Противолодочный корабельный вертолет Ка-27, особенности и характеристика

Вертолет Ка-27

Одной из главных задач ВМФ является поиск и уничтожение подводных лодок противника. Различные технические приспособления, которые помогают достичь данной цели, были созданы еще до Второй мировой войны. Но, к сожалению, довольно часто они оказывались неэффективными.

Создание атомных субмарин усугубило эту ситуацию: они могли с легкостью разорвать гидроакустический контакт, и на большой скорости скрыться в океане. Чтобы их увидеть и догнать была необходима специальная авиация. Одним из наиболее популярных образцов считается советский противолодочный корабельный вертолет Ка-27. Этот вертолет применяется и на сегодняшний день.

История создания

Проработка нового корабельного вертолета взамен Ка-25 началась в КБ Камова еще в 1968 году под индексом «252». В этом же году вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 26 декабря 1968, о начале разработки новой поисково-прицельной системы для вертолета.

Учения «Океан-70» показали, что Ка-25 явно устарел. 15 мая 1970 года Главком ВМФ адмирал флота Советского Союза С. Г. Горшков принял Главного конструктора Н. И. Камова, где заслушал о ходе работ по новому вертолету. Будучи большим поклонником морской авиации, очевидно, Горшков дал добро на разработку.

3 апреля 1972 года ЦК КПСС и СМ СССР приняли постановление № 231-86, в соответствии с которым ОКБ Камова поручалось разработать тяжелый корабельный противолодочный вертолет Ка-252 no TTT ВВС и ВМФ от 28 октября 1971 года.

Противолодочный корабельный вертолет Ка-27

Заседание макетной комиссии по вертолету состоялось в июле 1973 года.

Опытный образец вертолета «252» поднялся в воздух 8 августа 1973 года (летчик-испытатель Е. И. Ларюшин). Акт макетной комиссии Главком ВВС утвердил 27 августа 1973 года. 24 декабря выполнен первый полет по кругу.

Государственные испытания 1978—1979 годов Ка-27ПЛ, КА-27ПС и Ка-28 в ГК НИИ ВВС выполнял летчик-испытатель В. И. Ефимов. Он же проводил испытания Ка-27 по снижению метеоминимума при заходе на посадку. В декабре 1977 года, еще до окончания испытаний этапа «Б», было выдано заключение о запуске Ка-252 в серию на авиационном заводе в г. Кумертау. По разным причинам испытания и доводка вертолета растянулись на 9 лет, и на вооружение он был принят 14 апреля 1981 года. Часть выявленных при испытаниях недостатков так и не были устранены.

В ноябре 1978 года за 9 дней на рейде в Феодосийским заливе была выполнена программа корабельных испытаний на корабле группового базирования ТАКР «Минск».

В 1979 году 2-я авиационная эскадрилья 830-го отдельного корабельного противолодочного Киркенесского вертолетного полка (аэр. Североморск-2) приступила к переучиванию на Ка-27, первые вертолеты перегонялись своим ходом с завода в 1980 году. Это была первая строевая часть, получившая Ка-27.

Особенности конструкции Ка-27

Новый вертолет стал логическим продолжением и развитием машины Ка-25. Традиционная соосная двухвинтовая схема приводилась в движение двумя газотурбинными двигателями ТВЗ-117КМ, которые размещались в передней части фюзеляжа. Мощность каждого двигателя составляла 2200 л/с, что было в два раза больше, чем давали старые ГТД-3Ф. Пуск двигателей осуществлялся посредством работы автономного турбокомпрессора АИ-9. Запас авиационного керосина составлял 4,7 тонны, что существенно увеличило дальность полета вертолета. Энерговооруженность нового вертолета выросла в 1,7 раза по сравнению с аналогичными параметрами машины Ка-25.

На посадке

Два трехлопастных несущих винта имели складывающиеся лопасти – новшество, позволяющее компактно размещать летательные аппараты на палубе авианесущих кораблей и в ангаре. Для изготовления лопастей стали использовать стеклопластик. Сам фюзеляж машины выполнен по балочно-стрингерной схеме и является цельнометаллическим. Обшивка изготовлена из легких дюралюминиевых листов, устанавливаемых на металлический каркас.

Продольная устойчивость вертолета во время полета обеспечивалась наличием хвостового оперения, состоящим из двух килей. В целом такая схема фюзеляжа и движителя способствовала необходимой устойчивости машины во время полета, что было немаловажным при сильном боковом ветре и волнении на море. Допустимые метеорологические и гидрологические параметры следующие:

  • боковой ветер до 20 м/с;
  • боковая качка 8°, продольно-килевая 2°.

Винтокрыл оборудован четырьмя опорами неубирающихся шасси, которые благодаря наличию гидросистемы могут приподнимать фюзеляж машины для удобного доступа к грузовому отсеку.

Передняя часть фюзеляжа представляет собой кабину пилотов, где пилот и штурман находятся рядом друг с другом. Прямо под днищем кабины располагается основная радиолокационная рабочая станция. Снаружи ее прикрывает полупрозрачный обтекатель. В средней части фюзеляжа располагается грузовой отсек. Под днищем располагается отсек для основного противолодочного вооружения. В кормовой части фюзеляжа располагается отсек для гидроакустической станции – основного рабочего инструмента противолодочного вертолета. В поисково-спасательной версии это оснащение отсутствует. Вертолет имеет на вооружении грузовую лебедку, позволяющую осуществлять подъем и опускание грузов, выполнять эвакуацию людей из труднодоступных мест.

Для придания дополнительной плавучести корпус вертолета имеет по бортам специальное надувное оборудование. При аварийной посадке на воду, воздушные баллонеты в течение 4-5 секунд наполняются воздухом.

Вид спереди

В распоряжении пилотов имеет достаточно современное навигационное оборудование, позволяющее совершать полеты ночью и в условиях плохой, ограниченной видимости. Автопилот в сочетании с навигационным оборудованием обеспечивает точное прибытие в точку сброса необходимого гидролокационного или спасательного оборудования. Машина способна длительное время висеть в воздухе на заданной высоте, что дает более точную картину гидролокационного горизонта при работе с гидроакустической станцией.

Для выполнения основной своей функции – обнаружение и уничтожение подводных лодок противника, Ка-27 имеет следующее оборудование и средства вооружения:

  • прицельно-поисковая система «Осьминог»;
  • противолодочная торпеда АТ-1МВ;
  • глубинные авиабомбы калибром 50-250 кг;
  • имеются технические условия для наружной подвески противолодочных ракет АПР-2Э.

Система «Осьминог» является сердцем машины, так как с ее помощью вертолет может выполнять свои основные боевые функции. Благодаря совершенному радио и гидроакустическому оборудованию, наличию информационно-вычислительного комплекса подводные лодки противника могут быть обнаружены на обширной площади, до 1500 кв. миль.

Технические характеристики Ка-27

Модификация   Ка-27
Диаметр главного винта, м   15.90
Длина,м   12.25
Высота ,м   5.40
Ширина, м   3.80
Масса, кг  пустого   6100
Масса, кг  нормальная взлетная   10600
Масса, кг  максимальная взлетная   12000
Тип двигателя   2 ГТД Климов ТВ3-117КМ
Мощность, л.с.   2 х 2225
Максимальная скорость, км/ч   291
Крейсерская скорость, км/ч   250
Перегоночная дальность, км   1000
Боевая дальность, км   760
Продолжительность полета, ч.мин   3.30
Боевой радиус действия, км   200
Практический потолок, м   5000
Статический потолок, м   3500
Экипаж, чел   2-3
Полезная нагрузка:   3 оператора или 3 пассажира или 4000 кг груза в кабине или 5000 кг на подвеске
 Боевая нагрузка — 800 кг в отсеке оружия
Вооружение:   Типовая нагрузка — 2 противолодочные торпеды и/или глубинные бомбы.
 Возможна установка 2 ПКР или 2 ПУ НУР.

Модификации Ка-27

  • Ка-252 – первый прототип палубного противолодочного Ка-27.
  • Ка-252ТЛ – телеметрический вертолет корабельного расположения.
  • Ка-27ПЛ – противолодочный палубный вариант.
  • Ка-27ПС – поисково-спасательный вариантвертолета.
  • Ка-27ПСД – поисково-спасательный планер повышенной дальности полета.
  • Ка-27РЭП – тестовый вертолет для проведения радиоэлектронного подавления.
  • Ка-27Е – вертолет, выполняющий радиационную разведку.
  • Ка-27М – модернизированная модификация Ка-27, в состав которой входит радиолокационная командно-тактическая система. В ней выделяют магнитометрическую, акустическую, радиоразведочную системы, бортовую радиолокационную станцию. Радар находится под фюзеляжем и применяется для определения надводных, наземных и воздушных объектов. В 2014 году 4 машины Ка-27ПЛ по заказу ВМФ России начали переделывать под Ка-27М. Серийное производство тоже планировалось запустить с 2014 года.
  • Ка-28 – экспортная модификация Ка-27, которая отличается упрощенным набором оборудования. Нынче на экспорт не поставляется, а направляется на потребности ВВС РФ.
  • Ка-29 – транспортно-боевой вариант. Производство в нынешнее время не налажено.
  • Ка-32 – вертолет гражданской авиации, который эксплуатируется не только российскими авиакомпаниями, но и Канадой, Малайзией, Южной Кореей и Швейцарией.

Достоинства и недостатки

Вертолет Ка-27 обладает многими положительными качествами, за которые его ценят как военные моряки, так и гражданские заказчики.

Примерный перечень преимуществ этой машины таков:

  1. Значительная грузоподъемность машины;
  2. Высокий уровень автоматизации пилотирования и навигации.
  3. Простота технического обслуживания;
  4. Вертолет малочувствителен к боковому ветру, что особенно важно при посадке и зависании;
  5. Прочное шасси позволяет совершать посадку даже на небольшие корабли при сильном волнении моря, уверенно поглощая удар при касании.

Эксплуатация вертолетов

Недостатками машины некоторые пилоты считают избыточную, по их мнению, сложность бортового оборудования, которая порой приводит к сбоям и отказам. Сама эта аппаратура на основных модификациях вертолета давно устарела и нуждается в замене, особенно ГАС и ПС (гидроакустическая станция и поисковая система).

Кроме того, аварийность Ка-27 и Ка-32 довольно большая – не менее 20 таких машин было потеряно в результате катастроф, повлекших гибель людей.

Модернизация до уровня Ка-27М позволит в значительной степени улучшить характеристики вертолета. В военно-морском флоте эту машину заменить пока просто невозможно, так что ей гарантирована еще довольно долгая жизнь.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1311
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: