Военный вертолет КА-62, особенности и характеристика

Вертолет КА-62

Авиаконструкторы из ОКБ им. Камова длительное время пытаются расширить российский вертолетный парк новой винтокрылой машиной. Кандидатом на это место является многоцелевой вертолет Ка-62. Он создан по прототипу военного вертолета Ка-60, именуемый «Касатка».

Работы над опытным образцом начались еще в 1990 году. Согласно техническому заданию, необходимо было в короткие сроки создать пассажирскую версию вертолета, которая была бы востребована на зарубежных рынках. Но никто не мог и предположить, что разработка затянется почти на 30 лет.

Рассмотрим подробно вертолет КА-62, его историю создания, особенности конструкции, летно-технические характеристики и боевое применение.

Начальные этапы проекта и второе рождение

В начале 80-х годов прошлого века, у ВС СССР появилась потребность в перспективном военно-транспортном вертолете небольших размеров и пассажировместимостью до 15 человек (десантников). Разработкой опытного проекта с 1984 года занялось ОКБ Камова, к тому времени известное многолетним опытом разработки и внедрения соосных схем несущих винтов в свои машины.

Боевому вертолету был присвоен индекс Ка-60 и прозвище «Касатка». Эта была первая модель «Камова» с одним несущим винтом. Конец 90-х ознаменовался плохим финансированием предприятий ВПК и было решено создать гражданскую версию машины под индексом Ка-62. По мнению руководства ОКБ, это должно было привлечь к проекту частных инвесторов.

Военный вертолет КА-62

Гражданский вертолет конструировали с учетом наработок, применяемых в военно-транспортном прототипе.

Созданные в 1988 году авиадвигатели РД-600В (вертолетный вариант), отлично подходили для Ка-62. Однако, новые моторы требовали постоянных доработок и на текущий период (2018 год) так не получили широко применения.

Особое внимание сосредоточили на интерьере, эргономике и безопасности людей. Изначально планировалось создать пассажирскую и грузовую версию Ка-62, а затем расширить модельный ряд спасательной и медицинской машинами. Первый опытный вертолет Ка-62 был представлен широкой публике на авиасалоне МАКС-95 в г. Жуковский. Это был макет, не имеющий возможности летать.

Несмотря на ожидание руководства конструкторского бюро, потенциальные инвесторы не проявили интерес к гражданской версии вертолета. В результате проект машины лег «под сукно» на долгие 15 лет. Лишь в 2012 году почитатели авиации увидели обновленную модель Ка-62. Представление опытного образца произошло на Международной выставке вертолетной индустрии Heli Russia 2012 в г. Москве. Внешний вид вертолета остался неизменным.

Модернизации подверглась техническая часть, а именно:

  • машину оснастили французскими моторами Turbomeca Ardiden 3G;
  • отечественную трансмиссию заменили австрийской, марки Zoerkler;
  • прототип оборудовали новой системой шасси, позволяющей приземляться на корабль.

Импортная силовая установка Ardiden 3G показала превосходные характеристики на испытаниях. Помимо неприхотливости в техобслуживании и исключительной надежности, российских конструкторов удивил пониженный расход топлива. Кроме этого, французские двигатели повысили скоростные качества вертолета и увеличили практический потолок.

Вид спереди

Согласно замыслу авиаинженеров, эксплуатация Ка-62 возможна в различных климатических зонах, с температурными пределами +/- 50°C и в плохих погодных условиях.

Машина может содержаться вне ангара, быть практичной на грунтовых аэродромах и нефтяных платформах. Вертолету Ка-62 под силу перевозить до 14 пассажиров, которыми могут стать вахтовики или VIP-персонал. Также возможна эвакуация раненых, доставка больных и перевозка груза от 2 000 до 2 500 кг. Производство новых машин Ка-62 запланировано на заводе «Прогресс» им. Н. И. Сазыкина, где происходит сборка корпусов и оснащение силовой установкой. Изготовлением винтов занимается компания ОАО «КумАПП».

Описание конструкции КА-62 и ее особенности

Ка-62 имеет нехарактерную для машин камовского КБ схему с одним несущим винтом. Есть и рулевой винт, расположенный в специальном канале, который находится в киле вертолета. Силовая установка Ка-62 состоит из двух газотурбинных двигателей Turbomeca Ardiden 3G со взлетной мощностью 1776 л. с. каждый. Машина оснащена трехопорным убирающимся шасси.

Особенностью вертолета является широкое использование композитных материалов в его конструкции. Они составляют примерно 50% от его общей массы. В частности из КМ полностью состоит обшивка фюзеляжа. В его передней части расположена кабина пилотов, за ней находится грузопассажирский салон, силовая установка с трансмиссией размещается над ним. Отдельно следует отметить форму фюзеляжа Ка-62 с отличными аэродинамическими характеристиками.

Вид сбоку

В задней части машины расположена хвостовая балка с рулевым винтом и оперением.

Кабина пилотов имеет значительную площадь остекления, что обеспечивает летчикам хороший обзор.

Большую часть объема фюзеляжа занимает грузопассажирская кабина. Она имеет широкий дверной проем весьма удобный при проведении погрузочно-разгрузочных работ и раздвижную дверь.

На конце хвостовой балки расположен неуправляемый стабилизатор с концевыми шайбами. Рулевой винт размещен в специальном канале, над ним установлен вертикальный киль.

Вертолет имеет трехопорное убирающееся шасси с хвостовой опорой. Все опоры снабжены специальными амортизаторами, которые гасят часть удара при аварийной посадке. На них могут быть установлены баллонеты для посадки на воду.

Несущий винт вертолета имеет четыре лопасти, которые изготовлены из композитных материалов. Есть антиобледенительная система.

Силовая установка Ка-62 расположена за валом несущего винта и закрыта обтекателем, она состоит из двух ГТД Turbomeca Ardiden 3G с индивидуальной цифровой системой управления.

Хвост вертолета

Под полом грузопассажирской кабины находятся четыре мягких топливных бака с общим объемом 1100 литров.

В состав трансмиссии входит двухступенчатый главный редуктор и одноступенчатый хвостовой редуктор. Гидросистема вертолета состоит из двух автономных подсистем, одна из которых отвечает за уборку и выпуск шасси, а другая – обеспечивает функционирование рулевых приводов.

Ка-62 оснащен современным навигационно-пилотажным комплексом с открытой архитектурой. В кабине пилотов установлены жидкокристаллические экраны, на которые выводятся данные о работе систем вертолета и полетная информация.

Технические характеристики КА-62

Масса, кг
пустого 3730
макс. взлетная 6250
Тип двигателя 2 Turbomeca Ardiden 3G
Мощность, кВт 2 × 1776 л. с.
Макс. скорость, км/ч 300
Практический потолок, м 5000
Экипаж, чел 1-2
Полезная нагрузка: 16 пассажиров или 2500 кг груза

Возможное военное применение КА-62

А можно ли использовать Ка-62 в качестве военного вертолета? Министерство обороны РФ в этом не сомневается и проявляет к новой машине повышенный интерес. Ка-62 соответствует двум важнейшим требованиям, которые были заявлены военными еще в период создания полностью боевого Ка-60:

  • максимальная скорость выше 300 км/ч;
  • возможность транспортировки самолетом Ил-76.

Правда, военных, скорее всего, не устроит большое количество иностранных комплектующих, использованных в конструкции вертолета.

Вертолет на стоянке

Однако и эта проблема вполне решаема. В настоящее время (осень 2017 года) ведутся переговоры о локализации производства французских двигателей и элементов трансмиссии в России. В крайнем случае – если не договорятся – их можно заменить существующими российскими аналогами.

Несколько слов о будущем вертолета

Планируется, что в будущем Ка-62 должен занять нишу между средними вертолетами типа Ми-8 и легкими машинами наподобие Ка-226 и «Ансат». Логика здесь проста и очевидна: Ми-8 с грузоподъемностью около 4 тонн часто перевозит грузы весом около 2 тонн, а это дорого и неэкономично.

Если говорить о гражданском применении нового российского вертолета, то его основными функциями будет перевозка 10-15 пассажиров на расстояние до 700 км, участие в поисковых и спасательных операциях, работа для нефтегазовой отрасли. Ка-62 способен выполнять полеты в любых погодных условиях и при обледенении. Его можно эксплуатировать с аэродромов, грунтовых площадок и нефтяных платформ. Вполне допускается возможность безангарного хранения машины.

В полете

Ка-62 имеет отличный уровень энерговооруженности, поэтому использовать его можно в самом широком диапазоне высот и температур. Последнее особенно важно, учитывая явную нацеленность Ка-62 на международные рынки. Руководство холдинга «Вертолеты России» особенно и не скрывает, что использование при постройке машины схемы широкой международной кооперации, необходимо в первую очередь для успешного экспортного продвижения Ка-62. Разработчики верят, что в будущем российский вертолет сможет успешно конкурировать с Augusta 189 и Augusta 139 – машинами сходного класса и характеристик.

Однако при этом вертолетостроители рассчитывают, что основными стартовыми заказчиками этой новейшей машины станут российские силовые структуры.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: