Первый универсальный вертолет Ми-4, описание и особенности

Вертолет Ми-4

В 50-е – 60-е года вертолет Ми-4 стал визитной карточкой Советской Армии. Машину создавали в сжатые сроки, так как командование вооруженных сил понимало растущую роль вертолетных частей в современном мире. Особенно это ярко проявилось во время конфликта в Корее, где принимали участие ранние модели вертолетов США. Вертолет, несмотря на спешку в создании, получился довольно успешным.

Рассмотрим подробно вертолет Ми-4, его историю создания, особенности конструкции, летно-технические характеристики и боевое применение.

История создания

Советская Армия в послевоенное время переживала период технического перевооружения. Требовались новые технические средства, которые могут повысить мобильность вооруженных сил, улучшить их оперативно-тактические возможности. Вертолеты в этом плане были идеальным техническим средством. Первоначально военные мало обращали внимания на те преимущества, которыми обладали винтокрылые машины. В основном ставка делалась на то, что вертолет может быть использован в качестве разведывательного средства и для связи. Однако в последствие, когда вспыхнула война на Корейском полуострове, стало ясно, что вертолет представляет собой куда более ценное техническое средство.

Применение американскими войсками винтокрылых машин во время Корейской войны 1950-53 гг. дало ответ на многие технические и оперативно-тактические вопросы. Реакция советского военного руководства последовала мгновенно. На самом высоком уровне было принято решение ускорить работы в области вертолетостроения. Конечным результатом должна была стать мощная машина, способная решать оперативно-тактические задачи широкого спектра. Приоритет делался на разработку военной модификации.

Вертолет и солдат

Нельзя сказать, что высокое решение упало на голову советских конструкторов неожиданно. На тот момент в Советском Союзе работы в данной области велись сразу в двух конструкторских бюро. Создание винтокрылых машин занимались ОКБ Камова и ОКБ Миля.

И в одном, и в другом коллективе инженерно-техническая деятельность велась по разным направлениям. В КБ Миля сразу делали ставку на создание грузопассажирской винтокрылой машины широкого профиля.

Именно проект такой машины под индексом В-12 и был представлен высокому руководству. Проект предусматривал создание вертолета в грузопассажирском варианте, способного перевозить 12 десантников в полной экипировке, другие грузы и технику военного назначения. В Постановлении Совета Министров от 5 октября 1951 года были определены следующие параметры для нового изделия:

  • грузоподъемность машины должна составлять не менее 1200 кг, с перегрузкой – 1600 кг;
  • внутренний грузопассажирский отсек должен вмещать 12 человек;
  • грузовой вариант машины должен быть приспособлен для транспортировки одного автомобиля типа ГАЗ-69 или одного артиллерийского орудия малого и среднего калибра;
  • дальность полета винтокрылой машины должна быть не менее 500 км;
  • скорость полета до 200 км/ч.

Времени для создания вертолета с подобными характеристиками отводилось крайне мало, всего один год. Такие ограничения по времени объяснются состоянием проекта, который предоставило высокому начальству Михаил Миль и его коллектив. Главным разработчиком винтокрылой машины стал М.Н. Пивоваров. Советский авиаконструктор изначально ориентировался в своем проекте на создание машины с летно-техническими характеристиками, не уступающими  зарубежным аналогам. В качестве примера была взята конструкция американского вертолета H-19 (S-55) конструкции Игоря Сикорского. Следует отметить, что схожесть двух машин не случайна. Форма фюзеляжа в данном случае традиционна и объясняется расположением основных узлов и агрегатов машины. Единственное, что главный конструктор нового вертолета решил сделать по своему – это создать машину больших размеров.

Первый вертолет Ми-4

Новая машина была готова на следующий год. Еще в виде опытного образца советскому вертолету на Западе был присвоено достаточно лестное прозвище. Опытная машина, прообраз будущего вертолета Ми 4 по классификации НАТО получила код Hound — буквально «Гончая».

При первом осмотре опытной машины ее размеры впечатляли. Приятно удивило военных наличие в задней части фюзеляжа грузового люка с открывающимися створками и с откидывающимся пандусом.

В процессе создания опытного образца коллектив КБ столкнулся с множеством технических и технологических проблем, которые ранее были неизвестны в данной области. В данном случае можно говорить, что полученный опыт оказался бесценным в дальнейшем при создании новых моделей винтокрылых машин. С точки зрения инженерной мысли советский Ми «четвертый» можно назвать уникальной машиной.

Описание вертолета Ми-4

Вертолет Ми-4 выполнен по схеме с одним несущим и одним рулевым винтом. Он оснащен одним поршневым двигателем и четырехопорным шасси. Экипаж Ми-4 состоит из трех человек.

Фюзеляж Ми-4 типа полумонокок, поршневой двигатель устанавливается в носовой части машины. Центральную часть фюзеляжа вертолета занимает грузовой отсек, он имеет объем 16 кубических метров и люк с грузовым трапом, расположенным в задней части. Его створки открываются в стороны. На левой стороне корпуса находится дверь, в которую можно установить электролебедку для подвеса груза.

Универсальный вертолет Ми-4

В грузовой кабине установлены откидные сидения для десантников, вертолет может принять на борт двенадцать человек. Кабина пилотов расположена над грузовой кабиной. По большей части она состоит из стеклянных панелей и имеет хороший обзор.

Сразу за кабиной пилотов находится топливный бак и главный редуктор. Внутри грузового отсека можно установить дополнительный бак, что существенно увеличивает дальность полета машины. Основной топливный бак имеет емкость 1 тыс. литров.

Хвостовая балка имеет коническую форму и овальное сечение, концевая балка отклонена вверх.

Несущий винт вертолета Ми-4 четырехлопастной, он состоит из стальных лонжеронов и деревянного каркаса. Его диаметр 21 метр. На поздних модификациях вертолета лопасти несущего винта изготавливались из алюминиевого сплава (лонжерон) и приклеенных секций из сотового наполнителя. Новая конструкция лопасти имеет ресурс до 2,5 тыс. часов.

Рулевой винт имеет три лопасти, он изготовлен из дерева. Большинство движущихся элементов вертолета и кабина экипажа оснащены противообледенительными системами.

Шасси Ми-4 четырехопорное. Главные опоры имеют ферменную конструкцию и оснащены масляно-воздушными амортизаторами, колеса на передних опорах самоориентирующиеся, на конце хвостовой балки снизу установлена предохранительная опора.

Силовая установка Ми-4 состоит из двухрядного поршневого двигателя АШ-82В воздушного охлаждения, расположенного в носовой части вертолета.

На стоянке

Ми-4 стал одним из первых вертолетов, на котором были установлены гидроусилители управления.

Навигационно-пилотажное оборудование машины состоит из радиокомпаса, радиостанции, радиовысотомера РВ-2, РЛС, переговорного устройства СПУ-2. Оно позволяет управлять вертолетом в сложных погодных условиях и в любое время суток. Ми-4 оснащался кислородным оборудованием, позволявшим экипажу выполнять высотные полеты.

У военных модификаций машины под фюзеляжем устанавливался пулемет калибра 12,7 мм. Для стрелка была предусмотрена специальная гондола. На вертолет могли быть установлены ПТУР «Фаланга», неуправляемые реактивные снаряды или четыре бомбы по 250 кг каждая.

Технические характеристики Ми-4

Модификация   Ми-4А
Диаметр главного винта, м   21
Длина, м   26
Высота, м   4,4
Ширина, м   2
Масса, кг
  Пустого   5100
  нормальная взлетная   7150
  максимальная взлетная   7550
Двигатель   АШ-82В
Мощность, кВт   1 х 1250
Макс. скорость, км/ч   185
Крейсерская скорость, км/ч   140
Дальность действия, км
  при номинальном топливе   410
  с максимальным запасом топлива   500
  с 1 ПТБ   660
Макс. скороподъемность, м/мин   336
Практический потолок, м   5500
Статический потолок, м   2000
Экипаж, чел.   1-2
Полезная нагрузка:   12-16 солдат или 1200 кг груза (с перегрузом
 – 1600 кг)

Модификации

Первой серийной версией стал Ми-4А, получивший обозначение по результатам испытанийи уже в 1953 году начавший поступать на вооружение сухопутных частей. Для нужд флотской авиации появилась модификация Ми-4С, имевшая комплект оборудования для полетов над сушей и морем. На вертолете сохранилось колесное шасси, поскольку поплавковое не прошло испытаний. По другим данным, обозначение Ми-4С имел люксовый пассажирский вариант машины, предназначенный для перевозки высокопоставленных лиц.

Гражданская модель вертолета получила обозначение Ми-4П, и начала поступать на внутренний рынок СССР с 1954 года.

Машина позволяла выполнять одновременную перевозку 10 пассажиров и груза весом до 200 кг. Именно эта машина стояла у истоков развития пассажирских вертолетных перевозок в Советском Союзе. Например, вертолеты применялись для доставки пассажиров из московских аэропортов на центральный вокзал на Ходынке.

Высадка десанта

Тогда же начинаются первые эксперименты по созданию сельскохозяйственного вертолета, предназначенного для распыления химикатов. Обозначаемый в ряде источников как Ми-4СХ мог поднимать до 1600 л жидких удобрений и до 1000 кг порошковых. Однако эксплуатация таких версий была признана нерентабельной и машины были быстро вытеснены сельскохозяйственными модификациями Ка-15 и Ка-26.

Вместо удобрений на борту мог располагаться запас воды или специальной смеси (1000 л) и приспособление для ее распыла (водяной ствол). Грузовой отсек позволял разместить пожарный расчет из 8 человек. Вертолет имел обозначение Ми-4Л и применялся для борьбы с лесными или степными пожарами. Позднее от малоэффективного ствола отказались и машина применялась для высадки расчета.

В 1958 году появляется вариант Ми-4ПС, предназначенный для ведения поисковых и спасательных работ на море и суше. На борту устанавливалось дополнительное радиооборудование и дополнительные топливные баки (две шт.), вмещавшие 900 л бензина. В грузовом отсеке имелась лебедка и десантируемая спасательная шлюпка. На внешней части машины имелись подвески для контейнеров с краской, применявшейся для окраски водной поверхности в ходе спасательных мероприятий.

Из-за увеличенного набора радиооборудования в состав экипажа введен оператор, располагавшийся в грузовой кабине.

Немного позднее на вертолете стали использоваться надувные баллоны, обеспечивавшие возможность посадки на воду. Колесное шасси при этом сохранилось без изменений.Первые тесты машины Ми-4ПС выявили массу недостатков, огранивающих сферу применения. После исправления замечаний вертолет строился серийно.

Осень 1959 года является датой рождения версии воздушного тральщика на основе Ми-4, приспособленного к посадке на воду и заправке без приземления на палубу корабля. Машина не имела стрелкового вооружения и оснащалась уменьшенным до 550 литров топливным баком. Вертолет строился небольшими партиями.

Вертолет в полете

Примерно в это же время появляется противолодочная версия Ми-4М, оборудованная средствами обнаружения подводных лодок. На борту машин имелся запас глубинных бомб, вместо которого могли использоваться гидроакустические буи. Вертолет строился серийно и состоял на вооружении ВМФ вплоть до конца 70-х годов.

К середине 60-х годов ОКБ Миля решает вывести вертолет на внешние рынки. Для этого создается модификация машины Ми-4МЭ, отличавшаяся номенклатурой оборудования для обнаружения субмарин.

Противолодочный вертолет Ми-4М стал базой для бомбардировщика и торпедоносца Ми-4Т. Торпеда размещалась под фюзеляжем в специальном контейнере. За счет расширенного запаса топлива удалось добиться увеличения дальности полета, что является важным параметром для флотских машин. В варианте бомбардировщика вертолет поднимал до 520 кг противолодочных бомб различных моделей.

В 1967 году создается первый советский ударный вертолет Ми-4АВ, оборудованный боковыми фермами для установки вооружения.

Вертолет создавался как платформа для отработки концепции вооружения будущего Ми-24. Машина могла использовать неуправляемые реактивные снаряды (в кассетах) или противотанковые ракеты «Фаланга» имевшие возможность корректировки траектории полета. Для работы с вооружением вертолет дооснастили прицельным оборудование.

Эксплуатация вертолета Ми-4

Дополнительное бронирование кабины или силовой установки отсутствовало. В такую версию переоборудовались ранее поставленные в армию машины, всего было переделано не менее 200 экземпляров. На базе поставленных на экспорт вертолетов в Чехословакии был создан Ми-4В, отличавшийся схемой установки вооружения на фермах.

Эксплуатация вертолета Ми-4

В течение серийного выпуска вертолет неоднократно модернизировался. Улучшались его летно-технические характеристики, системы безопасности. Стандартный транспортно-десантный вертолет стал базовой моделью для разработки и создания более 30-ти модификаций машины, которые имели узкую специализацию. После того, как основная масса новых машин поступила на вооружение Советской Армии, вертолет стали выпускать для гражданских целей. Основным местом работы новой техники стали районы Средней Азии, Западной  и Восточной Сибири, высокогорные районы Кавказа и Алтая. Вертолет пришелся к месту полярникам и геологам. На Ми «четвертых» летали бригады нефтедобытчиков и промысловые партии.

Помимо обеспечения армии и народного хозяйства, серийное производство было ориентировано и на экспорт. Машины Миля поставлялись за рубеж. Основными покупателями Ми 4 стали страны социалистического лагеря. Больше всех получили новые вертолеты Китай, Куба, Вьетнам и Северная Корея. До 100 вертолетов было закуплено правительством Индии. Не брезговали закупать советскую машину капиталистические страны. До середины 80-х годов Ми 4 стоял на оснащении горноспасательной службы Австрии. Летал вертолет в Финляндии и в Испании. Всего было передано за рубеж до 700 машин различных модификаций.

Вертолет на посадке

Что касается военной версии вертолета, то здесь можно говорить о переходном варианте. Машина шла на оснащение вертолетных частей и подразделений войсковой авиации. Транспортно-десантный вертолет выпускался под индексом Ми 4А или Ми 4АДТ. Вооруженный вариант винтокрылой машины назывался Ми 4АВ. Начиная с 1958 года, на машине были опробованы практически все существующие на тот момент авиационные средства вооружений, включая ракетное и пулеметно-пушечное вооружение.

Только в 1965 году на вооружение Советской Армии стали поступать вертолеты Ми 4А, вооруженные неуправляемыми ракетами КАРС-57. В дальнейшем в КБ Миля велись работы по увеличению огневой мощи винтокрылой машины. В 1967 году появился вертолет Ми 4А  –  машина огневой поддержки сухопутных войск, которая имела на оснащении четыре ПТУР и до сотни неуправляемых ракет КАРС-57. Имелась техническая возможность подвеса на внешней подвеске авиационных бомб, 6х100 кг и 4х250 кг. Всего модернизации в целях вооружения подверглись 185 вертолетов, поэтому можно говорить, что основная работа, которую пришлось выполнять Ми «четвертому» заключалась в доставке и в перевозке грузов.

Машина находилась на вооружении Советской Армии до тех пор, пока на ее место не пришла новая машина, вертолет нового поколения Ми-8. Эра винтокрылых машин с поршневыми двигателями подошла к концу. Если в СССР производство Ми 4 было свернуто в 1968 году, то в Китае советский вертолет выпускался вплоть до 1979 года. Китайцы на основе советского проекта выпустили 545 вертолетов, получивших обозначение Harbin Z-5.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1310
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: