Противолодочный вертолет Ка-25, описание и особенности

Вертолет Ка-25

Ка-25 представляет собой противолодочный советский вертолет корабельного размещения. По кодификации НАТО вертолет получил название — «Гормон».

Вертолет Ка-25 является первым в истории советского вертолетостроения противолодочным вертолетом и первой боевой вертолетной единицей.

В самом начале предполагалось его конструировать только под военное применение. Главным конструктором данного вертолета был основатель бюро Николай Камов. Производство вертолета Ка-25 началось в 1965 году, на вооружение его поставили в 1971 году.

История создания

Постановление о разработке вертолета Ка-25 было принято 20 февраля 1958 г. К этому времени выработались некоторые требования к корабельным вертолетам с учетом специфики решения противолодочных задач: соосная схема винтов, два двигателя, устройства для поддержания вертолета на плаву в случае вынужденной посадки. Кроме того, при поиске с опускаемой гидроакустической станцией приходится до 8-10 раз за полет производить разгоны и торможения вертолета. Поэтому стремление улучшить вибрационные характеристики, устойчивость и управляемость на переходных режимах были далеко не лишними.

Отработан также перечень требований по совместимости корабельных и вертолетных систем различного назначения.

Противолодочный вертолет Ка-25

Конечно, Ка-25ПЛ отвечал еще далеко не всем требованиям, которые желательно было бы реализовать на корабельных вертолетах. В мае 1960 г. состоялось заседание макетной комиссии. Принципиальных расхождений с тем, что представил Главный конструктор вертолета Н.И. Камов, не было.

Начальный этап заводского этапа испытаний вертолета ознаменовался возникновением явления земного резонанса (20 июня 1961 г. и 9 мая 1962 г.), причем в последнем случае на посадке при пилотировании вертолета летчиком-испытателем Гарнаевым. Машина получила значительные повреждения. После существенных доработок земной резонанс больше не наблюдался.

В 1962 г. комиссия по вертолету собиралась неоднократно, отмечая, что несмотря на увеличение количества полетов, ранее выявленные дефекты устраняются медленно и неоднократно повторяются. Поисково-прицельная система не отрабатывалась, впоследствии оказалось, что несмотря на невысокий уровень автоматизации, над ее откладкой пришлось изрядно потрудиться. С тем, чтобы ускорить этот процесс, в одном из институтов МО был создан наземный лабораторный комплекс на базе ЭВМ для полунатурного моделирования задач поиска и поражения. Этот комплекс позволил существенно ускорить сроки создания поисково-прицельной системы, а впоследствии применялся для обучения штурманов вертолетов.

Не ожидая конца проведения испытаний и принятия вертолета на вооружение, его запустили в серию, и первые машины в 1963 г. поступили в 33-й Учебный центр авиации ВМФ и в вертолетный полк авиации Черноморского флота. Их непригодность к полетам выявилась довольно быстро. В то же время поставки вертолетов из промышленности постоянно срывались: вместо 40 машин в 1965-1966 гг. было получено лишь 13, да и те низкого качества. Для устранения конструктивно-производственных недостатков, доработок, а то и просто выяснения причин отказов в 1967 г. пришлось 5 раз прерывать полеты на Ка-15.

Летно-морские испытания вертолетов, проводившиеся в Феодосии, постоянно срывались, часто из-за неудовлетворительного обеспечения. В целях улучшения организации проведения испытаний руководство Ухтомского вертолетного завода добилось разрешения на строительство своего филиала в районе Камыши (16 км от Феодосии). Впоследствии он именовался “Южной точкой”. Следует полагать, что на выбор места под крымским солнцем повлияли не только производственные соображения. Летом 1968 г. Государственная комиссия, собравшаяся на заседание в Феодосии по указанию командующего авиацией ВМФ, отказалась подписать Акт с рекомендацией о приемке вертолета на вооружение, и он был принят только 2 декабря 1971 г.

В полете

Таким образом, с момента выдачи задания на разработку вертолета и до принятия его на вооружение ушло 13 лет, что является своеобразным рекордом, который, правда, не принято широко отмечать.

Справедливости ради следует заметить, что первые вертолеты все же поступили в 1963 г., а в 1968 г. на противолодочном крейсере “Москва” эскадрилья вертолетного полка авиации ЧФ вышла в Средиземное море. Как уже отмечалось, лидировали в освоении вертолетов Ка-25 33-й центр и авиация ЧФ.

В начале 1967 г. на Ка-25 переучились летчики вертолетного полка авиации СФ. Первыми были командир вертолетной эскадрильи В. А. Романчук и А. И. Петарчук.

Особенности конструкции Ка-25

Ка-25 представляет собой вертолет с соосным размещением несущих винтов. В составе силовой установки находятся два двигателя. Вертикальное оперение вертолета хорошо развито.

Фюзеляж этой модели выполнен из дюралюминиевого сплава толщиной 0,8 мм. Условно его можно разделить на две функциональные части. В передней части находится продольный силовой набор, который состоит из четырех силовых балок и двух лонжеронов. К поперечному силовому набору относятся 18 шпангоутов (семь из них – силовые). Хвостовая балка сложена восемью шпангоутами и двумя лонжеронами. На шпангоуты прикрепляются 18 стрингеров. Обшивка хвостовой балки составляет 3 мм. Окна кабины произведены из оргстекла (толщина – 3 мм) и оснащены стеклоочистителями. На вертолете также установлена противообледенительная система, принцип действия которой заключается в применении спиртосодержащих растворов на поверхности, которая может покрыться льдом.

В состав силовой установки Ка-25 входят два газотурбинных двигателя ГТД-3Ф, вырабатывающих суммарную мощность 900 л.с., которые делали на Омском моторостроительном КБ. Чуть позже выявилось, что мощности этих двигателей недостаточно для выполнения некоторых боевых задач. Начиная с 1972 года, вертолет стали комплектовать двигателями ГТД-3м (1000 л.с.). Располагаются данные двигатели вместе с масло- и гидросистемами, редуктором, другими элементами силовой установки в верхней зоне фюзеляжа в съемной мотогондоле.

Вид спереди

К оборудованию топливной системы Ка-25 относится 8 мягких топливных баков, которые располагаются внизу фюзеляжа, под полом кабины; различного назначения топливные насосы. Дополнить емкости топлива на 200 л для увеличения дальности полета можно за счет двух съемных дополнительных баков, которые крепятся с двух боков фюзеляжа. Модификация Ка-25Ц имеет увеличенную емкость топливных баков из-за меньших размеров бомбоотсека. В баки противолодочной модификации вертолета Ка-25ПЛ помещается 1105 кг керосина, а в Ка-25Ц – 1705 кг.

Трансмиссия представлена планетарным четырехступенчатым редуктором РВ -3Ф, расположенным вместе с двигателями в гондоле верхней части фюзеляжа. Предназначение редуктора заключается в отборе мощности из валов турбин и их сложении в сумме.

Несущая система Ка-25 – это два трехлопастных винта, каждый из которых имеет диаметр лопастей 15,74 м. Размещение винтов соосное: верхний винт вращается по часовой стрелке, а нижний – против. Длина лопастей – 7,085 м, хорда – 0,37 м. Каждая лопасть состоит из дюралевого пустотелого лонжерона, на заднюю кромку которого прикреплен профиль из 19 хвостовых секций. Спереди кромки лопастей проклеены резиной.

В состав оборудования несущей системы входят компоненты противообледенительного комплекса, сигнализирующая пневматическая установка, которая срабатывает в случае возникновения трещин в элементах лопастей, балансировочные и противофлаттерные грузы. Контурные огни находятся на концах лопастей верхнего винта. Регулировка угла наклона лопастей осуществляется за счет нижнего и верхнего автоматов перекоса. Сэкономить место в ангарах и на палубе корабля можно путем сложения лопастей под углом 22° в горизонтальном положении вручную или применив электрическую систему складывания лопастей.

Противодействие обледенению лопастей осуществляется за счет противообледенительной системы. Воздухозаборники обдувают двигатели теплым воздухом.

На модификации Ка-25Ц за отклонение в плоскости рулей поворота, управление расположением лопастей несущих винтов и выпуск шасси отвечает гидравлическая система. В ее состав входят две независимые системы: основная АРС-10Б и аварийная АСП 10-В. Они установлены в едином блоке, который объединяет все установки и агрегаты в одно целое.

Шасси вертолета не убирается во время полета (кроме Ка-25Ц). Передние колеса самоориентирующиеся, основные опоры заканчиваются тормозными колесами. Колея задних и передних колес составляет 3,5 м и 1,41 м соответственно. База шасси составляет 3,02 м. Ширина и диаметр колес – 60 х 18 см и 40 х 15 см соответственно.

Главным техническим заданием во время разработки Ка-25 было осуществление проведения посадки на палубу корабля во время боковых и килевых качек 10° и 3° и при скорости ветра 18 м/с.

Чтобы обеспечить безопасную посадку в таких условиях, пришлось основные опоры шасси разнести в стороны и сместить назад, дабы устранить вероятность опрокидывания вертолета на хвост.

Во время передвижения на площадке морского судна может возникать сильное раскачивание. Для его нивелирования на вертолете выполнен крепеж основных стоек к фюзеляжу за счет подвижных ферм. Это создает подвижность шасси в горизонтальном направлении.

Вертикальные колебания во время посадки на корабельную площадку, которые могут достигать 2 м/с, гасятся за счет амортизационных стоек главных опор. Они представляют собой последовательное соединение двух амортизаторов: низкого и высокого давления. Колебания, которые возникают от ударов о палубу, берет на себя амортизатор высокого давления. Второй отвечает за поглощение колебаний класса «земной резонанс» на посадке и взлете.

Конструкция вертолета

Осуществить безопасную посадку на воду помогают вмонтированные в стойки шасси многосекционные баллонеты, которые заполняются сжатым воздухом из баллонов за шесть секунд. Особенность такого заполнения заключается в том, что воздух, который проходит через эжекторы, засасывает забортный воздух. Доля забортного воздуха в баллонетах составляет 60 %. Работа системы не автоматизирована и зависит от оборотов двигателя. Но, несмотря на это, ее вес составляет 260 кг, что значительно увеличивает аэродинамическое сопротивление. Из-за большой увесистости и слабой эффективности во время выполнения жесткой посадки ее решили демонтировать из конструкции в 70-х годах.

В состав электросистемы входит генератор переменного тока СГС-40У (40 кВт), который вырабатывает ток напряжением 208 В. Аварийная ситуация предусматривает задействование преобразователя ПТ1000ЦС (1000 Вт) с напряжением тока на выходе 36 В. Данное оборудование работает на тактовой частоте 400 Гц. Постоянный ток в электроснабжение поступает от пары стартер-генераторов СТГ 6-М, выдающих напряжение 28,5 В и пары аккумуляторных батарей 15-СЦС-45А.

Технические характеристики Ка-25

Модификация   Ка-25
Диаметр главного винта, м   15.74
Длина,м   9.75
Высота ,м   5.37
Масса, кг  пустого   4765
Масса, кг нормальная взлетная   7200
Масса, кг максимальная взлетная   7500
Тип двигателя   2 ГТД Марс ГТД-3Ф (ГТД-3БМ)
Мощность, кВт   2 х 671 (738)
Максимальная скорость, км/ч   220
Крейсерская скорость, км/ч   195
Практическая дальность, км   650
Дальность действия, км   400
Практический потолок, м   4000
Статический потолок, м   600
Экипаж, чел   2 пилота + 2-3 оператора
Полезная нагрузка:   до 12 пассажиров или 1300 кг груза
Вооружение:   Боевая нагрузка — 2000 кг в отсеке вооружения максимально, нормально — 650 кг.
 Типовая нагрузка — 2 противолодочные торпеды и/или глубинные бомбы

Модификации

  • Ка-25 — Базовая модификация, созданная в целях испытания и проверки возможности реализации вертолета, соответствующего техническому заданию. Впоследствии весь акцент разработчики перенесли на Ка-25ПЛ.
  • Ка-25БТ — (БТ — буксировщик трала). Модификация Ка-25 для разминирования акваторий от электромагнитных и акустических мин путем траления. 12 вертолетов данной модификации принимали участие в международной операции по разминированию Суэцкого залива.
  • Ка-25БШЗ — (БШЗ — буксировщик шнуровых зарядов). Модификация Ка-25 для разминирования акваторий от донных мин посредством буксировки шнуровых зарядов. Создан на основании постановления от 8 мая 1973 года.
  • Ка-25ИВ — Ка-25ПЛ, переоборудованный для измерения траекторий и координат падения головных частей баллистических ракет. Построен на основании постановления от 18 июня 1962 года. Всего переоборудовано 6 экземпляров.
  • Ка-25ИСК — Модификация Ка-25 для юстировки корабельных радиолокационных станций. Создан на основании постановления от 10 марта 1971 года.
  • Ка-25К — Модификация Ка-25 для перемещения грузов. На вертолете упразднена аппаратура военного назначения, а в носовой части фюзеляжа установлена подвесная кабина для оператора погрузки, который в состоянии управлять вертолетом во время погрузочных работ. Машина способна транспортировать на внешней подвеске груз массой до 2 тонн, а внутри фюзеляжа до 1,5 тонн.
  • Ка-25Л1 — (Л — лаборатория). Модификация Ка-25 для проведения гидрологических исследований.
  • Ка-25Л2 — (Л — лаборатория). Модификация Ка-25 для исследований и испытаний опускаемых гидроакустических станций. Создан на основании постановления от 12 мая 1971 года.
  • Ка-25ЛЗ — Модификация Ка-25 для испытания новых типов противолодочных вооружений. Создан на основании постановления от 28 октября 1970 года.
  • Ка-25М — Проект многоцелевого вертолета на базе Ка-25. Реализован не был.
  • Ка-25ПЛ — Основная модификация вертолета Ка-25. Вертолет предназначен для поиска и уничтожения атомных подводных лодок бортовыми средствами обнаружения и поражения на удалении около 200 км от корабля базирования. Всего было выпущено 275 машин этой модификации. Вертолет оборудован опускаемой гидроакустической станцией ВГС-2 «Ока» в задней части фюзеляжа, поисковой РЛС «Инициатива-2К» в носовом обтекателе и радиогидроакустической системой «Баку» с приемным устройством СПАРУ-55 «Памир». Также на машинах данной модификации установлен радиоприемник маяков-ответчиков РПМ-С, взаимодействующий с радиолокационными буями типа «Поплавок-1А». В поисковом варианте вертолет может переносить и применять до 36 сбрасываемых радиогидроакустических буев типа РГБ-Н «Ива», РГБ-НМ «Чинара» или РГБ-НМ1 «Жетон», расположенных в контейнере по правому борту за стойкой основного шасси. Вертолет может быть вооружен торпедами типа АТ-1, АТ-1М, Т-67, ракето-торпедой АПР-2 или противолодочными авиабомбами (ПЛАБ 250—120,-50,-МК).
  • Ка-25ПЛС — Противолодочный вертолет для использования торпеды ВТТ-1 «Стриж». Создан на основании постановления от 5 августа 1970 года и принят на вооружение в 1976 году. Особенность торпеды «Стриж» заключается в управлении по проводам. На вертолете оборудована аппаратура передачи данных «Аист-К».
  • Ка-25ПЛФ — Модификация Ка-25ПЛ, оснащенная форсированными двигателями.
  • Ка-25ПЛЭ — Поисковый вертолет, полученный путем переоборудования Ка-25ПЛ. Создан на основании постановления от 10 июля 1967 года. Использовался для поиска космических аппаратов, приводнившихся в Индийском океане.
  • Ка-25ПЛЮ — Вертолет для борьбы с подводными лодками при помощи глубинной атомной бомбы 8Ф-59, для размещения которой подвергся переоборудованию бомбоотсек.
  • Ка-25ПС — Поисково-спасательная модификация Ка-25, созданная путем демонтажа оборудования с Ка-25ПЛ и призванная действовать в интересах Министерства обороны. Проектирование машины началось на основании приказа Комиссии Президиума Совета Министров СССР от 28 июня 1972 года. С машины демонтировано специальное оборудование, но установлена лебедка грузоподъемностью 250 кг, оснащенная корзиной для подъема людей, а также дополнительное осветительное оборудование и приводная радиостанция для пеленгации аварийных радиомаяков.
  • Ка-25РОМБ — Модификация Ка-25 для проведения радиотехнической разведки. Построен на основании договора от 1975 года.
  • Ка-25Ф — Проект фронтового вертолета на базе Ка-25, оснащенного лыжным шасси и вооруженного 23-мм пушкой, блоками НАР и ПТУР.
  • Ка-25Ц — Вертолет целеуказания, призванный действовать в интересах береговых или корабельных командных пунктов, сообщая им координаты целей, не доступных для непосредственного радиолокационного обнаружения. Данная модификация вертолета разрабатывалась одновременно с модификацией Ка-25ПЛ, поскольку в процессе разработки единого морского вертолета оказалось невозможным совместить функции противолодочной обороны и целеуказания в одном вертолете, не выходя за установленные ограничения по массе и габаритам. Вертолет данной модификации совершил первый полет 21 марта 1962 года. Всего было построено 50 машин данной модификации. Ка-25Ц отличается от Ка-25ПЛ установкой РЛС кругового обзора, смонтированной в носовом обтекателе, и автоматической системы передачи данных. Данные системы являются составной частью вертолетно-корабельного комплекса разведки и целеуказания «Успех». Вертолет способен патрулировать акваторию на удалении до 200 км от корабля базирования, производить радиолокационный дозор и целеуказание в радиусе 250 км и обеспечивать ретрансляцию в радиусе 250 км. На вертолете упразднены бомболюки (на их месте оборудованы дополнительные топливные баки) и системы, необходимые для обнаружения подводных лодок. Стойки шасси сделаны убирающимися в полете для исключения затенения РЛС. Также на борту смонтирована лебедка, позволяющая использовать вертолет в качестве поисково-спасательного. Проведенные модификации позволили снизить массу машины и увеличить запас топлива, что вылилось в большую дальность полета и увеличенное время патрулирования.
  • Ка-25Ш — Вертолет огневой поддержки сухопутных сил и морских десантов. Вооружен блоками неуправляемых авиационных ракет (НАР). Построен на основании решения Министерства Обороны от 21 февраля 1975 года.

Вертолет на корабле

Боевое применение Ка-25

  • Международная операция по очистке Суэцкого канала — в 1974 году 12 советских Ка-25БТ разминировали Суэцкий канал после Войны Судного дня, выполнив 188 вылетов.
  • Гражданская война в Ливане (1975—1990).
  • Югославские войны (1991—2001).
Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1311
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: