Бронетранспортер M113, описание и характеристика

БТР M113

M113 представляет собой бронетранспортер США 1960-х годов. Боевая машина была разработана в 1957-1959 годах. В серийное производство БТР M113 был запущен в январе 1960 года, производился до 2007 года.

Бронетранспортер M113 долгое время считался основным БТР США, также в больших количествах поставлялся в другие страны. БТР M113 принимал участие во многих вооруженных конфликтах.

История создания

Потребность в новом бронетранспортере в США осознали во время перевооружения сухопутных войск на новые образцы боевой техники. После завершения Второй мировой войны в США были приняты на вооружение легкие танки M41 «Уокер Бульдог», средний танк M48 «Паттон III», тяжелый танк M103, состоявший на вооружении Корпуса морской пехоты, а также новые противотанковые самоходки M56 «Скорпион» и другие образцы боевой техники. В этих условиях военные хотели получить и новый бронетранспортер, который можно было бы использовать, как универсальную машину, и который соответствовал бы новым технологическим запросам и своему времени.

К работам над новой машиной приступили в 1950-е годы с выработки тактико-технических требований. В основу будущей машины был заложен принцип «боевого такси» или «боевого автобуса». Планировалось создать бронированное транспортной средство с закрытым корпусом, которое могло бы доставить на поле боя мотострелковое отделение. Спешившись, десантники сразу же должны были вступить в бой с противником. Исходя из определенной концепции, к новому БТР предъявили ряд требований: аэротранспортабельность; возможность преодоления глубоких водных преград; большой запас хода; возможность перевозки пехотного отделения; хорошая защита; высокая проходимость. Отдельно оговаривалась высокая универсальность машины за счет легкости адаптации самонесущего корпуса бронетранспортера под решение тех или иных задач, необходимых военным.

Бронетранспортер M113

В 1956 году к созданию нового БТР приступили инженеры американской компании Food Machinery Corporation (FMC), которые обладали богатым опытом по разработке и производству подобной техники. Еще в начале 1950-х годов компанией были созданы удачные модели гусеничных бронетранспортеров, в которых легко угадывался и будущий M113. Это были БТР M75, поучаствовавший в войне в Корее, и более совершенный амфибийный M59. Последний, помимо умения плавать, отличался меньшими размерами и оказался существенно дешевле в производстве. До 1960 года БТР M59 был выпущен внушительной серией – более 6 тысяч машин.

Для проведения испытаний компанией было подготовлено два основных прототипа, в том числе T113 с бронированием из алюминиевых плит. Для производства использовался специальный авиационный алюминий, который по крепости не уступал стали. Было представлено два экземпляра с легким и более тяжелым алюминиевым бронированием. Второй версией был прототип T117, который отличался лишь стальным корпусом. Испытания показали, что T113 с толстой алюминиевой броней при меньшем весе, чем T117, обеспечивает тот же уровень защиты экипажа и десанта, поэтому военные остановили свой выбор именно на этой модели. После проведения доработок в 1960 году улучшенная версия бронетранспортера T113E1 была официально принята на вооружение американской армии под обозначением M113. Первоначально это была боевая машина с бензиновым двигателем, но уже в 1964 году из серийного производства ее вытеснила модель T113E2, принятая на вооружение под обозначением M113A1. На этом БТР был установлен более совершенный дизельный двигатель.

Созданный на рубеже 1960-х годов легкий плавающий гусеничный бронетранспортер (плавающими были только первые модификации), оказался очень удачной машиной, которая могла перевозить экипаж из двух человек и до 11 пехотинцев в полной экипировке. В будущем БТР стал основой для десятков самых разных специализированных боевых машин, а также неоднократно модернизировался. Известно три главных модернизации машины – M113A1, M113A2 и M113A3, последняя из них была проведена в 1987 году.

Особенности конструкции БТР M113

Бронетранспортер М113 является относительно легкой машиной с боевой массой 10,25 т. Его экипаж состоит из двух человек: командира и механика-водителя. Машина рассчитана на транспортировку одиннадцати солдат с полной выкладкой. М113 построен по конструктивной схеме, которая является общей для большинства серийно производимых боевых машин пехоты и бронетранспортеров. Слева в передней части корпуса находится отделение управления.

Механик-водитель занимает свое место через круглый индивидуальный люк, который открывается назад. Рабочее место механика-водителя оборудовано четырьмя перископами М17. Они смонтированы в крыше отделения управления и обеспечивают хороший обзор при езде. Для вождения бронетранспортера в ночное время суток используется активный прибор ночного видения М19, установленный в люке механика-водителя. Правая передняя часть корпуса отведена под моторно-трансмиссионное отделение. Доступ к узлам и агрегатам трансмиссии обеспечивает большая наклонная панель, которая крепится к верхней лобовой плите корпуса. Волноотражательный щиток прикрывает эту панель и тем самым выполняет функцию дополнительной защиты. В крыше МТО имеются бронированные жалюзи, которые обеспечивают приток воздуха к двигателю и удаление выхлопных газов.

Вид сбоку

За двигателем и рабочим местом механика-водителя находится десантное отделение, занимающее почти половину всей длины корпуса. В передней части этого отделения, в средней части корпуса, размещается командир машины. Рабочее место командира оборудовано маленькой башенкой, которая вращается с помощью ручного привода и оснащена пятью перископами М17. Вдоль бортов корпуса установлены складные сиденья, спинки которых обращены к стенкам. Перевозимый десант не имеет возможности вести огонь из личного оружия изнутри бронетранспортера.

Вход в десантное отделение очень удобен благодаря расположенной в кормовой стенке корпуса большой откидной рампе с гидравлическим приводом. Слева в рампе имеется дверь, которая открывается вручную и служит аварийным выходом. Кроме того, в крыше десантного отделения предусмотрен большой, открывающийся назад люк. Корпус М113 сварен из алюминиевых плит. Борта установлены вертикально, а лобовая плита имеет угол наклона 60°. Бронирование толщиной 12-44 мм обеспечивает защиту только от пуль калибра до 12,7 мм и осколков гранат.

Главным вооружением бронетранспортера М113 является 12,7-мм пулемет “браунинг” М2НВ, установленный рядом с командирской башенкой. Обязанности по обслуживанию пулемета возложены на командира машины. Для ведения стрельбы он должен по пояс высунуться из люка, тем самым подставляя себя под огонь противника. При этом командир не может заниматься своими непосредственными обязанностями, то есть наблюдением за полем боя. Углы наведения пулемета в вертикальной плоскости – от -21° до +53° – позволяют бороться с воздушными целями. Боекомплект пулемета состоит из 2000 патронов. На М113 установлен восьмицилиндровый V-образный карбюраторный двигатель “Крайслер” 75М, развивающий мощность около 154 кВт при 4000 об/мин. На дороге с твердым покрытием двигатель позволяет разогнать бронетранспортер до 64 км/ч. При полной заправке топливом (302 л) М113 имеет запас хода до 321 км. Двигатель соединяется с гидромеханической трансмиссией ТХ-200 производства фирмы “Дженерал моторc”.

В ее состав входят: гидрокинетическая передача, механическая коробка передач, дифференциальные механизмы поворота и тормоза. Коробка передач обеспечивает движение вперед на шести скоростях и назад на одной. Ходовая часть М113 состоит из десяти опорных катков (2х5) с резиновыми бандажами, ведущих колес переднего расположения, направляющих колес заднего расположения и гусениц. Верхние ветви гусениц опираются непосредственно на опорные катки. Подвеска машины индивидуальная, с торсионными валами. Опорные катки соединяются с упругими элементами подвески посредством балансиров.

Эксплуатация БТР

Для успокоения вибрации корпуса при первых и последних опорных катках имеются гидравлические амортизаторы. М113 является плавающей машиной. Движение по воде осуществляется за счет перематывания гусениц. При этом бронетранспортер развивает скорость до 5,6 км/ч. В состав оборудования для плавания входят волноотражательный щиток с гидравлическим приводом, и насосы, откачивающие воду из корпуса машины. Стандартное оборудование машины включает в себя систему пожаротушения, которая смонтирована в моторно-трансмиссионном отделении, и подогреватель, установленный в десантном отделении. Система пожаротушения включается механиком-водителем изнутри машины или снаружи.

Бронетранспортер М113 приспособлен для действий в условиях применения оружия массового поражения. Машина оснащена аппаратурой для обнаружения радиоактивного заражения местности, но при преодолении зараженной территории экипаж машины должен пользоваться индивидуальными противогазами. С сентября 1964 г. началось серийное производство бронетранспортера модификации М113А1.

По сравнению с М113 основные изменения затронули прежде всего двигатель и трансмиссию. М113А1 оснащен двухтактным шестицилиндровым дизельным двигателем 6V53, развивающим мощность 158 кВт при 2800 об/мин, и новой трансмиссией ТХ-100-1 фирмы “Дженерал моторc”. Используемая в ней коробка передач обеспечивает движение вперед на трех скоростях и назад на одной. Двигатель и трансмиссия вместе образовывают единый силовой блок. На машине установлены топливные баки большей емкости (360 л), что в сочетании с новым двигателем позволило увеличить запас хода до 483 км. Вышеперечисленные изменения привели к увеличению боевой массы машины до 11,15т, но более мощный двигатель позволил сохранить подвижность бронетранспортера на прежнем уровне.

Технические характеристики бронетранспортера M113

  • Размеры, мм: длина корпуса — 4864, ширина корпуса — 2686, высота – 2496, клиренс – 410;
  • Бронирование, мм: лоб – 38, борт (верх) – 44, борт корпуса (низ) — 32, корма — 38, днище – 29, крыша – 38;
  • Вооружение: один 12,7-мм пулемет M2HB;
  • Двигатель: V-образный, 8-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения;
  • Мощность двигателя, л. с.: 215;
  • Скорость, км/ч: по шоссе – 64, на плаву — 5,8;
  • Запас хода по шоссе, км: 320;
  • Удельная мощность, л. с./т: 18,8;
  • Удельное давление на грунт, кг/см2: 0,51;
  • Преодолеваемые препядствия: подъем, град. — 30°; стенка, м — 0,6; ров, м — 1,7; брод, м – плавающий.

Внутри боевой машины

Модификации бронетранспортера М113

  • М125 — самоходный миномет, в десантном отделении которого установлена поворотная платформа (сектор обстрела — 90 градусов) с 81-мм минометом; огонь ведется через прямоугольный люк в крыше; экипаж машины — 6 человек. М106 отличается от него только вооружением, которым является 107-мм миномет М30. Эти модели должен заменить М1064: построенный на базе М113А3, со всеми его усовершенствованиями, он перевозит 120-мм миномет с боекомплектом в 69 выстрелов. М106 и М125 подлежат переделке в эту конфигурацию на общих основаниях.
  • М163 «Вулкан» — зенитная самоходная установка, созданная в начале 60-х фирмой «Рок Айленд Арсенал» одновременно с буксируемой М167 под широко известную 20-мм 6-ствольную автоматическую пушку М61, на замену устаревшей и неудачной ЗСУ М42 «Дастер». М61 появилась в качестве авиационной АП и устанавливалась на многие истребители, включая F-104, F-14, F-15, F-16. В БК входят калиберные БТС, ФЗС, ФЗТС и УС, их дульная скорость — до 1030 м/с. Максимальная эффективная дальность стрельбы по воздушным целям определяется в 1,5 км, по наземным — в два раза больше. Орудие устанавливается в одноместной башне кругового вращения (скорость горизонтального наведения — до 60 град/с благодаря электрическим приводам) и имеет углы вертикальной наводки от -5 до +80 градусов.
    Оператор может выбирать один из двух режимов стрельбы (1000 и 3000 выстрелов в минуту) и один из четырех размеров очереди (10, 30, 60, 100 выстрелов); БК первой очереди насчитывает 1100 снарядов, его дополняет резервная укладка в 1000 выстрелов. Система управления огнем состоит из дневного прицела Мк21 и радиолокационного дальномера EMTECH.
    В целом, М163 не стала особенно успешной ЗСУ: принадлежавшая к тому же поколению советская «Шилка» превосходила в этой роли свой американский аналог, но в виде боевой машины огневой поддержки «Вулкан» неплохо проявил себя во Вьетнаме. На смену ему проектировалась ЗСУ М247, но из-за многочисленных технических проблем эта программа была свернута, и М163 до сих пор остается единственным самоходным ЗАК в армии США, хотя уже не отвечает современным требованиям.
  • М901 — самоходный ПТРК, принятый на вооружение в 1976 г. В центре корпуса смонтирована пусковая установка с двумя ПТУР TOW. Эта управляемая по проводу ракета с полуавтоматическим наведением являлась одной из лучших и самой массовой зарубежной ПТУР 2-го поколения: ее первая модель при массе 22,5 кг поражала бронецели на дальности до 3 км и имела бронепробиваемость до 600 мм; модернизированная Improwed TOW (I-TOW) c КБЧ калибром 127 мм, как и последующие версии, отличалась увеличенной до 3750 м дальностью и большей б/п; затем последовали TOW-2 калибра 152 мм, тандемная TOW-2А и TOW-2В, построенная для поражения верхней проекции бронетехники ударными ядрами. ПУ М901 рассчитана на все типы TOW. В настоящее время в США она снята с вооружения.
  • М981 — «машина огневой поддержки» (FISTV), фактически представляющая из себя самоходный целеуказатель, М901 с соответствующим оборудованием вместо ПТУР.
  • М132 «Зиппо» — БТР, вооруженный струйным огнеметом. Создан во время Вьетнамской войны.
  • М577 — командно-штабная машина. Корпус базового БТР подвергся изменениям, имеет более высокую крышу над десантным отделением. В комплект аппаратуры входят дополнительные системы связи, вспомогательная силовая установка и т. п. Позднее был разработан ее вариант под ИУС ATCCS — М1068.
  • М548 — небронированный грузовой транспортер, использующий ходовую часть и моторно-трансмиссионные узлы М113, но имеющий другой корпус; может вооружаться 7,62- или 12,7-мм пулеметом; послужил базой для многих серийных и экспериментальных машин. Предназначен для перевозки личного состава и грузов массой до 6 т. С начала 90-х М548А1 переделывались в М548А3.
  • М730 «Чэпперел» — ЗРК на модифицированном шасси М548, вооружение которого составляют 4 ЗУР М48. ЗУР является переделанной для пуска с земли сверхзвуковые ракеты «воздух-воздух» MIM-72A/C «Сайдуиндер», оснащенные ИКГСН. Система рассчитана на применение только в ясную погоду, дальность цели до 6 км, высоту цели до 3050 м. В зенитных дивизионах армии США состояла вместе с М163 (по 24 машины обоих типов). В 80-х планировалась замена «Чэпперела» на «Роланд-2» либо ADATS, но она не была осуществлена.
  • М677 «Лэнс» — тактический ракетный комплекс, шасси — М548.
  • ХМ134 — опытная машина разминирования, на вооружение принята не была. На шасси М548 установлен блок из 30 направляющих, предназначенных для стрельбы НУРС с дальностью 1 км.
  • ХМ113А3+/MTVL — перспективный проект модернизации М113. Изменения включают в себя удлинение корпуса со вставкой 6-го узла ходовой, усиление бронезащиты до уровня М2А2 и т. п.
  • MAV/IFVL — БМП на базе MTVL с башней «Шарпшутер», вооруженный 25-мм пушкой М242 и 7,62-мм пулеметом. Силовая установка — дизель 6V53TIA мощностью 400 л. с.
  • M113 «Зелда» — израильская модификация, адаптированная к климатическим условиям Ближнего Востока, имеются крепления для установки одного 12,7-мм пулемета и четырех 7,62-мм пулеметов[44], а на модели «Zelda 2» также установлен комплект динамической защиты «Toga».
  • M113 «NAGMAN» — поздняя израильская модификация M113, помимо комплекта «Toga» на БТР установлены открытая сверху башенка со стеклоблоками и дымовые гранатометы IS-10.

В этот список не включены машины огневой поддержки, оснащенные башенным вооружением в виде среднекалиберных орудий (на вооружение не принималась ни одна) и некоторые специализированные модели.

Боевое применение БТР M113

Самым ярким примером боевого применения может послужить Вьетнамская война. В 1961 году США были вовлечены в нее, и было принято решение обеспечить Южный Вьетнам (у которого в наличии была только техника довоенных времен) более современным оборудованием. Весной  туда уже переправлены 32 единицы М113. Это позволило укомплектовать их в 2 роты морпехоты. В 1962 году они принимали участие  в перестрелках рядом Дельтой, которые несли фронтовой характер. М113 продемонстрировал невероятную изворотливость, в момент, когда нужно было идти через малопроходные рисовые поля. В сражении бронетранспортер так же эффективно вел боевые действия.

Бронетранспортеры рассматривались только в качестве средства переброски солдат на поле сражения, где далее они шли пешком. Такое использование машин во Вьетнаме стало невозможным. Рота резко теряла ловкость, солдаты не могли вовремя среагировать. Именно поэтому стандартной тактикой стало ведение боя не спешившись, когда командир из люка и пулемета занимался поражением удаленных и танкоопасных целей. Солдаты же в свою очередь стреляли из своего личного оружия.

Эта практика показала еще ряд недоработок: требовалось защитное прикрытие для командира, а также повышение боевой мощи бронетранспортера в целом.

Боевое применение БТР M113

Первый удачный бой позволил направить дополнительные единицы в Южный Вьетнам, а начиная с 1965 года, туда начали стекаться американские войска. Морпехота располагала больше всего бронетранспортеров, но другой модели. Армия могла провезти для себя только один эскадрон М113, поэтому на их использование были наложены многочисленные правила.

Помимо США и Южного Вьетнама М113 также использовались армиями Австралии и Новой Зеландии, которые были их союзниками. Австралийские войска в основном вели сражения в прибрежных зонах, но в их распоряжении были также полевые версии М113. Данный вид транспорта использовался в меньшем объеме армиями Таиланда, Южной Кореи и Филиппин, но последние использовали их только для патрулирования.

Самое масштабное сражение с участием М113 произошел у Лох Нинха в 1972 году. На выручку осажденному городку были направлены несколько БТР М113. Когда до города оставалось каких-то шесть километров, они нарвались на засаду. Практически все машины были уничтожены северо вьетнамскими танками. Потери составили 32 БТР М133. Они стали последними гусеничными машинами, уничтоженными во время войны.

Всего для войск Южного Вьетнама из Соединенных Штатов было доставлено около 10 000 единиц бронетранспортеров М113, но все они были подорваны или захвачены.  Уже после войны сотни трофейных машин встали на защиту этого государства. Потери М113 в армии Соединенных Штатов неизвестны.

Развитие стран отражается на тех вещах, которые они производят. В данном случае, военная мощь США определяется объемом производства М113. Эта технология используется более 60 лет! Конечно, она медленно вытесняется более современным оборудованием, но все еще используется в армии. Не каждая страна может похвастаться такими конструкциями.  Многие страны со слабо развитой оборонной мощью до сих пор закупают эти машины для пользования. Как-никак, эта машина считается самым массовым бронетранспортером, ведь за все время его существования было изготовлено примерно 85 000 единиц этой техники.

Конструкционные особенности бронетранспортера М113 поражают до сих пор. В сравнении с современным оборудованием М113 достаточно бюджетный вариант для некоторых стран, но в то же время довольно эффективный в своем действии. Модель этого бронетранспортера, включая различные ее модернизации, присутствует более чем в 30 странах в разном количестве. Это говорит о том, что спустя 60 лет с начала своего использования М113 не потерял своей популярности. Теперь ты знаешь немного больше о военных разработках в нашем мире и знаешь, что военная техника это намного интереснее, чем кажется.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: