M109 «Паладин» представляет собой американскую самоходную артиллерийскую установку, класса самоходных гаубиц. Установка создана в 50-х годах прошлого века для замены малоудачной M44, параллельно со 105-мм САУ M108. Самоходная гаубица M109 находилась в серийном производстве США, много раз модернизировалась. Данная установка за короткое время стала стандартной самоходной гаубицей войск США, постепенно вытеснив как старые, так и новые образцы.
Многочисленные попытки заменить ее на другие, более современные САУ, были отвергнуты в итоге по экономическим соображениям в пользу модернизации.
История создания
Во время Второй Мировой войны тяжелая самоходная артиллерия США была представлена, прежде всего, полевыми пушками калибра 155 мм на шасси средних танков. После войны их предполагалось заменить на М44 – самоходку на шасси легкого танка М41, вооруженную 155мм гаубицей в бронированном боевом отделении.
САУ оказалась неудачной, и тогда американцы сконцентрировали усилия на разработке перспективного семейства самоходных гаубиц нового поколения – легких, мобильных и аэротранспортабельных. И уже к 1963 году на вооружение приняли две унифицированные САУ – «легкую» М108 с орудием калибра 105мм и «среднюю» М109 со 155мм гаубицей. Первая не получила большого распространения и довольно быстро была снята с вооружения, а с М109 получилось иначе.
Описание конструкции САУ М109 «Паладин»
САУ М109А6 «Паладин» имеет вращающуюся башню и гусеничное шасси. Кевларовый подбой боевого отделения обеспечивает дополнительную защиту экипажа от осколков брони и снарядов.
Экипаж – четыре человека: механик-водитель, наводчик, командир и заряжающий.
Основное оружие самоходки – 155-мм гаубица М284, она установлена на станке М182. Орудие может стрелять обычными снарядами на дистанцию 24 км, а активно-реактивными – на 30 км.
Заряжание орудия производится гидравлической автоматической системой, темп стрельбы составляет восемь выстрелов в минуту. Дополнительно на башне установлен пулемет 12,7-мм пулемет М2.
Самоходная установка оборудована цифровой системой управления огнем и баллистическим цифровым вычислителем. Все это позволяет уверенно и точно поражать цели. Наводчик также может использовать оптическую систему наведения. Есть система навигации и определения собственного месторасположения.
После получения задания САУ выходит на позицию, переводит ствол в боевое положение и открывает огонь. Затем она немедленно покидает позицию, что значительно уменьшает вероятность поражения самоходки ответным огнем. Для подготовки к стрельбе «Паладину» нужно всего лишь 60 секунд.
На М109А6 установлен дизельный двигатель DDEC 8V71T с мощностью 440 л. с. и коробка передач ATD-XTG-411-4.
Запас хода – 342 км.
Технические характеристики САУ M109 «Паладин»
Год начала поступления в войска | 1993 |
Объем производства, шт. | 957 |
Экипаж, человек | 4 |
Боевая масса, кг | 34250 |
Длина, м | 9,68 |
Ширина, м | 3,92 |
Высота, м | 3,24 |
Возимый боекомплект, кол. снар. | 39 |
Углы горизонтального наведения, град. | 360 |
Скорость горизонтального наведения, град./с | 11 |
Углы вертикального наведения, град. | От -3 до +75 |
Скорость вертикального наведения, град./с | 7 |
Макс. скорость по шоссе, км/ч | 64 |
Макс. скорость вне дорог, км/ч | 28 |
Длина ствола, клб | 39 |
Индекс ствола | М284А1 |
Индекс люльки | М182А1 |
Максимальная дальность стрельбы, км | 22 |
Максимальная скорострельность, выстр./мин | 6 |
Запас хода по топливу, км | 300 |
Мощность двигателя, л. с. | 440 |
Модификации
- M109A1 — поступила на вооружение в 1973 году. Отличается увеличенной длиной ствола, усовершенствованными приводами наведения и усиленной подвеской. Возможно применение кассетных снарядов с донным газогенератором M864.
- M109A1 Hoveizeh — иранские M109A1.
- M109A2 — поступила на вооружение в 1979 году. Изменена конструкция досылателя и противооткатных устройств. Боекомплект увеличен на 8 выстрелов.
- M109A3 — модернизированный вариант M109A1. Заменен орудийный станок. Оборудована системой удаления воздуха из топливной системы, усовершенствованной приборной панелью механика-водителя, системами контроля состояния боеукладки, торсионных валов, тормоза отката и накатника. Максимальная дальность стрельбы обычным осколочно-фугасным снарядом увеличена до 18 км, активно-реактивным — до 24 км.
- M109A3G — модернизированный вариант, разработанный в ФРГ в 1983 году и производившийся с 1985 года. Отличается новым орудием со стволом от буксируемой гаубицы FH70 Rheinmetall, более совершенными противооткатными устройствами, новым клиновым затвором и введенным в боекомплект усиленным боевым зарядом (что позволило увеличить дальность стрельбы с 14,6 до 18 км и скорострельность — с 4 до 6 выстрелов в минуту). За счет измененной укладки боеприпасов количество выстрелов было увеличено с 28 до 34. Также на боевой машине были установлены новые, западногерманские прицелы и приборы наблюдения, средства связи, гусеницы, 7,62-мм зенитный пулемет MG.3 и дымовые гранатометы.
- M109A3GN — модернизированный вариант, разработанный в 1988 году и произведенный в 1988—1990 для M109, состоявших на вооружении армии Норвегии. Установлены новые стволы производства компании «Рейнметалл», что позволило увеличить дальность стрельбы. Заказ общей стоимостью 118 млн норвежских крон выполнен компанией «NFT».
- M109A4 — установлена система защиты от оружия массового поражения. Усовершенствованы механизмы горизонтального наведения орудия, внесены изменения в силовую установку.
- M109A5 — установлено новое орудие M284 (длина ствола 39 клб) на орудийном станке M182. Максимальная дальность стрельбы увеличена до 30 км. По требованию заказчика могут устанавливаться система GPS и автоматизированная система управления огнем.
- M109A6 Paladin — модификация разработана в рамках программы HIP, производство начато в 1990 году. Принята на вооружение в 1992 году. Установлена новая башня с улучшенной броневой защитой и внутренней обшивкой из кевлара. Орудие — M284 на станке M182A1. Оборудована новой радиостанцией, автоматизированной системой управления огнем (программно реализована на языке программирования приложений высокой надежности Ada, среда разработки Aonix Object Ada, объединяет ИНС, датчики оружия, высоты и цифровую криптостойкую систему передачи данных, основанную на быстрой перестройке частоты, для противодействия РЭБ противника — СУО шлет на КП батареи (FDC — fire direction center) или батальона точные данные местоположения и высоты), бортовым баллистическим вычислителем и навигационной системой, обеспечивающими автоматическое наведение орудия, приемником космической радионавигационной системой NAVSTAR. Все это позволяет вести огонь с короткой остановки (уже через 30 сек — с равной точностью предыдущим выстрелам). Это же позволяет применять тактику парной (а не батарейной) стрельбы, которая повышает выживаемость при контрбатарейной борьбе или атаке с воздуха. Были улучшены внутренние отсеки хранения выстрелов и амуниции (повышена их безопасность и емкость — с 36 до 39 выстрелов).
- М109А7 (бывший M109A6 PIM) 2012 год — модернизированный вариант M109A6 «Паладин». Модернизированная САУ оснащена цифровой системой управления огнем и усовершенствованной полуавтоматической системой заряжания. Также гидравлические системы управления орудия были заменены на электрический привод, что позволило увеличить боекомплект. Орудие представляет собой 155-мм M284 на станке M182A1. В САУ установлен автомат заряжания. Базовое шасси было заменено на улучшенное с элементами подвески и трансмиссией HMPT-800 от M2 «Брэдли». Масса выросла до 36 288 кг, при возможности наращивания до 50 т (при необходимости навешивания дополнительной брони). Вместо дизельного двигателя «Детройт Дизель» мощностью 440 л. с. на САУ установлен двигатель БМП M2 «Брэдли» («Камминс» V903 мощностью 675 л. с.). САУ обладает компьютерной системой слежения исправности оборудования установки.
- M109L — модернизированный вариант, производившийся в Италии.
Машины на базе:
- M992 FAASV (Field Artillery Ammunition Support Vehicle) — созданный в начале 1980-х годов бронированный транспортер боеприпасов на шасси M109.
- AMERCA (Autonomous Mobility Extended Range Cannon Artillery) — бронированный транспортер боеприпасов на шасси M109A7.
Боеприпасы и эксплуатация САУ M109 «Паладин»
Основным боеприпасом для САУ М109 долгие годы был осколочно-фугасный снаряд М107, разработанный в конце 50-х годов. Снаряд содержал 5,7 кг тротила (впоследствии заряд увеличили до 6,6 кг «Композиции B») и уже в 1970 году оценивался, как устаревший.
Но только в 1999 году начался выпуск нового снаряда М795, содержащего свыше 10 кг взрывчатого вещества. Первоначально также использовался тротил, но впоследствии его начали заменять на малочувствительную взрывчатку IMX-101. Для повышения дальности стрельбы используется активно реактивный снаряд М549, снаряженный тротилом (около 7 кг).
Применяя такой снаряд, самоходки М109А3 могли вести огонь на дальности до 24 км, а М109А5 и более поздние – до 30. Возможно также использование корректируемых по лучу лазера снарядов М982 «Экскалибур», а для обычных снарядов разрабатываются взрыватели, позволяющие корректировать полет снаряда по данным GPS с помощью управляемых плоскостей на корпусе взрывателя.
В разработке также находится новое поколение активно-реактивных снарядов, рассматривается возможность использования гиперзвуковых боеприпасов.
В прошлом для М109 были разработаны и ядерные боеприпасы.
Вплоть до конца холодной войны САУ М109 были основной самоходкой стран Западной Европы (фактически только Франция использовала машины своей разработки), и поставлялись союзникам США. В Южной Корее М109 производилась по лицензии под названием К55. Артустановки активно применялись силами США во время войны во Вьетнаме.
Израильские самоходки использовали в ходе войны 1973 года, а также в Ливане в 1982 и 2006 годах. САУ, поставленные Ирану, до свержения шаха, впоследствии применяли в ирано-иракской войне. Разумеется, начиная с 90-х годов «Паладины» использовались во всех конфликтах, в которых довелось участвовать американцам, вплоть до войн в Ираке и Афганистане.