильной траекторией полета над водой до атакующих быстроходных кораблей, а также пассивное круговое панорамное наблюдение за надводной обстановкой.
Vampir NG может работать в таких режимах, как «прибрежный», предназначенный для прибрежных акваторий, и «океанский», предусмотренный для дальнего наблюдения в открытом море.
В марте 2014 года началось прохождение ходовых испытаний первого корабля, «Владивостока».
Россия потребовала внести в БДК некоторое количество изменений, которые должны отличать их от французского проекта.
- Сплавы стали для корпусов были измены до ледового класса, чтобы корабли можно было эксплуатировать в Заполярье и в льдинах.
- Также корабли стали более высокими из-за переоборудования внутренних доков УДК, чтобы в них могли швартоваться вертолеты типа Ка-52К и Ка-28.
- Предусмотрены места, предназначенные для дополнительного вооружения. Сюда относятся, к примеру, крупнокалиберные автоматические установки для отражения атак с моря, скорострельное артвооружение и средства противовоздушной обороны. Усиление вооружения даст возможность использовать корабли в открытом море с уменьшенным количеством надводных кораблей охранения. Но по состоянию на май 2014 года еще не было принято решение об усилении ударного и защитного вооружения.
- Небольшим изменениям подверглись жилищные условия.
Устаревшую систему спутниковой связи Siracuse на «Владивостоке» заменит система «Центавр» производства России. В составе ее находится изделие Р-794-1, которое дополнит передатчики и приемники УКВ и КВ-связи. Корабельная система «Центавр» надежно передает данные между судами, а также на береговую станцию со скоростью 512 кбит/c.
Также для «Владивостока» к октябрю 2014 года будут построены 4 катера CTM NG. Они обладают длиной 27 м и шириной 7 м, а также имеют кормовую и носовую рампы для высадки десанта, что увеличивает их возможности по маневрированию. У них расширен спектр возможных действий при условиях сильной качки, а скорость увеличена до 20 узлов.
В 2013 году Дмитрий Рогозин заявил о том, что, так как в РФ не производится топливо для двигателей, которыми оборудованы «Мистрали», то отечественным химикам нужно будет найти выход из этой ситуации.
В феврале 2014 года французские специалисты начали обучать в Санкт-Петербурге экипаж первого вертолетоносца. Продолжение обучения в Сен-Назере ожидалось начать с июня. Предварительно, в мае в порт прибыл ряд офицеров РФ. Наши моряки проведут в Сен-Назере лето, после чего на «Владивостоке» отправятся в Кронштадт. В сентябре состоялись ходовые испытания.
Осенью 2014 года на «Владивостоке», находящемся в Сен-Назере произошла кража высокотехнологичного оборудования.
Особенности конструкции «Мистраль»
В некоторых сообщениях прессы о российских «Мистралях» иногда приводятся ТТХ этого проекта, несколько отличающиеся от французского варианта. Например:
- Общая длина корпуса корабля типа «Мистраль»: 199 м.
- Ширина: 32 м.
- Высота борта на уровне полетной палубы: 27 м.
- Осадка: 6,42 м (при водоизмещении 22 600 т).
- Максимальная скорость: 18,8 узла (при осадке 6,42 м и 100 % (2×3,5 МВт) мощности на винторулевых колонках).
- Экипаж: 177 человек.
- Число пассажиров: 481 человек.
По требованию российской стороны был внесен ряд изменений по сравнению с французским проектом:
- Изменен фактически до ледового класса состав сплавов стали для корпусов кораблей, что позволяет применять их в северных широтах, в том числе, в условиях сложной ледовой обстановки.
- Увеличена высота корабля, поскольку были переоборудованы внутренние доки корабля для швартовки вертолетов большего размера типа Ка-28 и Ка-52К.
- Предусмотрены места для установки дополнительного вооружения, в частности, средств ПВО для отражения воздушных налетов, а также скорострельного артиллерийского вооружения и крупнокалиберных автоматических установок для отражения нападений с моря. Усиление вооружения позволит применять УДК в открытом море с меньшим сопровождением надводных кораблей охранения.
- Немного изменены жилищные условия.
Вместо устаревшей французской системы спутниковой связи Syracuse на «Владивостоке» планировалось установить, помимо традиционных для российского ВМФ приемников и передатчиков КВ и УКВ-связи, изделие Р-794-1, которое входит в состав модернизированной системы спутниковой связи «Центавр». Эта система обеспечивает обмен данными между кораблями и с береговой станцией на скорости 512 кбит/с.
Для первого российского ДВКД этого класса — «Владивостока» — во Франции к октябрю 2014 года должны были быть построены 4 катера CTM NG (Chaland de Transported Materiel de Nouvelle Generation). В отличие от своих предшественников (CTM), катера типа CTM NG имеют длину 27 м и ширину 7 м, а также снабжены двумя рампами для высадки десанта — носовой и кормовой, что дает им более широкие возможности по маневрированию. Катера типа CTM NG лучше приспособлены к действиям в условиях сильной качки, а их скорость составляет до 20 узлов (в 2 раза больше, чем у CTM).
Технические характеристики вертолетоносцев «Мистраль»
Изготовители: DCNS (кормовая часть, сборкa), Брест; Alstom (носовая часть), Сен-Назер; Балтийский завод (кормовая часть для двух корпусов во Франции)
Водоизмещение вертолетоносца Мистраль:
- 21300 т (полное); 32300 т (предельное)
Размеры вертолетоносца Мистраль:
- Длина: 199 м (наибольшая)
- Ширина: 32 м (по ватерлинии)
- Высота: 64,3 м
- Осадка: 6,3 м (с ГАС)
Двигатели вертолетоносца Мистраль:
- 3 дизель-генератора Wärtsilä 16V32 (6,2 МВт),
- 1 дизель-генератор Wärtsilä 18V200 (3,3 MВт),
- 2 винторулевые колонки Alstom Mermaid (7 MВт)
- Мощность: 20400 л. с. (15 MВт)
- Движитель: два пятилопастных гребных винта
- Скорость хода: 19 узлов (максимальная); 18 узлов (крейсерская)
- Дальность плавания: 5800 миль (10800 км) на 18 узлах (33 км/ч); 10700 миль (19800 км) на 15 узлах (28 км/ч)
- Автономность плавания: 30 суток
Экипаж вертолетоносца Мистраль:
- 160 человек (20 офицеров) + 450 человек морской пехоты (900 человек морской пехоты на небольшую дальность)
Вооружение вертолетоносца Мистраль:
- Радиолокационное вооружение: 2 навигационные РЛС DRBN-38A Decca Bridgemaster E250, РЛС обнаружения целей MRR-3D NG
- Артиллерия: АК-630
- Зенитная артиллерия: 2 × 30-мм артустановки Breda-Mauser, 4 × 12,7-мм пулемета «Браунинг»; «3М47» Гибка
- Ракетное вооружение: 2 × 2 — ПУ ЗРК Simbad
Авиационная группа:
- 16 тяжелых вертолетов или 32 легких вертолета;
- Численность авиагрупп на российских ДВКД 30 вертолетов Ка-52К и Ка-29 или Ка-27М
Особенности кораблей для РФ
В СМИ временами можно прочесть сообщения о тактико-технических характеристиках, имеющих отличия по сравнению с французским вариантом. Вот некоторые из них:
- Экипаж: 177 человек.
- Число пассажиров: 481 человек.
- Высота борта на уровне полетной палубы: 27 м.
- Максимальная скорость: 18,5 узлов (при осадке 6,42 м и 100 % (2×3,5 МВт) мощности на винторулевых колонках).
- Осадка: 6,42 м (при водоизмещении 22600 т).