С конца 60-х годов прошлого века Военно-воздушные силы Советского Союза стали искать замену ударным самолетам Су-7Б. «Сушки» имели отличные летные качества и мощное вооружение, но при этом обладали серьезным недостатком. Примитивное прицельно-навигационное оборудование не давало им возможности эффективно применять свою боевую нагрузку. А высокая скорость только усугубляла этот недостаток, не давая летчику времени найти цель и точно прицелиться.
Разработка самолета Су-17 с изменяемой геометрией крыла частично решила данный вопрос. Так началась история, вероятно, лучшего советского ударного самолета – МиГ-27.
История создания
В 1969 году разработкой нового штурмовика занялись конструкторские бюро Сухого и Микояна. Микояновцы первоначально планировали получить «МиГ-27», установив на МиГ-21 новую бронированную кабину с улучшенным обзором. Но к этому времени КБ уже готовило к серийному выпуску истребитель нового поколения – МиГ-23. Он не только имел крыло изменяемой геометрии, но и оснащался бортовым оборудованием передовой конструкции.
А еще «двадцать третий» очень нравился новому главкому ВВС Павлу Кутахову. И уже четвертый опытный самолет переделали в истребитель-бомбардировщик Миг-23Б. На нем смонтировали дополнительные бомбодержатели, и заменили прицельную систему. Самолет оказался не очень удачным.
Второй МиГ-23Б уже получил характерный скошенный книзу нос. Это обеспечило лучший обзор вперед, а нос самолета теперь не закрывал наземные цели. Появился прицел для бомбометания. Запас топлива увеличили, а «сердцем» потяжелевшей машины стал двигатель АЛ-21Ф3. В первый полет МиГ-23Б отправился в 1971 году, и вскоре был принят на вооружение. Но это был еще не МиГ-27.
В 1973 году началось производство МиГ-23БН с новым двигателем Р29Б-300.
И к этому времени стало ясно, что истребитель-бомбардировщик надежд все же не оправдывает. Он уступал Су-17 не только по массе боевой нагрузки, но и по летным качествам. Назрели предпосылки для глубокой модернизации, в ходе которой следовало усилить вооружение и повысить эффективность его использования. Модернизированный самолет и получил, наконец, индекс МиГ-27.
Конструкция и вооружение МиГ-27
МиГ-27 – однокилевой высокоплан с крылом изменяемой стреловидности. Фюзеляж типа «полумонокок» собран из стали и алюминиевых сплавов, причем для соединения панелей использовались и сварка, и клепка. Каждое крыло включает в себя неподвижную часть и поворотную консоль. Угол стреловидности изменяется при помощи гидропривода.
Двигатель Р-29Б-300 – турбореактивный, с 11-ступенчатым компрессором и 2-ступенчатой турбиной. Форсажная камера уменьшена, по сравнению с базовой моделью двигателя. Воздухозаборники двигателя, в отличие от МиГ-23, нерегулируемые. Топливные баки самолета находятся в фюзеляже (в том числе вокруг двигателя) и в крыльях.
Агрегаты прицельно-навигационного комплекса размещены за носовым обтекателем и в закабинном отсеке истребителя-бомбардировщика.
Первые ударные модификации МиГ-23 сохраняли 23мм пушку ГШ-23.
К моменту создания МиГ-27 было решено, что ее мощности недостаточно для поражения бронетехники. В результате в подфюзеляжной нише «двадцать седьмого» установили 30мм 6-ствольную пушку ГШ-6-30. Пушку создали на основе морской зенитки АО-18, ее темп стрельбы достигал 6000 выстрелов в минуту.
Заново разработанный патронный отсек вмещал 300 снарядов. Стрельба из пушки неизменно производила впечатление, как на летчиков, так и на наблюдателей – небронированные машины за несколько атак буквально разносило на куски, а списанная бронетехика оказывалась изрешеченной.
Точность стрельбы обеспечивал комплекс ПрНК-23, включавший в себя лазерный дальномер и цифровой вычислитель, рассчитывающий положение прицельной метки. Дополнительное пушечное вооружение на МиГ-27 включало до двух подвесных контейнеров с пушками ГШ-23.
Самолет МиГ-27 мог нести до 7 бомб калибра 500кг различного назначения (от фугасных до зажигательных). Основу комплекса управляемого вооружения составляли ракеты Х-23 и противорадиолокационные Х-28. Неуправляемое ракетное вооружение на самолете было представлено блоками НАР С-5 и С-8, ракеты большего калибра «двадцать седьмой» применять не мог. В отличие от первых МиГ-23Б, истребитель-бомбардировщик вооружался и ракетами «воздух-воздух».
Обычно ими были ракеты малой дальности Р-60. Кроме того, для перехвата бомбардировщиков или транспортов можно было вести огонь из пушки или производить залпы неуправляемыми ракетами. Прицельный комплекс МиГ-27 позволял добиться необходимой точности.
Тактико-технические характеристики истребителя МиГ-27
- Размах крыла, м 7,40-13,8
- Стреловидность крыла, град 16-72
- Длина, м 16,46
- Высота, м 3,95
- Площадь крыла, м2 27,26
- Масса пустого самолета, кг 10 700
- Стартовая масса, кг: нормальная 15 500
- Стартовая масса, кг: максимальная 20 100
- Скорость у земли, км/ч .1350 (М=1,1)
- Скорость на высоте 11000 м,
- км/ч 1805 (М=1,7)
- Радиус действия, км 575-1370
Модификации МиГ-27
Параллельно с базовым МиГ-27 разрабатывался его вариант с прицельным комплексом «Кайра». Он станет самым совершенным вариантом «двадцать седьмого» — МиГ-27К. Система «Кайра» не только включала в себя лазерный дальномер, но и обеспечивала целеуказание и «подсветку цели» ракетам и бомбам с наведением по лучу лазера.
Для поиска целей применялась телекамера с высоким разрешением, причем видеосигнал автоматически усиливался.
Блок визирования позволял пилоту МиГ-27 наблюдать и подсвечивать цели даже сбоку или после пролета над ними. Новая станция постановки помех повысила уровень активной защиты самолета, а система, предупреждающая об облучении, могла определить тип радара.
Однако МиГ-27 с «Кайрой» не стал окончательным вариантом. Сложность и дороговизна комплекса вынудили начать разработку упрощенной модификации. Такой «двадцать седьмой» должен был превосходить по эффективности базовую модель, но быть проще и дешевле. Чем МиГ-27К.
Истребитель-бомбардировщик с модернизированным прицельно-навигационным комплексом ПрНК-23М и лазерным дальномером «Клен» получил индекс МиГ-27М. В отличие от самолетов с «Кайрой», он не мог применять корректируемые бомбы, а при подсветке цели лазером имел ограничения по маневру.
После ввода в строй МиГ-27М базовые «двадцать седьмые» модернизировали до их уровня. Самолетам при этом присваивали обозначение МиГ-27Д.
Эксплуатация
Войсковые испытания МиГ-27 начались в 1975 году, а год спустя он уже поступал в войска. В целом самолет зарекомендовал себя хорошо, однако нарекания вызывала сложная авионика. Обслуживание электронных систем требовало от техников беспрецедентно высокой квалификации.
Проблемы доставляла и пушечная установка «двадцать седьмого».
При стрельбе от сотрясений выбивало предохранители, повреждало переднюю стойку шасси, расшатывало планер. В итоге штатным режимом стрельбы пришлось сделать очереди по 30 выстрелов. А само орудие приходилось регулярно чистить, даже если стрельб не проводилось. МиГ-27 ограниченно применялись в Афганистане – в течение 1989 года. Там «двадцать седьмые» занимались бомбардировками с больших высот.
В 80-е годы ударная авиация стала пополняться бомбардировщиками Су-24. А затем в действие вступили договоры о сокращении вооружений. «Двадцать седьмые» попытались спасти, формально переводя их в части, не попадавшие под действие договора (например, в морскую авиацию). После развала Советского Союза экономическая обстановка обострилась настолько, что истребители-бомбардировщики фактически встали на прикол.
Окончательно МиГ-27 похоронило решение отказаться от одномоторных самолетов. Объяснено это было большей «врожденной» живучестью и надежностью двухмоторных самолетов. Хотя как раз Миг-27, при всех нареканиях к сложности оборудования, проявил себя надежной и безопасной машиной – происшествия, как правило, случались из-за ошибок летчика.
В итоге с 1993 года «двадцать седьмые» стали массово списываться. Основу ударной авиации российских ВВС теперь составляли бомбардировщики Су-24 и штурмовики Су-25.
На экспорт МиГ-27 практически не поставлялся.
Но параллельно с ним сохраняли выпуск МиГ-23БН, который стал как бы удешевленной экспортной модификацией «двадцать седьмого». Он и поставлялся, в основном, в страны ОВД и Ближнего Востока.
Исключением стала Индия, где сотня МиГ-27М (местной сборки) до сих пор несет боевую службу. В 90-х годах несколько МиГ-27М удалось продать в Шри-Ланку. Продолжает эксплуатировать «двадцать седьмые» и независимый Казахстан.