Советская крылатая ракета КСР-2, особенности и характеристики

Крылатая ракета КСР-2

КСР-2 представляет собой советскую крылатую ракету воздушного базирования комплекса К-16. Также имеет название «Изделие 085», а по классификации НАТО «AS-5 Kelt». На сегодняшний день снята с вооружения.

Была разработана для замены противокорабельных ракет КС-1 «Комета». Крылатая ракета КСР-2 оснащалась фугасной боевой частью, однако могла нести и ядерную БЧ мегатонного класса. Данная ракета предназначалась для поражения радиолокационно-контрастных морских целей типа крейсер водоизмещением не менее 10 тыс. тонн, а также наземных — железнодорожных мостов, плотин и так далее.

История создания

Ракета разработана в ОКБ-155-1 под руководством А. Я. Березняка. Жидкостный ракетный двигатель разработан КБ-300 А. М. Исаева. Система управления «Рубикон» разработки ОКБ-238. Опытное производство ракет осуществлялось на заводе № 256 в г. Дубне, серийное производство — на Смоленском заводе № 475.

Летные испытания ракеты в составе комплекса К-16 начались в 1958 году, для чего Туполевское ОКБ-256 переоборудовало два самолета Ту-16 оснастив их системой «Рубикон». Во время испытаний выполнено 22 полета и 11 пусков как по морским, так и по наземным целям.

Советская крылатая ракета КСР-2

Ракетный комплекс К-16 был принят на вооружение в 1961 году. Несколько таких систем были приобретены Египтом. В 1968 году проведена доработка ракеты КСР-2 для обеспечения возможности пусков ее с высот от 0,5 до 10 км. Доработанные ракеты получили индекс КСР-24 и включали новый двухрежимный ЖРД С5.6.0000.0 разработки КБХМ им. А. М. Исаева.

Особенности конструкции КСР-2

По аэродинамической схеме КСР-2 — моноплан со среднерасположенным крылом и оперением. Планер ракеты состоит из цельнометаллического фюзеляжа, крыла и оперения.  Крыло со стреловидностью 55° складывалось при хранении и транспортировке ракеты. Основным материалом в конструкции служат алюминиевые сплавы, дюраль и сталь, а также пластмассы.

Активная радиолокационная ГСН типа КС-2М, имела дальность захвата цели до 160км. Носовой радиопрозрачный обтекатель выполнен из двух слоев стекловолокна с сотовым стеклопластиковым наполнителем. За отсеком АРЛГСН находится отсек боевой части (БЧ), в который могла устанавливаться ядерная или фугасно-кумулятивная БЧ типа ФК-2. Последняя имела 681кг взрывчатого вещества при общем весе 840кг и пробивала 300-мм корабельную броню. Для поражения наземных целей предназначалась боевая часть ФК-2Н — фугасная с активной оболочкой.

Конструкция КСР-2

За отсеком БЧ располагались: бак окислителя емкостью 990л (1570кг) и бак горючего на 630л (530кг). В качестве горючего применялся состав ТГ-02, окислитель АК-20И — раствор тетраоксида азота в концентрированной азотной кислоте. Топливо подавалось в двухрежимный ЖРД С2.721В (позднее С5.6.000) турбонасосным агрегатом. ЖРД имел два режима работы — стартовый с тягой 1215кгс и маршевый с тягой 710кгс. Запуск  двигателя происходил  в момент отцепки снаряда на всех высотах пуска с 4 до 10км и скорости носителя 400- 500км/ч.

Между баками и двигателем расположен отсек аппаратуры с пневматическим автопилотом АП-72-4, ампульной серебряно-цинковой аккумуляторной батареей (рассчитанной на 500с работы), блоками электроспецоборудования и воздушными баллонами.

Дальность пуска ракет КСР-2 составляла 160-170км. Цель бралась на автосопровождение за 20-30км до точки пуска ракеты. В отличие от «Кометы», цель бралась на автосопровождение бортовой РЛС ракеты, а не самолета. При этом можно было направить обе ракеты на одну цель или выбрать для каждой свою цель. Отцепка ракет происходила поочередно. Через 7с после отцепки запускался двигатель и начинался разгон.

Просадка ракеты после отделения от самолета составляла 600-1200м в зависимости от высоты и скорости полета. Через 40с после отцепки механизм времени выдавал команду на подключение автопилота ракеты к РЛС самонаведения КС-11М, а двигатель переводился на маршевый режим. К этому моменту скорость ракеты достигала 1250 км/ч. С приближением ракеты к цели на расстояние 15км станция К-11М выдавала команду на разарретирование гироскопов, и управление ракетой производилось уже с учетом скорости цели. Эта же команда использовалась для разблокирования стопорного устройства антенны, и после того, как ее оптическая ось совмещалась с продольной осью ракеты, вновь стопорилась.

Ракета на самолете

В таком режиме станция К-11М работала до конца полета ракеты. Когда до цели оставалось 450м, станция КС-11М выдавала команду на отключение радиоуправления, и ракета продолжала полет, сохраняя последнее положение еще в течение 1.2-1.6с, после чего переходила на пикирование.

Технические характеристики КСР-2

Длина, м 8.59-8.65
Диаметр, м 1,0-1,22
Размах, м 4,6
Высота ракеты, м 1,75
Вес, кг 4,08-4,77
БЧ спец. 1 Мт, фугас.-кумм ФК-2, фугас. с акт. обол. ФК-2Н
Вес БЧ, кг 684
Система наведения ИНС + АРЛГСН КС-11М
Высота полета, км 1,5-10
Дальность стрельбы, км 170-220 (70-150)
Высота применения, км до 9 (1,5-10)
Скорость полета, км/ч 1250 (0,9М — 1,2М)
Двигатель ЖРД С2.72
Топливо ТГ-02
Окислитель АК-20Ф
Тип ПУ БД-352
Самолет-носитель Ту-16К-11-16, Ту-16К-26, Ту-16К-26П, Ту-16КСР-2-5

Модификации

  • КСР-11 (КСР-2П) — противорадиолокационная ракета с пассивной РЛГСН 2ПРГ-11, создана на базе КСР-2, и во многом ей идентична.
  • КРМ-2 (МВ-1) — ракета-мишень, принята в эксплуатацию в 1966 году, с различными двигательными установками, дальностью до 376 км.

Боевое применение КСР-2

Комплекс Ту-16К-16 получил боевое применение в ходе арабо-израильской войны в октябре 1973 года. Арабы выпустили 82 ракеты КСР-2.

Применение ракеты

Любопытно, что ракеты, проданные арабам, имели только одну частоту наведения, что ограничило число запускаемых ракет и существенно ухудшило помехоустойчивость.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1310
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: