Гиперзвуковой авиационный ракетный комплекс «Кинжал», характеристика и особенности

Комплекс «Кинжал»

Если противник имеет подавляющее превосходство, как же ему противостоять? Необходимо иметь доступные средства, которые способны нанести неприемлемый ущерб врагу.

Данным требованиям соответствует российский гиперзвуковой авиационный ракетный комплекс «Кинжал». Он успешно прошел все испытания, об этом официально было заявлено 1 марта 2018 года.

Как и положено, большинство сведений об этом оружии осталось вне открытого доступа. Но то, что стало известно, свидетельствует, что мировых аналогов этого комплекса пока нет.

История создания «Кинжала»

Работы над созданием «Кинжала» начались, предположительно, в конце 1990-х – начале 2000-х годов. Речь шла о реализации проекта по совмещению самолета МиГ-31 в качестве носителя и разгонной ступени с аэробаллистической ракетой. Ракета 9-С-7760 была разработана коломенским «КБ машиностроения», вероятно, на базе баллистической ракеты 9М723 комплекса «Искандер». Сотрудники РСК «МиГ» доработали свой знаменитый истребитель-перехватчик, выпустив модификацию МиГ-31К.

Впервые о создании «Кинжала» широкой публике сообщил президент России Владимир Путин в ходе Послания Федеральному собранию в марте 2018 года.

Применение

Гиперзвуковой ракетный комплекс способен поражать: командные центры (включая подземные), авиационные базы, системы ПВО и ПРО, а также другие важные стационарные объекты противника.

Самолет МиГ-31К с ракетой

С помощью «Кинжала» можно уничтожать и ограниченно мобильные цели: скопления вражеской техники и надводные корабли, включая крейсеры, фрегаты, эсминцы, авианосцы. Задачу облегчает система самонаведения. Кроме того, по некоторым данным, «Кинжал» способен нести ядерную боевую часть.

Состав комплекса «Кинжал»

В качестве основой пусковой платформы рассматриваются несколько самолетов:

  • МиГ-31К (одна ракета);
  • Ту-22М3М (четыре ракеты);
  • Ту-160 (по четыре ракеты на каждом из двух барабанов);
  • Су-57 (перспектива).

Комплекс «Кинжал»использует баллистическую ракету с двухрежимным стартово-маршевым РДТТ (твердотопливным ракетным двигателем). Систему управления характеризуют как автономную инерциальную с коррекцией по данным спутниковой навигации и, возможно, данным радиолокационной карты местности.

Гиперзвуковой авиационный ракетный комплекс «Кинжал»

Поиск цели облегчается наличием всепогодной головки самонаведения.

Ракета Х-47М2

Именно гиперзвуковая Х-47М2 стала главным инновационным элементом комплекса «Кинжал». Хотя, высокие или даже, как считают некоторые специалисты, завышенные тактико-технические характеристики стали предметом споров и недоверия. Тем не менее, сравнение тактико-технических характеристик ракеты Х-47М2 и ее западных конкурентов явно говорит в пользу отечественной разработки.

Сравнительные характеристики ракет воздушного базирования.

Тип Х-47М2 AGM-154A
JSOW-A
AGM-158B SCALP-EG ASLP
Страна Россия США США Велик.-Фр. Франция
Класс аэробалл. крылатая крылатая крылатая аэробалл.
Старт.масса, кг 4000 483 1300
Масса БЧ, кг 480 100 454 400 ЯБЧ ≤ 100 кТ
Макс. скорость, км/ч 12250 1000 1000 1000 3185
Полетное число М 10 0,8 0,8 0,8 3
Макс. дальность, км 2000 130 925 400 1200

Данная ракета считается не крылатой, а аэробаллистической: дальность полета определяется ее скоростью. Самолет выполняет пуск, находясь на высотах порядка 15000 м. Отделившись от носителя, ракета запускает собственный двигатель, а затем по баллистической кривой набирает высоту, по разным оценкам достигающую 25…50 тыс. м.

По достижении верхней точки траектории происходит отключение двигателя, отделение головной части ракеты и начало ее снижения. Такая схема пуска позволяет развить максимальную скорость, а также накопить достаточно энергии для маневрирования с перегрузками не менее 25 единиц.

Возможности АРК «Кинжал» требуют существенного сокращения времени реакции ПВО/ПРО противника.

Во-первых, указанная дальность пуска дает возможность самолету-носителю миновать зону обнаружения радиолокационными станциями.

Противник при этом не знает, откуда ждать удара. Например, предельная дальность обнаружения самолета комплексом ПРО THAAD – до 1000 км. Теоретически, ситуацию с обнаружением исправил бы самолет ДРЛО. Но вряд ли ему это позволит боевая обстановка.

Ракета Х-47М2

Во-вторых, гиперзвуковая скорость подхода к цели на непредсказуемой для противника траектории полета (включая угол атаки до 90°) просто не оставляет времени для просчета траектории головной части и обеспечения успешного перехвата. Кроме того, ЗУР в большинстве своем не обладают достаточной скоростью и способностью к маневру с необходимыми перегрузками, включая хваленые RIM-161«Стандарт» SM3.

Очевидно, такие условия предъявляют специфические требования также к системе наведения самой ракеты Х-47М2. Но о ней приходится судить пока только приблизительно. Можно предположить, что алгоритм работы системы наведения выглядит следующим образом:

  • после отделения от носителя включается первичная коррекция траектории по данным российской спутниковой системы ГЛОНАСС;
  • после отделения головной части – инерциальная система наведения с коррекцией по спутнику;
  • в точке поиска цели включается ГСН – радиолокационная или оптическая.

Ракета комплекса «Кинжал» согласно современным тенденциям отечественного ракетостроения будет оснащаться широким набором боевых частей, включая ядерный вариант. Благодаря этому, она сможет эффективно поражать как точечные, так и рассредоточенные цели.

Самолет-носитель МиГ-31БМ

В испытаниях АРК «Кинжал» принимал участие скоростной самолет-носитель МиГ-31БМ – последняя модификация непревзойденного российского истребителя-перехватчика. Такой выбор определялся высокой скоростью самолета, максимальное значение которой – 3400 км/ч.

Сыграло роль также то, что он хорошо зарекомендовал себя как тестовая платформа Государственного летно-испытательного центра Министерства обороны имени В.П. Чкалова.

Наряду с этим в качестве носителя рассматриваются многофункциональный истребитель-бомбардировщик Су-34, перспективный истребитель Су-57, а также сверхзвуковые ракетоносцы Ту-22М3 и Ту-160.

Самолет-носитель МиГ-31БМ

Все они, кроме последнего, способны нести Х-47М2 на модернизированной соответствующим образом внешней подвеске. А «Белый лебедь» можно оснастить четырьмя такими ракетами, используя внутренние отсеки вооружения без существенной их переделки.

Планируется, что АРК «Кинжал» войдет в состав вооружения перспективного авиационного комплекса дальней авиации как штатное средство поражения.

Таким образом, комплекс «Кинжал» получил еще одно существенное преимущество – универсальность авиационного носителя.

Испытания «Кинжала»

  • С 1 декабря 2017 года 10 МиГ-31К несут опытно-боевое дежурство в Южном военном округе.
  • По данным на 19.07.2018, за время несения опытно-боевого дежурства выполнено более 350 полетов, в том числе более 70 с дозаправкой самолета топливом в воздухе.
  • По данным на 20.2.2019, за время несения опытно-боевого дежурства выполнено более 380 полетов на воздушное патрулирование над акваториями Черного и Каспийского морей.
  • С апреля 2018 года в рамках мероприятий стратегического сдерживания самолетами МиГ-31 с комплексом «Кинжал» осуществляется плановое дежурство в воздухе над акваторией Черного и Каспийского моря.
  • В ходе проводимых мероприятий личный состав получает навыки, необходимые для подготовки и успешного выполнения поставленных задач, в том числе с оперативных аэродромов.
  • Совместно с экипажами Дальней авиации проведено летно-тактическое учение с отработкой практических действий по поражению наземных и морских целей. В ходе данного учения детально проработаны вопросы планирования, подготовки и совместного применения авиационных ракетных комплексов «Кинжал» и дальних ракетоносцев-бомбардировщиков Ту-22М3, а также истребительного авиационного прикрытия действий авиационных ударных групп. На кадрах Архивная копия от 24 июля 2018 на Wayback Machine, представленных МО РФ, видны в совместном полете один МиГ-31К с ракетой «Кинжал» и один Ту-22М3 с одной ракетой из семейства Х-22 «Буря» (или Х-32) под крылом. Практические действия разнотипных авиационных ударных комплексов позволили подтвердить высокую эффективность их совместного применения при нанесении ракетных ударов по объектам противника. В результате проведенных мероприятий все поставленные учебно-боевые задачи выполнены с высоким качеством и в установленные сроки, летный состав получил необходимые навыки совместных практических действий по уничтожению наземных и морских целей.
  • В течение 2018 года для подтверждения точностных характеристик были выполнены практические пуски ракет в сложных метеорологических условиях по целям, расположенным на разных полигонах.
  • В феврале 2019 ракеты «Кинжал» завершили успехом испытания в непростых погодных условиях, поразив при этом мишени размером не больше, чем с легковой автомобиль на дальности в 1 тысячу километров.
  • 10 августа 2019 года впервые было публично продемонстрировано применение ракет «Кинжал» на конкурсе «Авиадартс» Армейских международных игр — 2019, проходившем на полигоне Дубровичи.
  • В середине ноября 2019 года в Арктике были проведены успешные испытания ракеты «Кинжал» с самолета МиГ-31К.
  • 21.12.2021 Министр обороны России Шойгу на расширенном заседании коллегии министерства обороны с участием президента России доложил о формировании отдельного авиационного полка истребителей МиГ-31К с ракетным комплексом «Кинжал».

Мнения экспертов

Несмотря на скупость информации, экспертное сообщество активно обсуждает возможности нового комплекса. С одной стороны, отмечается внешнее сходство Х-47М2 с оперативно-тактической ракетой 9М723 комплекса 9К720 «Искандер-М». Это позволило предположить, что новая ракета – результат глубокой модернизации ее аналога наземного базирования.

Исходя из этого, по мнению скептиков, заявленной дальности полета можно было достичь либо при гораздо меньшей скорости полета (околозвуковой), либо за счет кардинального снижения массы боевой части.

Испытания «Кинжала»

С другой стороны, модернизация удачного изделия имеет свои преимущества перед созданием совершенно нового оружия. Наряду с унификацией узлов и деталей имеет место сокращение сроков и стоимости разработки и дальнейшего производства нового образца.

Что же касается указанной скорости и дальности полета, то эти показатели обеспечиваются условиями пуска ракеты.

Он производится на сверхзвуковой скорости полета носителя вне плотных слоев атмосферы. Там же проходит часть траектории полета, что существенно экономит топливо. Поэтому к моменту подлета боеголовки к границе зоны ПВО ее скорость вполне может достигать заявленного значения.

Проблемой также является возникновение плазменной оболочки вокруг тела, движущегося в плотных слоях атмосферы с гиперзвуковой скоростью. Из-за перегрева молекулы воздуха распадаются и образуют «кокон» из ионизированного газа, который отражает радиоволны. Поэтому прием навигационных данных от спутника и работа радиолокационной ГСН становится невозможной.

Получается, что уже на момент начала поиска цели скорость Х-47М2 не достигает гиперзвуковой. К тому же маневрирование ГЧ без работающего двигателя должно, по идее, снизить ее скорость до сверхзвуковой. Из этого следует, что «Кинжал» для ПВО противника представляет угрозу хоть и серьезную, но, преодолимую.

Однако, поскольку проблема «плазменного кокона» далеко не нова, то и работы по ее преодолению ведутся давно, в том числе успешные. Нельзя исключать, что результатом закрытых разработок стало положительное решение этого вопроса.

Обслуживание

Стоит отметить, что гиперзвуковая скорость ракеты сообщает ей кинетическую энергию, сопоставимую с энергией взрыва обычной боевой части.

В принципе, если большая (500 кг) масса БЧ препятствует разгону или сокращает дальность полета ракеты, то ее можно снизить до минимума.

Даже в этом случае попадание Х-47М2, скажем, в авианосец выведет его из строя. Повреждение полетной палубы или лишение корабля хода, конечно, не утопит такой «носитель демократии», но точно прекратит полеты палубной авиации.

Заключение

Гиперзвуковой ракетный комплекс «Кинжал»  — это настоящий убийца авианосцев. А в сочетании с ядерной боеголовкой — это убийца авианесущих групп, включающих в свой состав большое количество кораблей сопровождения авианосца.

Данная инновационная новинка и по настоящий момент не имеет аналогов, а ее технические характеристики позволяют этому российскому новшеству поражать абсолютно любые морские и наземные цели потенциального противника, обходя все имеющиеся в наличии средства противовоздушной обороны.

К сожалению, о данном российском изобретении очень мало открытой информации. Однако, уже имеющихся данных более чем достаточно для констатации очевидного факта: ракетный комплекс «Кинжал» способен кардинально изменить баланс сил на планете.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1310
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: