Советский тяжелый истребитель Ми-3, особенности и характеристики

Истребитель Ми-3

Ми-3 или многоместный истребитель третий представляет собой экспериментальный советский тяжелый истребитель. Данный летательный аппарат имел второе название — АНТ-21. Советский тяжелый истребитель Ми-3 совершил свой первый полет в 1933 году.

В данной статье рассмотрим подробно советский тяжелый истребитель Ми-3, его историю создания, особенности конструкции, летно-технические характеристики, модификации и боевое применение.

История создания

В начале 1932 года было сформулировано задание КОКОС ЦАГИ по созданию многоместного истребителя (воздушного крейсера), в задачу которого входило сопровождение бомбардировщика на большие расстояния, стратегическая разведка и бомбардировка противника мелкими бомбами. Согласно заданию истребитель должен был развивать скорость 300-350 км/ч, скороподъемность 5000 м за 10-12 минут.

Проектированием скоростного истребителя, получившего обозначение «многоместный истребитель третий» Ми-3, занималась бригада А.А. Архангельского под руководством А.Н. Туполева.

Советский тяжелый истребитель Ми-3

Первый полет опытного образца состоялся в мае 1933 года. Во время испытаний была достигнута скорость 350 км/ч. При попытке увеличения скорости возникла проблема с управляемостью и самолет потерпел аварию. После аварии конструкцию самолета доработали и приступили постройке самолета-дублера, получившего название Ми-3Д «дублер» (АНТ-21 бис). На этот раз заводские испытания прошли успешно. Но в 1934 году программа по созданию этого самолета была закрыта. Ми-3 стал первым советским самолетом с убирающимся шасси.

Самолет Туполев Ми-3 был разработан в 1935 году и использовался в различных сферах деятельности. Он имел хорошие летно-технические характеристики, что позволяло ему выполнять различные задачи.

  • Межконтинентальные перевозки: благодаря большой дальности полета, до 3000 км, самолет Ми-3 использовался для межконтинентальных перевозок. Он был оснащен комфортабельной кабиной, что позволяло перевозить на борту пассажиров и багаж в больших объемах.
  • Транспортировка грузов и почты: благодаря специальным отсекам для грузов и почты, Ми-3 использовался для транспортировки различных грузов и почты в рамках государства и за его пределами.
  • Патрулирование границ: во время Второй мировой войны самолет Ми-3 использовался для патрулирования границ России. Он был оснащен специальными системами наблюдения и артиллерийским вооружением, что позволяло не только наблюдать, но и противостоять военным самолетам противника.
  • Обучение летному составу: благодаря отличным летно-техническим характеристикам, самолет Ми-3 использовался для обучения летного состава воздушных сил России. Его использовали для тренировок на различных этапах обучения, в том числе для тренировок на стрельбу и ночные полеты.

Особенности конструкции Ми-3

Самолет Туполев Ми-3 является двухмоторным и имеет классическую для своего времени конструкцию. Его внешний вид можно охарактеризовать как мощный и строгий. Фюзеляж самолета имеет круглую форму и выполнен из металлических панелей. Главное крыло имеет толщину профиля 16% и имеет прямую форму с закругленными концами. В свою очередь, хвостовая часть самолета имеет двойной вертикальный стабилизатор и руль направления.

На носовой части самолета расположен двухместный кабинет пилотов, который имеет прямоугольные очертания и прозрачную кабину для лучшей обзорности. Емкость топливных баков придают самолету характерные, мощные и сильные очертания. У самолета Туполев Ми-3 нет бомбового отсека в крыле, вместо этого, оружейные системы включают два станковых пулемета, установленных на передней части фюзеляжа и два дополнительных пулемета, установленных в боковые окна кабины пилотов.

Кабина самолета

Самолет Туполев Ми-3 является металлическим одномоторным монопланом с закрытыми кабиной пилота и мотором. Одной из особенностей конструкции является высоко расположенное крыло, которое обеспечивает хорошую устойчивость в воздухе. Кроме того, крыло имеет низкую толщину, что уменьшает его сопротивление и позволяет совершать более высокие скорости.

Для улучшения аэродинамических характеристик самолета, был применен строительный материал из нового сплава, который увеличивает прочность и уменьшает вес. Кроме того, внедренное в конструкцию шасси позволяет использовать самолет на небольших воздушных полосах, что облегчает контроль за полетом и летной работой.

Важным элементом конструкции является также упрощенная система управления, что делает его удобным в эксплуатации и позволяет летчику сделать рейс с минимальными затратами пилотажной работы. В итоге, благодаря своим уникальным конструктивным особенностям, Туполев Ми-3 является качественным, практичным и надежным воздушным судном, которое широко применялось в гражданской авиации и при выполнении различных военных задач.

Самолет Туполев Ми-3 оснащен двумя поршневыми двигателями М-105Р, производимыми Новосибирским моторным заводом им. В. А. Лебедева. Они являлись улучшенной версией двигателей М-105, которые использовались на многих самолетах времен Второй мировой войны.

Чертеж самолета

Каждый двигатель М-105Р имеет мощность 1100 лошадиных сил, что обеспечивает Ми-3 максимальную скорость в 540 км/ч. Эти двигатели работают на бензине марки А-95 и сжатом воздухе, который поступает в двигатель для подачи в помпу топлива в цилиндры. Кроме того, двигатели снабжены системой улучшенного охлаждения, которая включает в себя знаменитый корпус «летучей мыши», который позволял охлаждать двигатели даже в условиях высокой температуры.

В общей сложности, имея два двигателя М-105Р, Ми-3 может преодолевать расстояние до 1100 км. При этом высота полета достигала 9200 метров. Эти характеристики делали самолет Туполев Ми-3 маневренным и способным выполнять различные задачи — от истребительной защиты до бомбардировки.

Технические характеристики

  • Модификация: МИ-3;
  • Размах крыла, м: 20,76;
  • Длина, м: 11,57;
  • Высота, м: 5,97;
  • Площадь крыла, м2: 59,18;
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 4058;
  • нормальная взлетная: 5463;
  • максимальная взлетная: 5600;
  • топлива: 715;
  • Тип двигателя: 2 х ПД М-34Н;
  • мощность, л.с.: 2 х 830;
  • Максимальная скорость, км/ч:
  • у земли: 326;
  • на высоте: 347;
  • Практическая дальность, км: 1120;
  • Скороподъемность, м/мин: 417;
  • Практический потолок, м: 9000;
  • Экипаж, чел: 4;
  • Вооружение: 6 х 7,62-мм пулемета ( 2 подвижных пулемета ПВ-1 были размещены в носовой фюзеляжной установке, 2 неподвижных пулемета ПВ-2 — в корневых частях крыла, по 1 подвижному пулемету типа ПВ-1 или ДА имели средняя надфюзеляжная и нижняя «кинжальная» установки).

Самолет на стоянке

Самолет Ми-3Д

Дублер, получивший название Ми-3Д, был выпущен в январе 1934 г. Он существенно отличался от предшественника. Хвостовое оперение сделали однокилевым. В конструкцию установили переставной стабилизатор, имеющий подъемный винтовой механизм. Кабину пилота оснастили сдвижным фонарем.

Изменения коснулись и вооружения. Нижняя кинжальная установка (два пулемета ДА с боекомплектом 1000 патронов) была установлена сверху средней части фюзеляжа. Пулеметы ШКАС, которые размещались в задней части, сделали такими, как у бомбардировщика СБ. В носовую часть поместили пушку «Эрликон», а в центроплане находились два ПВ-1 с боекомплектом 1000 патронов.

Дублер Ми-3Д имел усовершенствованную силовую установку. В ее состав вошли двигатели М-34Н с наддувом. Радиаторы туннельные, наклонные, имели продувание воздухом через обтекатели шасси.

Самолет Ми-3Д

Госиспытания дублера начались в 1934 г. За штурвал посадили опытного летчика-испытателя М. Алексеева. Во время проведения полетов отмечено, что поперечная и продольная устойчивости приближаются к нейтральным показателям. Однако были и недостатки. В частности замечены большие нагрузки на штурвале и недостаточная прочность крыла.

Обзор вниз из носовой кабины пилота был, откровенно говоря, плохим. В целом, госиспытаний машина-дублер не выдержала, слишком многое не соответствовало запросам заказчика.

В дальнейшем опыт разработки Ми-3 был применен во время проектирования скоростных бомбардировщиков СБ и истребителя АНТ-29.

Использование в зарубежных странах

Самолет Туполев Ми-3 использовался не только в СССР, но и за его пределами. Среди государств, которые использовали этот штурмовик, стоит выделить:

  1. КНР – в 1950-х годах Китай получил от Советского Союза 200 экземпляров Ми-3. Они активно использовались в боях во время Корейской войны. Китайские пилоты отмечали высокую маневренность и надежность самолета, что давало им преимущество в боях с вражеской авиацией;
  2. Северная Корея – после Корейской войны несколько десятков Ми-3 остались на службе у Северной Кореи. Они использовались как бомбардировщики и разведчики;
  3. Сирия – в 1950-х годах Сирия купила несколько десятков Ми-3. Они использовались в ходе Греко-турецкого кризиса и конфликта с Израилем в 1956 году;
  4. Египет – также купил несколько десятков Ми-3 в 1950-х годах. Они использовались в ходе Суэцкого кризиса и Конго-кризиса.

Большинство этих самолетов были выведены из строя или заменены более современными машинами уже в 1960-х годах.

Особенности эксплуатации Ми-3

Самолет Туполев Ми-3 был разработан в 1941 году и использовался во время Второй мировой войны. Его особенности эксплуатации связаны с тяжелыми условиями военного времени. Одной из главных особенностей является возможность использования самолета как бомбардировщика, разведчика и истребителя. Это достигалось благодаря тому, что самолет обладал высокой маневренностью и был оснащен оружием различного типа.

В полете

Однако, эксплуатация Ми-3 была связана с рядом трудностей и проблем. Например, из-за отсутствия автоматической системы управления, летчику приходилось постоянно удерживать самолет на нужной высоте и курсе. Это требовало высокой концентрации и нагрузки на пилота.

Еще одной особенностью эксплуатации является большая чувствительность самолета к перепадам погоды. Он не мог летать в условиях сильных ветров, сильной облачности и большой влажности.

Также, нужно упомянуть об особенностях эксплуатации двигателей Ми-3. Они требовали постоянного контроля и обслуживания, чтобы не допустить их поломки во время полета. Более того, при необходимости замены двигателя, это было довольно сложной и трудоемкой процедурой.

В целом, эксплуатация Ми-3 была связана с рядом сложностей и требовала высокой подготовленности летчиков и техников. Однако, этот самолет оставил свой след в истории авиации и является интересным объектом для исследования и изучения.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: