Советский истребитель МиГ-5, особенности и характеристики

МиГ-5

МиГ-5 представляет собой дальний истребитель сопровождения ДИС-200. Он являлся одноместным двухмоторным истребителем, который предназначен для сопровождения тактических бомбардировщиков.

Рассмотрим более подробно советский истребитель МиГ-5, его историю создания, особенности конструкции, летно-технические характеристики и боевое применение.

История создания

7 октября 1940 году «Постоянная комиссия Народного комиссариата авиационной промышленности (НКАП) по рассмотрению эскизных проектов» одобрила проект дальнего истребителя сопровождения ДИС-200 с двумя крыльевыми моторами АМ-37 и рекомендовала его в постройку.

12 ноября был принят макет самолета с рекомендациями по внесению некоторых изменений в его конструкцию. После рассмотрения проекта и макета, постройку двухмоторного истребителя ДИС-200 включили в «План опытного самолетостроения на 1941 год», который ранее — 25 ноября 1940 года был утвержден Правительством. В соответствии с «Планом ПОС-41», Приказом НКАП № 677 от 29 ноября 1940 года коллективу Опытного конструкторского отдела (ОКО) Завода № 1 имени Авиахима было официально выдано задание на разработку и постройку «дальнего истребителя сопровождения». Самолет предписывалось построить в трех экземплярах и предъявить их на госиспытания 1 августа, 1 сентября и 1 ноября 1941 года, соответственно.

Советский истребитель МиГ-5

Первый полет самолет совершил 11 июня 1941 года, но начавшаяся война разрушила все планы. Эвакуация промышленности на восток исключила возможность серийного выпуска подобных машин, а потребность военных в истребителе сопровождения попытались удовлетворить с помощью самолетов Пе-3, мало приспособленных для воздушного боя с истребителями фашистской Германии.

«Дальний истребитель сопровождения» ДИС-200 предназначался для выполнения следующих основных задач:

  • сопровождение дальних тактических бомбардировщиков
  • прорыв воздушной обороны противника
  • ведение патрульной службы в районах, отдаленных от своих баз, а также ведение разведки с боем в глубоком тылу противника
  • использование в качестве пикирующего бомбардировщика или торпедоносца.

После окончания государственных испытаний Заводу № 1 имени Авиахима предписывалось в соответствии с приказом НКАП № 521 от 2 октября 1940 года свернуть производство одномоторных истребителей И-200 и перейти на производство двухмоторных ДИС-200. При этом выпуск И-200 планировалось перенести на Государственный авиационный завод № 21 (ГАЗ №21). Для проведения заводских испытаний истребителя ДИС-200 (МиГ-5) приказом НКАП № 230 от 11 марта 1941 года были назначены ведущий летчик-испытатель Аркадий Екатов и ведущий инженер А. Г. Врунов. Однако 13 марта А.Н. Екатов погиб. Приказом НКАП № 433 от 13 мая 1941 года новым летчиком-испытателем был утвержден А. И. Жуков.

Первый опытный экземпляр истребителя ДИС-200 впервые поднялся в воздух 11 июня 1941 года, пилотируемый летчиком-испытателем А. И. Жуковым. Заводские летные испытания проводились в ЛИИ НКАП с 1 июля по 5 октября 1941 года. Из-за прекращения работ по пушке МП-6 ее предполагалось заменить на пушку ВЯ-23, что влекло существенную переделку центроплана. В связи с этим вооружение самолета на испытания не предъявлялось.

Вид сверху

Первоначально на самолете был установлен трехлопастный винт АВ-5Л-П4 диаметром 3,1 м. Во время определения максимальных скоростей по высотам ДИС-200 достиг скорости 560 км/ч на высоте 7500 м, что на 104 км/ч было меньше расчетной. После установки четырехлопастного винта АВ-9Б Л-149 диаметром 3 м, прижатия к крылу выступающих частей выхлопных коллекторов, изменения формы всасывающего патрубка и переноса выхода туннеля маслорадиаторов под крыло максимальная скорость самолета возросла до 610 км/ч на высоте 6800 м. Время набора высоты 5000 м составило 5,5 мин.

Первоначально серийное производство планировалось развернуть на Заводе № 1 после проведения госиспытаний, однако, уже по результатам заводских испытаний из-за выявленных недостатков самолета ЛИИ выдало отрицательное заключение о возможности его серийного производства.Испытания рекомендовано продолжить с целью накопления опытных характеристик с дальнейшей целью по доводке и улучшению самолетов подобного типа.

Особенности конструкции МиГ-5

Истребитель представлял собой одноместный низкоплан смешанной конструкции с разнесенным хвостовым оперением и убирающимся шасси. Самолет был разделен на несколько крупных агрегатов, что позволяло облегчить его сборку при массовом производстве.

Фюзеляж состоял из трех частей: носовая — дюралевая, средняя — деревянная типа монокок, хвостовая — ферма из стальных труб с дюралевой обшивкой. Крыло двухлонжеронное с металлическим центропланом (за исключением носка, у которого обшивка была выполнена из бакелитовой фанеры) и деревянными консолями. Предкрылки и щитки-закрылки типа «Шренк» дюралевые. Деревянное хвостовое оперение с управляемым стабилизатором крепилось к хвостовой части фюзеляжа.

Органы управления — элероны, рули направления и высоты — имели дюралевый каркас и полотняную обшивку. Шасси одностоечного типа с масляно-пневматической амортизацией. Основные опоры шасси имели колеса размером 1000×350 мм и убирались в мотогондолы, расположенные на центроплане. Хвостовое колесо — 470×210 мм.

Конструкция МиГ-5

Самолет должен был иметь довольно мощное вооружение: одну пушку МП-6 калибра 23 мм (боезапас 200 −300 патронов) на легкосъемном лафете в носовой части фюзеляжа, два 12,7 мм пулемета БС (по 300—600 патронов) и четыре 7,62 мм пулеметаШКАС (по 1000—1500 патронов) в центроплане.

Первоначально планировалось установить пушку ВЯ-23, но макетная комиссия и ВВС рекомендовали заменить ее на МП-6. Вместо пушки в перегрузочном варианте на самолет могли быть подвешены бомбы массой до 1000 кг или одна торпеда с парашютом. Планировалась установка двух реактивных орудий РО-82 для защиты задней полусферы. В ходе постройки самолета была предусмотрена установка в центроплане двух пушек МП-6 с боезапасом по 120 патронов.

Технические характеристики МиГ-5

Модификация   ДИС-200(ИТ)
Размах крыла, м   15.10
Длина, м   11.85
Высота, м   3.40
Площадь крыла, м2   38.90
Масса, кг
  пустого самолета   6540
  взлетная   8060
  топлива   1920
Тип двигателя   2 ПД АШ-82Ф
Мощность, л.с.
  нормальная   2 х 1330
  взлетная   2 х 1700
Максимальная скорость , км/ч   604
Практическая дальность, км   2500
Скороподъемность, м/мин   794
Практический потолок, м   9800
Экипаж, чел   1
Вооружение:   две 23 мм пушки ВЯ-23 (по 150 патронов) и
четыре 12,7 мм пулемета БК (по 250 патронов)

Эвакуация прототипа в тыл

С началом боевых действий продвижением немецких войск в 1941 году, когда войска вермахта в октябре приблизились к Москве, было принято решение об эвакуации. Опытный самолет, вся техническая документация на него вместе с ЛИИ были поездом вывезены в тыл в город Казань.

В 1942 году работы по истребителю ДИС-200 с двигателями АМ-37 были прекращены, ввиду чрезвычайно сложного положения в экономике страны.

Самолет у ангара

Второй экземпляр ДИС-200 в мае 1941 года было предписано построить с двигателями М-82. По третьему экземпляру самолета были изготовлены средняя часть фюзеляжа, лонжероны крыла и проведена частичная заготовка деталей. Однако ввиду перегрузки опытного производства, работы по нему были прекращены в августе 1941 года.

Позже, когда вся промышленность Советского Союза заработала на полную мощность, к идее создания двухмоторного истребителя сопровождения вернулись вновь. В 1942 году на ДИС-200, получивший заводское обозначение «ИТ», установили двигатели воздушного охлаждения М-82, и 28 января самолет совершил первый полет.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1311
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: