Советский стелс-самолет МиГ-37, история загадочного аппарата

МиГ-37

История самолета МиГ-37 считается довольно загадочной. На сегодняшний день невозможно найти исходные данные о том, откуда появился проект истребителя МиГ-37. Стелс-самолет МиГ-37 не был построен, но западные страны были уверены, что летательный аппарат существует.

Итальянская фирма, которая производила модели Italeri, смогла создать модель данного самолета. Но так и непонятно, откуда разработчики смогли достать достоверные чертежи стелс-самолета МиГ-37.

Создание загадочного самолета

МиГ-37 по праву считается самым загадочным военным самолетом. Никому неизвестно, откуда появилась информация о существовании данного воздушного судна. Запад был уверен, что МиГ-37 действительно разрабатывали, а итальянские специалисты, которые производили технику Italeri, даже сконструировали модель загадочного самолета.

Эксперты полагают, что причиной возникновения такой ситуации стала борьба, которая велась между аэрокосмическими компаниями США по созданию стелс-самолетов. Представили этих компаний должны были вынудить власти выделить им деньги, поэтому появилась история о загадочном МиГ-37 Ferret. Получается, что воздушное судно было сконструировано специально для ВВС Штатов. Авантюра удалась — американские компании получили долгожданный грант. Специалисты Штатов быстро потратили все деньги на модернизацию воздушного флота. Данную версию подтверждает необычайная схожесть МиГ-37 на Northrop ATF concept.

Советский стелс-самолет МиГ-37

Первое сообщение о реальном существовании воздушного судна МиГ-37 появились в британских СМИ. Журналист Ник Кук заявил, что советскими специалистами был сооружен самолет пятого поколения. Он даже уточнил, что военный воздушный «корабль» имеет турбореактивный форсажный двигатель. Также появилась информация о применении в конструкции самолета механизма многоосевого направления тяги. Статьи обычных газет быстро были опубликованы в научных журналах.

Американские СМИ, рассказывая о своем F-117А, упомянули о стелс-самолете МиГ-37 и опубликовал фото, на котором воздушное судно совершает посадку на закате солнце. Самого авиалайнера видно не было — из-за такой панорамы самолет превратился в тень. Эксперты подметили схожесть F-117А и МиГ-37, но и заметили отличие. Оказалось, что двигательные установки не сливались с крыльями и обтекателями, как у американского самолета. Крылья были не трапециевидными, а вытянутыми. Говорят, что снимок был подделан. Российские специалисты, однако, считают, что на фотографии изобразили Су-47 «Беркут».

Особенности конструкции МиГ-37

Условный MiG-37 являлся тактическим истребителем с весом примерно 50 000 фунтов (22 680 кг), оснащенным двумя двухконтурными турбореактивными двигателями с тягой на форсаже по 30 000 фунтов (13 600 кгс) каждый. Двигатели оснащены системой отклонения вектора тяги в двух плоскостях посредством «щелевых сопел с низкой эффективной поверхностью рассеяния».

MiG-37 должен был быть двухместным самолетом компоновочной схемы «утка» с основным треугольным крылом и двумя килями, отклоненными наружу от центральной оси. Данная компоновка делает акцент на летных характеристиках и снижении эффективной поверхность рассеяния.

Вид сверху

Предоставила ли нам история реальный МиГ-37 для сравнения с гипотетическими предположениями? Простой ответ – да. Созданный в ОКБ МиГ опытный истребитель МиГ 1.44 представлял собой демонстратор технологий, впервые поднявшийся в воздух в 2000 году. Этот самолет имел некоторое сходство с MiG-37 из книги Ричардсона.

Это был самолет компоновочной схемы «утка» с основным треугольным крылом и двумя килями, отклоненными наружу от центральной оси. Класс тяги был схожим, хотя реальный самолет был еще более мощным; силовая установка МиГ 1.44 состояла из двух двухконтурных турбореактивных двигателей АЛ-41Ф, каждый из которых на форсаже развивал тягу 176 кН (39 680 фунтов). Взлетный вес МиГ 1.44 составляет 42 000 – 62 000 фунтов (19 050 – 28 120 кг) в зависимости от внутреннего запаса топлива, испытательного оборудования и т.д., т.е. снова гадания на кофейной гуще. Разумеется, у МиГ 1.44 не было округлых законцовок крыла и килей вертикального оперения. Несмотря на все преимущества скрытности, которые могли обеспечить плоские сопла, они были осесимметричными. Причинами, почему вместо плоских сопел были выбраны осесимметричные, были одно или несколько приведенных ниже утверждений:

  1. предполагалась разработка системы с отклоняемым в трех плоскостях вектором тяги, для чего было необходимо осесимметричное сопло (возможно, сверхманевренность считалась более приоритетной, чем минимальная эффективная поверхность рассеяния);
  2. русская металлургия была недостаточно хороша для производства квадратных сопел, которые могли бы выдержать высокие температуры в отклоняемом реактивном сопле;
  3. серийный вариант самолета (в случае, если бы он был) должен был быть оснащен двухмерным соплом;
  4. они не требовались или не рассматривались в качестве подходящей конструктивной особенности.

Схема самолета МиГ-37

Утверждалось, что МиГ 1.44 будет оснащен технологией пламенной скрытности – экзотической идеей, разработанной в 1956 году сотрудником компании General Electric. Впоследствии о технологии пламенной скрытности мало было слышно. Более того, появившийся значительно позднее истребитель ПАК ФА обладает настолько тщательно разработанными формами, что можно предположить, что данная технология действует не совсем удовлетворительно. Проблемы с разработкой работающего образца системы плазменной скрытности включают в себя разработку источника достаточной мощности для создания требуемого плазменного слоя, а также работу РЛС и радиоаппаратуры в режиме «нарушения радиосвязи» (radio blackout). Обсуждение этой технологии возможно являлось преднамеренной дезинформацией.

Работы по МиГ 1.44, создававшемуся в рамках программы МФИ (многофункциональный фронтовой истребитель), были закрыты. Некоторые утверждают, что опыт работ по МиГ 1.44 был использован в ходе разработки малозаметного истребителя Chengdu J-20, хотя прямых доказательств этого нет. Соперником МиГ 1.44 в рамках программы МФИ был созданный в ОКБ Сухого экспериментальный истребитель С-47 «Беркут», представлявший собой принципиально иной подход – самолет с передним горизонтальным оперением (ПГО) и крылом обратной стреловидности. Как следует из поздних разработок ОКБ Сухого, данная конфигурация, по крайней мере на сегодняшний день, является конструктивным тупиком.

Модель самолета

Насколько нам известно, на сегодняшний день нынешние работы ОКБ МиГ в области создания малозаметных летательных аппаратов сосредоточены на разработке совместно с ОКБ Сухого БПЛА в стиле Northrop. В данной работе используется опыт, полученный при создании БПЛА «СкаТ» (программа была закрыта).

Боевое применение

Некоторые источники утверждают, что первый полет МиГ-37 был проведен в 1988 году, в НАТО даже присвоили ему имя Ferret, которое очень близко по значению к Stealth. Почему самолет получил название именно 37? Ведь последний был МиГ-31. Скорее всего, 33 и 35 резервировались под проекты легкого и тяжелого многоцелевых истребителей. Тяжелый истребитель в западной прессе стали называть МиГ-39, у нас он более известен как МФИ. 33-й нынче называют МиГ-29М. Иностранная пресса также говорит о существовании триплана, созданного на базе Су-37 и МиГ-29, но это неподтвержденная информация.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1310
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: