Лучший перехватчик в России МиГ-31, подробный обзор

Истребитель МиГ-31

В конце 60-х годов прошлого века конструкторское бюро Микояна начало выполнять правительственный заказ на разработку новейшего истребителя, который мог решать различные задачи.

Случаи, когда новейшими самолетами нарушали границы СССР, участились, и это требовало решительных мер. В итоге инженеры смогли создать один из лучших летательных аппаратов страны — самолет МиГ-31.

История создания МиГ-31

Создание нового перехватчика-истребителя МиГ-31 началось в конце 60-х годов в ОКБ им. Микояна. Главным конструктором на первых этапах проектирования самолета был А. А. Чумаченко. Позже его заменил на должности Г. Е. Лозинский. Получив должность в разработке «Бурана», Глеба Евгеньевича сменил Васильченко Константин Константинович.

В ходе разработки планировалось существенно увеличить боевые возможности самолета, используя новейшее электронное оборудование, такое как РЛС с фазированной пассивной антенной решеткой. Строение МиГ-31 проводилось на базе самолета МиГ-25, но предполагало вместимость экипажа из двух человек – штурмана и летчика, места для которых в истребителе размещались по схеме «тандем». Первый пробный полет нового МиГ-31 был совершен летчиком-испытателем А. В. Федотовым 16 сентября 1975 г. Полноценные испытания ходовых и боевых способностей истребителя начались 22.05. 1976 года и завершились в конце 1980 г.

На вооружение МиГ-31 с ракетами класса Р-33 был принят 6.05.1981 г.

Перехватчик МиГ-31

В основе системы управления вооружения самолета МиГ-31 находится импульсно-доплеровский радиолокационный аппарат с пассивной фазированной антенной решеткой. Данный самолет стал первым на планете истребителем, оснащенным ПФАР, и оставался единственной серийной моделью с 1981 по 2000 г. до поступления на вооружения Rafal. МиГ-31 – единственный перехватчик, способный самостоятельно запускать дальнобойные ракеты. Также истребитель способен перехватывать объекты, движущие со скоростью свыше 700 км/час.

В химическом составе корпуса летательного аппарата 50% стали, 33% алюминиевых сплавов и 16% титана.

Конструкция истребителя-перехватчика МиГ-31

На внешний вид и конструкции самолета МиГ-31 серьезно повлияла одна из лучших машин того времени — МиГ-25, снятый с производства из-за побега Беленко. Конструктивно 25-й имел громадный потенциал для развития.

Его то и использовали конструкторы КБ-155, разрабатывавшие МиГ-31 в качестве основы.

Основные характеристики конструкции перехватчика:

  • трапециевидное крыло, расположенное в верхней части корпуса
  • цельноповоротный стабилизатор
  • нормальная аэродинамическая схема
  • «фирменное МиГовское» двухкилевое оперение машины.

Планер МиГа также получил серьезные изменения, коснувшиеся сплавов, используемых для корпуса. 50% составляла нержавеющая сталь против 80% у МиГ-25. 33% приходилось на сплавы на основе алюминия, 16% корпуса создавались из титана, 1% — прочие материалы. Такая раскладка позволила серьезно снизить вес планера, дав возможность использовать ресурс грузоподъемности с большей пользой.

В конструкции машины предусматривалось большое количество емкостей для топлива. Всего конструкция вмещала 17330 килограммов топлива, распределенных между 7 баками в фюзеляже, 5 баками в крыльях и 2 килевыми баками. В случае необходимости под крыльями подвешиваются дополнительные баки, 2 емкости на 2500 литров каждая.

В небе

Важным изменением было установка гаргрота в средней части фюзеляжа, сверху. Это дало преимущества как в защите жизненно важных элементов в управлении, так и в обтекаемости фюзеляжа. К слову, управление на борту механическое, и гаргрот как нельзя лучше защищает жесткие тяги и проводку на данной машине.

Однако 31-й имел и некоторые отличия от своего предшественника. Так, у нового перехватчика были убраны некоторые детали из нержавеющей стали на корпусе. Это было связано с уменьшением нагрева в силовой части корпуса фюзеляжа.

Кроме того, МиГ-25 был одноместным аппаратом, 31-й же получил, помимо пилота, еще и штурмана-оператора, который размещался за спиной пилота.

С этим связывается, популярная среди летчиков шутка о том, что после перелета Беленко в каждом полете пилота будет сопровождать «особист». Конечно же, это лишь шутка.

Новая машина имела сложнейшее радиотехническое оборудование, справится с которым в одиночку затруднительно. Штурман-оператор выполнял задачи контроля пространства в воздухе и разрабатывал при помощи приборов тактические приемы, необходимые для перехвата и поражения групповых целей.

Шасси и система торможения

Конструкция шасси истребителя МиГ-31 так же заслуживает особого внимания.

Борт осуществляет посадку на трехстоечную конструкцию. Переднее шасси усилено двумя пневматическими механизмами и представляет собой конструкцию из двух колес размером 660×200 мм.

Важным отличием от МиГ-25 стало то, что теперь переднее шасси убирается назад. Расположенные в нижней части фюзеляжа боковые шасси выполнены в виде двухколесных тележек.

Размер колес 950×300 мм, убирают они вперед. Интересно решение, при котором тормозные щитки опоры шасси одновременно выполняют функцию створок.

Шасси МиГ-31 позволяют данной машине приземляться на любой взлетно-посадочной полосе (ВПП) приемлемого качества. Лед или грунт, конечно, не лучшая ВПП для истребителя-перехватчика, но он способен базироваться и на таких аэродромах.

В полете

Это чрезвычайно важно в условиях эксплуатации 31-ого в малонаселенных областях Сибири и Дальнего Востока, не избалованных инфраструктурой.

В конструкции так же предусмотрен контейнер с тормозным парашютом в задней части фюзеляжа.

Двигатель и скоростной потенциал

Силовая установка аппарата представлена двумя двигателями Д-30Ф6. Этот образец двухконтурный: внутренний и наружный контуры смешивают потоки за турбиной.

Характеристики каждого из двух двигателей впечатляют даже конкурентов 5-ого поколения истребителей:

  • 9270 кгс показатель бесфорсажной тяги на максимуме возможностей;
  • 15510 кгс аналогичный показатель форсажной тяги
  • 2420 кг сухая масса.

Двигатели позволяют образцу развивать предельно максимальную скорость около 3000 км/час. Этот показатель является лучшим среди аналогичных самолетов отечественного и зарубежного производств.

Но главный сюрприз — он способен развивать сверхзвуковые скорости не на короткое время (к примеру, 15 минут для Су-35), а на время, буквально ограниченное запасами топлива. С учетом того, что в носовой части разработан Г-образный кронштейн для дозаправки в воздухе, образец обладает неиссякаемым потенциалом.

Российские летчики установили рекорд нахождения в воздухе именно на этой машине. Он составил 7 часов 4 минуты, пройдя 8000 км, что для истребителей является нонсенсом.

Оборудование кабины

Штурман-оператор оснащен передовыми электронными устройствами, аналогов которых нет практически во всех аналогичных самолетах мира. Тактическая обстановка, навигационное оборудование транслируются на крупный индикатор. Таким образом, оператор способен следить за всеми возможными ситуациями в небе.

Оборудование кабины

Перед пилотом установлен цветной индикатор, отображающий практически каждый аспект технических данных о состоянии самолета в полете. Шкалы, индексы, реперы дают исчерпывающий анализ для дальнейших действий экипажа.

Для безопасности пилотов установлены кресла-катапульты. К сожалению, они иногда жизненно необходимы.

С самолетами этой серии произошло несколько крушений, по разным причинам. И к счастью, система катапультирования спасала жизни пилотам.

Вооружение истребителя

Образец прекрасно вооружен для выполнения, поставленных перед ним задач.

В боевой комплект самолета входят:

  • 23-мм 6-ти ствольная пушка ГШ-6-23 с боезапасом в 260 патронов при скорострельности 8 000 выстрелов/минуту
  • 4 управляемые ракеты (УР) типа Р-33, дальнего действия. Дальность ракет увеличивалась с 120 км (образец 1981 года) до 304 км (образец 2012 года)
  • 2 управляемые ракеты среднего действия Р-40Т. Дальность зависит от модели и варьируется от 80 до 110 км.
  • 4 управляемые ракеты малого действия Р-60, Р-60М и Р-73
  • возможность использования бомб с лазерным целеуказанием
  • боевая нагрузка в зависимости от типа и модели варьируется от 3000 до 9000 кг.

РЛС «Заслон» позволяет использовать ракеты с наибольшей эффективностью. Система выявляет стратегический бомбардировщик вероятного противника на расстоянии в 200 км, а истребитель сопровождения — на расстоянии в 120 км.

Осуществлена возможность захвата небольших объектов на фоне земли — это дает возможность уничтожать не только управляемые летательные аппараты, но и крылатые ракеты. Система обеспечивает надежное поражение цели управляемой авиаракетой на максимальных дистанциях.

При этом «Заслон» дает возможность захватывать и вести до 10 целей одновременно, атакуя при этом с помощью УР 4 цели.

На взлете

Авиаракеты помещаются в нижней части фюзеляжа и под консолями крыльев на утопленных пилонах, не нарушая аэродинамику истребителя. Пушка ГШ-6-23 расположена в нижней части фюзеляжа. Для улучшения аэродинамических качеств в небоевом положении она прячется под створкой-обтекателем.

Технические характеристики МиГ-31

Существует немало модификаций истребителя МиГ-31, между которыми имеются иногда значительные различия. Тем не менее основные эксплуатационные характеристики довольно близки, поскольку изменялось в основном бортовое оборудование.

Параметры исходного перехватчика выглядят следующим образом:

Взлетный вес (максимальный) 46,75 тонны
Вес самолета без топлива и вооружения 21,82 тонны
Вес горючего во внутренних баках 17,73 тонны
Размах крыльев 13,46 м
Длина самолета 22,69 м
Вес боевой нагрузки 5 тонн
Мощность двигателей В обычном режиме 9500 кгс, на форсаже до 15 500 кгс
Максимальная эксплуатационная перегрузка 5G

У многоцелевых модификаций боевая нагрузка может составлять до девяти тонн при незначительном увеличении взлетного веса машины.

Летные характеристики МиГ-31

МиГ-31 совершает как короткие вылеты на перехват конкретных целей, так и длительное барражирование в воздухе в режиме дежурства.

Дальность полета на скорости 0,8 М, высота 10 000 м 1450 км, с подвесными баками – до 3000 км, с дозаправкой – до 5400 км
Дальность полета на скорости 2,35М, высота 18 000 м 720 км
Практический потолок 21 500 м
Динамический потолок До 30 000 м
Тяговооруженность при полной заправке От 0,66 до 0,79
Максимальная скорость 3000 км/ч  (2,83М) на большой высоте, 1500 км/ч у земли
Крейсерская сверхзвуковая скорость 2 500 км/ч (2,35М)
Крейсерская дозвуковая скорость 950 км/ч (0,9М)

Во время взлета МиГ-31 длина разбега составляет от 950 до 1200 метров, пробег на посадке – 800 метров.

Достоинства и недостатки МиГ-31

Главным преимуществом перехватчика, безусловно, являются прекрасные характеристики его системы управления оружием.

Есть у этого самолета и другие плюсы:

  1. Высокая скорость на форсаже позволяет перехватывать самые быстрые цели, включая американские разведчики SR-71;
  2. Отличная скороподъемность. Самолет способен «прыгнуть» на высоту в 30 километров;
  3. Взаимодействие с зенитно-ракетными комплексами, другими самолетами и наземными командными пунктами, что расширяет возможности МиГ-31. Небольшое подразделение таких самолетов способно полностью контролировать воздушное пространство над страной средних размеров;
  4. Бортовое вооружение позволяет поражать как крупные малоподвижные самолеты, так и высокоманевренные цели. При стрельбе по крылатым ракетам точность попадания приближается к 100%;
  5. Последние модификации МиГ-31 способны наносить удары по наземным целям — самолет стал многоцелевым. Кроме того, он стал хорошей пусковой платформой для гиперзвуковой противокорабельной ракеты «Кинжал».

Вид снизу

Из недостатков в первую очередь следует выделить низкую маневренность. В ближнем бою этот самолет значительно уступает любым другим современным истребителям. Правда, для Миг 31 характеристики маневренности изначально не рассматривались как приоритетные. Кроме того, тросовая система управления давно устарела, она усложняет пилотирование и не позволяет реализовать в полной мере возможности автоматики.

Модификации

Работа над данным проектом не завершилась после принятия на вооружение МиГ-31, потенциал был слишком велик. Не стояла на месте электроника, перед конструкторами ставились новые, более сложные задачи.

Поэтому уже через несколько лет были разработаны различные модификации, а именно:

  • МиГ-31М – данная модель получила выход в свет в 1993 году. В отличие от основной модели, эта имела усиленное вооружение и электронику. Вносилось множество мелких изменений и доработок, позволивших улучшить качества образца, однако в серию он так и не пошел;
  • МиГ-31Б – разновидность, производившаяся серийно с 1990 года, впервые была оборудована системой дозаправки в воздухе;
  • МиГ-31БМ – самолет, модернизированный еще для Российских ВВС в 1998 году, и являющийся на данный момент самым совершенный серийным образцом данной линейки самолетов;
  • МиГ-31Д – одноместный вариант, способный бороться со спутниками вероятного противника с помощью ракет 79М6 «Контакт», также не пошел в серию;
  • МиГ-31И – приспособленный доставлять на орбиту от 600 до 300 километров небольшие космические аппараты разного назначения;
  • МиГ-31ЛЛ – летающая лаборатория, приписанная к одному из НИИ города Жуковский, главного города российских авиаторов;
  • МиГ-31Ф – принципиально новая машина данной серии, проектировавшаяся как фронтовой истребитель, рассчитанный на штурмовку наземных целей и непосредственную поддержку сухопутных сил.

Боевое применение истребителя

Перехватчик МиГ-31 никогда еще не применял своих ракет против реальных, а не учебных целей. Тем не менее нельзя сказать, что боевого применения у него не было. К примеру, именно этот самолет положил конец явно чрезмерной активности американских разведчиков SR-71 возле восточных и северо-западных границ СССР.

Обслуживание самолета

В начале 80-х «Черные дрозды» регулярно провоцировали советскую систему ПВО, вынуждая ее использовать секретные боевые режимы работы. Перехватчики МиГ-31 буквально «оттеснили» американцев от границы. Советские самолеты летали группами по 8-10 машин, поочередно передавая друг другу сопровождение SR-71. Это давало американскому пилоту понять, что даже при самом кратковременном и случайном пересечении границы он будет немедленно уничтожен. В итоге разведывательные полеты прекратились, а сам «Черный дрозд» со временем был списан.

В 2016 году несколько истребителей МиГ-31БМ были направлены в Сирию. Основное предназначение этих перехватчиков – контроль воздушного пространства и координация усилий остальной авиации. В этом отношении МиГи  смогли отчасти заменить самолеты А-50, эксплуатация которых обходится дороже.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: