М-1 «Волна» (Индекс: 4к90) представляет собой советский зенитно-ракетный комплекс малой дальности корабельного базирования. Также есть морской вариант комплекса С-125. Комплекс вошел в эксплуатацию в 1962 году и до сих пор используется.
Зенитно-ракетный комплекс М-1 «Волна» (4к90) предназначен для коллективной обороны корабельных соединений при отражении атак самолетов в ближней зоне и самообороны кораблей от противокорабельных ракет. Также он способен поражать надводные корабли.
История создания
Разработку первого советского универсального ракетного комплекса М-1 для кораблей проектов 61, 63 начали по Постановлению Совета министров СССР № 1149—592 от 17 августа 1956 года. Однако уже по постановлению № 1190—610 от 25.08.1956 было принято решение ставить М-1 на корабли проектов 58, 62. По многим элементам универсальный корабельный комплекс М-1 был унифицирован с зенитным ракетным комплексом С-125 для сухопутных войск. Так, в обоих комплексах использовались одинаковые ракеты (В-600, −601 и так далее).
Главным конструктором М-1 был Игнатьев И. А. (ВНИИ «Альтаир» — МСП), главным конструктором ракеты — Грушин, Петр Дмитриевич (МКБ «Факел» — МАП). Ракетный комплекс М-1 с В-600 приняли на вооружение Военно-Морского Флота Постановлением Совета министров № 889—382 от 24 августа 1962 года. Позже комплексу М-1 присвоили наименование «Волна», а ракете В-600 — индекс 4К90.
Постановлением Совета министров № 561—233 от 21 июня 1961 года для поражения целей, которые летят на высотах более 10 тыс. м, были начаты работы над ракетой В-601, предназначавшейся для сухопутного ЗРК С-125. В 1964 году, после серии испытаний, ракету В-601 (инд. 4К91) приняли на вооружение для С-125. В том же году ракетой В-601 решили оснастить комплекс М-1. В течение 1967 года ракету В-601 получили первые 7 кораблей.
При модернизации корабельного зенитного комплекса усовершенствования касались самих зенитных ракет и аппаратуры управления. Комплексу с ракетами В-601 дали название «Волна-М», с В-601М — «Волна-Н», с В-611 — «Волна-11», с усиленной помехозащищенностью — «Волна-П». ЗРК «Волна-П» приняли на вооружение в 1976 году. Помехозащищенность «Волны-П» была повышена на радиоканалах управления ракетой, также был введен оптикоэлектронный канал сопровождения цели (9ШЗЗ). «Волна» в 1980-х гг. стала называться ударным зенитным ракетным комплексом (УЗРК), она позволяла вести ракетный огонь по надводным целям.
Затем, когда поднялся вопрос о защите кораблей от низколетящих противокорабельных ракет, провели еще одну модернизацию комплекса («Волна-Н»), в котором использовались ракеты В-601М. Модернизированный комплекс обеспечивал поражение целей на высоте от 3 до 5 м над гребнем волны.
Особенности конструкции ЗРК М-1 «Волна»
Пусковые установки размещались на крыше надстройки в носу (район 52,5-го шп.) и в корме (район 204,5-го шп.). Установка ЗИФ-101(см. проекции) представляла собой спаренную, открытую, стабилизированную установку тумбового типа с нижней подвеской двух ракет на двух направляющих балках. Погреба ракетного боезапаса (№ 4 — носовой, № 8 — кормовой) с барабанной системой хранения ракет имели по два вертикальных барабана на восемь зенитных управляемых ракет (ЗУР) каждый. На линию заряжания ракета подавалась поворотом барабана на угол 45°, а механическое заряжание осуществлял цепной досылатель-толкатель. Электрический силовой привод (ЭСП-101) и дистанционное управление обеспечивали функционирование пусковой установки. Стандартная комплектация ракетного погреба — 15 боевых и 1 учебная ракета. Серийное производство ПУ ЗИФ-101 было налажено на заводе «Баррикады» в г. Волгограде.
Вслед за ПУ ЗИФ-101 была создана спаренная установка ЗИФ-102. Принципиальным отличием новой ПУ была подача ракет конвейерного типа, вместо барабанного. В результате боекомплект одной ПУ возрос с 16 до 32 ракет. Всего комплексом М-1 с ПУ ЗИФ-101 было вооружено 20 кораблей пр.61, 61 М и 61 МП (один для Польши); 4 корабля пр.58; один пр.56К; 8 пр.56А; и 5 кораблей пр.61МЭ (построенных для Индии). Комплекс М-1 с ПУ ЗИФ-102 получили 4 корабля пр. 1134; три — проекта 56У; и восемь — проекта 57А.
Ракета В-600 и ее более поздние варианты представляют собой двухступенчатые ракеты с пороховыми двигателями, выполненные по аэродинамической схеме «утка». Первая ступень снабжена четырьмя раскрывающимися после старта стабилизаторами и пороховым реактивным двигателем (ПРД-36). ПРД-36 снаряжен 14 одноканальными цилиндрическими пороховыми шашками (из пороха марки НМФ-ЗК) общим весом 280 кг. Двигатель второй ступени снаряжен одной шашкой весом 125 кг, марка пороха НМ-4Ш. Осколочно-фугасная боевая часть 4Г-90 оснащена готовыми поражающими элементами. Общий вес боевой части — 60 кг, из них 32-33 кг — вес сплава тротила с гексогеном. Радиовзрыватель «Пролив»(5Е15) срабатывает на промахах до 58 м. Боевая часть 4Г-90 дает 3560 — 3570 осколков в среднем весом около 5.4 гр. Время срабатывания самоликвидатора составляет 26 с.
Ракета В-601 отличалась от В-600 только конструкцией маршевого двигателя и имела новую боевую часть. В маршевом двигателе была установлена новая шашка весом 150 кг из пороха марки «301»-. Новая боевая часть 5Б18 была разработана НИИ-6. На испытаниях она давала около 4500 осколков весом 4,72 — 4,79кг. Новая боевая часть обеспечивала поражение целей с вероятностью 0.75 — 0.90 на промахе 20 м и вероятность 0.6 на промахе 25-47 м. Для установки ракеты В-601 на ПУ ЗИФ-101 потребовалась доработка в части походного крепления ракеты. Кроме того, некоторой модернизации подверглась система управления «Ятаган».
При запуске ракеты первая (стартовая) ступень работает в течение 5 с, развивая тягу в 30 т, а вторая (маршевая) — около 22 с, развивая тягу в 3 т. Метод наведения ракет — оптимальное спрямление и накрытие цели. При стрельбе по низколетящим целям к этому добавляется метод наведения «Горка».
Система управления стрельбой «Ятаган» была разработана в НИИ-10 ГКРЭ, а аппаратура приводов антенного поста — в ЦНИИ-173. Система «Ятаган» представляет собой совокупность приборов и устройств, обеспечивающих прием и целеуказания от корабельной радиолокационной станции обнаружения, сопровождение цели и ракет на траектории, предстартовую подготовку и пуск ракет, выработку команд управления для наведения ракет на цель. Наведение ракеты осуществлялось по лучу РЛС до момента срабатывания радиолокационного взрывателя. Недостаток этой радиокомандной системы — ее одноканальность, а также резкое снижение точности стрельбы при увеличении расстояния до цели.
Каждый антенный пост системы «Ятаган» имел пять антенн. Две малые антенны осуществляли так называемую “грубую” наводку ракеты на цель, одна антенна функционировала в качестве радиопередатчика команд оператора, а две большие сопровождали цель и более точно выводили на нее ракету. До поражения одной цели борьба со второй, третьей и т.д. целями невозможна.
Технические характеристики ЗРК М-1 «Волна»
Ракета «В-600″/»В-601»:
- Длина 5885 мм/5948 мм;
- Диаметр первой ступени -/552 мм;
- Диаметр второй ступени -/379 мм;
- Стартовый вес 923 кг/980 кг;
- Вес боевой части 60 кг/72 кг;
- Скорость полета 600 /730 м/с;
- Максимальная высота стрельбы 10 км /14 км;
- Минимальная высота стрельбы 100 м/ 100 м;
- Максимальная наклонная дальность 15 км/ 22 км;
- Минимальная наклонная дальность 4 км;
- Скорость цели максимальная 600/700 м/c.
Пусковая установка ЗИФ-101:
- Скорострельность 1 залпа – 50 с;
- Угол горизонтального наведения – 330 град.;
- Угол вертикального наведения – от -10 до +95 град.;
- Скорость горизонтального наведения – 40 град/с;
- Скорость вертикального наведения – 30 град/с;
- Угод заряжания – 90 град.;
- Расстояние между осями пусковой установки – 3500 мм;
- Длина пути движения бугеля зенитной управляемой ракеты по направляющим при старте – 1000 мм;
- Высота линии огня при угле 0 град. – 2300 мм.
Габариты:
Высота без учета стабилизации:
- при угле 83° – 4760 мм;
- при угле 0° – 3380 мм;
Высота с учетом стабилизации:
- при угле 83° – 5390 мм;
- при угле 0° – 4060 мм;
Радиус обметания по передней части:
- с управляемой ракетой – 5670 мм;
- без управляемой ракеты – 3800 мм;
Радиус обметания по задней части:
- с управляемой ракетой – 2820мм;
- без управляемой ракеты – 2050 мм;
Подача:
- скорость вращения барабана – 6 град/c;
- путь вертикальной подачи управляемых ракет – 8010 мм;
- скорость подачи управляемых ракет – 1,4 м/c;
Габариты погреба:
- ширина – 5,2 м;
- длина – 10,5 м;
- высота – 7 м.
Модификации
ЗРК М-1 «Волна» в своей первоначальной версии был принят на вооружение в 1962 году.
К 1968 году методом внутрикомплексной модернизации состоящие на вооружении ЗРК довели до уровня модернизированных «Волна-М». За счет применения новой модификации ракеты, получившей обозначение В-601, и доработок системы управления довели дальность стрельбы до 17 км и досягаемость по высоте до 14000 м. Боевая часть ракеты В-601 при массе в 78 кг включает в себя уже 4500 готовых поражающих элементов против 3500 в 60-кг БЧ ракеты В-600. В-601 позволяет поражать более скоростные цели (до 700 м/с). Также немаловажным новшеством стало то, что обновленные ракеты и система управления позволяли стрелять, кроме воздушных, и по радиоконтрастным надводным целям.
В 1974 — 1976 годах ЗРК вновь модернизировали, добившись более надежной работы при стрельбе по низколетящим целям и в условиях интенсивных помех. Этого достигли как улучшением помехозащищенности радиоканала управления, так и введением возможности сопровождения цели оптическим способом — с помощью телевизионного визира 9Ш33. Обновленая версия комплекса получила обозначение «Волна-П», от слова «помехозащищенный».
В 1980-е годы провели еще одну модернизацию комплекса, усиливая возможности стрельбы по низколетящим целям. Эта версия получила обозначение «Волна-Н», от слова «низковысотный». Благодаря новой ракете В-601М с улучшенными приводами рулей комплекс мог поражать низколетящие цели даже на сверхмалой высоте — от 5 метров над водой. Вместе с тем не забыли и про большие высоты, доведя верхнюю границу зоны поражения до 18000 м. Возросла и максимальная дальность стрельбы — до 28 км.
Помимо модификаций, отличалось и исполнение комплекса на разных типах кораблей по способу хранения и подачи ракет. На ракетных крейсерах проекта 58 и БПК проекта 61 (включая в число последних и модернизированные 61М/МП, и экспортные 61МЭ) применялись барабанные устройства, а для ракетных крейсеров проекта 1134, эсминцев проекта 56А и БПК проекта 57А приняли конвейерную систему подачи, позволяющую существенно увеличить боезапас.
Испытания и эксплуатация ЗРК М-1 «Волна»
Сроки отработки М-1 «Волна» опережали сроки сдачи головного корабля проекта 61 заводской №1701 (СКР-25, «Комсомолец Украины» с 9.10.62 г.) – в связи с чем Распоряжением Совета министров СССР №2110 от 30 июля 1959 года совместные испытания М-1 перенесли на ракетный корабль «Бравый» проекта 56К. Испытания проходили в два этапа – первый с 05 января по 12 марта 1962 г.; второй с 12 марта по 30 апреля 1962 г. В ходе испытаний было отмечено, что для выхода «Ятагана» из холодного положения требуется 5 мин., дальность сопровождения цели составляет 42 километра с вероятностью захвата 0,50 и 36 километров с вероятностью 0,8. Пределы дальности – 15 километров, время срабатывания самоликвидатора ракеты – 26 сек.
Во время испытаний комплекса сбили 6 самолетов-мишеней МиГ-15М, которые двигались на высоте от 600 до 10000 м, промахи ракет при этом составляли 9 – 48 м. По мнению комиссии, вероятность поражения цели на промахе 40 метров составляет 0,4-0,6, а на промахе 20 м – 0,9. С помощью комплекса М-1 могла уничтожаться цель, летящая со скоростью до 600 метров в секунду. Цель может маневрировать с перегрузками 3 — 4 g на высоте до 4 тыс. м, и 2 — 3 g – на больших высотах. Скорость хода корабля при пусках может составлять до 36 уз. Стрельбу с «Бравого» по надводным целям не проводили.
Комплекс М-1 по результатам испытаний на «Бравом» рекомендовали к принятию на вооружение.