Ка-226 представляет собой многоцелевой российский вертолет. Он был создан в конструкторском бюро Камова. Если посмотреть с технической стороны, то вертолет является модернизированной версией Ка-26, который прекрасно зарекомендовал себя во время службы.
Многоцелевой вертолет Ка-226 может перевозить до 6 пассажиров или груз массой до 1350 кг внутри грузовой кабины и на внешней подвеске. Главным недостатком летательного аппарата считается небольшая скорость передвижения.
История создания Ка-226
Согласно исследованиям маркетологов внутри страны на рынке авиаперевозок грузов и пассажиров вертолетами 80 % от их общего числа исполняются на вертолетах легкого класса. В силу того, что Ка-26 и Ми-2 в начале 90-х уже серийно не производили, на рынке авиаперевозок возник существенный дефицит, который на 15 лет оценивали в 500-600 единиц легких геликоптеров. Плюс, за это время на импорт можно направить до 300 единиц техники.
Получив много заказов от потенциальных покупателей, фирма «Камов» в начале 90-х годов начала работу над проектированием нового вертолета, сочетавшего в конструкции базовые элементы Ка-126 и Ка-26, только оснащенного двумя двигателями. Планировалось использовать новую модификацию решения тех же задач, что и базовые модели. В отличие от Ка-126, его можно задействовать для выполнения работ, которые требуют обязательного наличия двух двигателей для обеспечения необходимого уровня безопасности.
Первый макет в натуральную величину был сконструирован в 1996 году, а первый экземпляр выпущен в 1997 году. Среди заказчиков этого летательного аппарата большинство учреждений – государственные структуры: МЧС, РАО, мэрия Москвы, «Газпром». Потребность МЧС в таком вертолете составляет 150-200 единиц техники, «Газпрома» − около 100, а санитарных вариантов для столицы нужно около 40-50 штук. Не исключено, что заказы на Ка-226 будут поступать также от Государственного таможенного комитета, Федеральной пограничной службы России, Вооруженных Сил РФ и других ведомств.
Первый полет Ка-226 был совершен 4 сентября 1997 года. Руководил процессом летчик-испытатель В. Лавров. Серийное производство данной модификации удалось наладить на авиапредприятии КумАПП (г. Кумертау) и Оренбургском НПО «Стрела».
Особенности конструкции Ка-226
Ка-226 — 2-двигательная модель, оснащенная двигателями 250-С20 R/2 Rolls-RoyceAllison. Каждый агрегат, спаренный с редуктором ВР-226, имеет номинальную мощность 380 л.с., а подъемную — 450 л.с.
Как и модель Ка-26, новый вертолет разработан по принципу «летающего шасси». Система несущих винтов соосная. Она включает два равных по диаметру 3-лопастных винта с разной направленностью движения, но с равной частотой оборотов.
Система управления вертолета Ка-226 включает комбинированные устройства КАУ-165.
Система электропитания подает постоянный ток 27 В, однофазный переменный — 115 В, 3-фазный переменный — 36 В. Генераторы постоянного тока — пара стартеров P/N 524-070К, аккумулятор 20НКБН-40-ТД-1 либо 20FP38H1CT-R, а также внешний источник, присоединяемый посредством разъема ШРАП-500К.
Генераторы переменного тока — пара преобразователей 531-011-А либо ПТС-250АМ.
Приборное оснащение вертолета состоит из СЭИ-226 и регистрационного блока БУР-ЛКВ. Оборудование для радиосвязи монтируется по желанию заказчика. Обогревательная и вентиляционная системы стандартные для вертолетов такого типа. Навигационно-пилотажная система включает следующее оборудование:
- навигатор ИНП-Р;
- определитель статистического и полного давления;
- сигнальную систему СВС-В2-226;
- вариометр ВР-30;
- высотомер-барометр ВМЦ-10;
- основную и вспомогательную гировертикали МГВ-4В;
- авиагоризонт АГР-81;
- авиачасы ЧАМ-В;
- скоростной контролер УСВИЦ-250;
- курсовой указатель КИ-13.
Фюзеляж Ка-226 состоит из кабины экипажа, главного отсека, 2-х хвостовых балок и оперения. Фюзеляжный материал — сплавы алюминия (из них сделана основа) и стеклопластиковые сотовые пластины (из них выполнены хвостовые балки, панельные элементы кабины и оперение).
Кабина экипажа хорошо остеклена, чем обеспечивается высокая обзорность. В транспортный отсек можно монтировать 6–8 кресел для пассажиров. Можно использовать лебедку, чтобы загружать грузы через широкий проем с раздвижной дверью. В задней части отсека предусмотрен проем, чтобы транспортировать медицинские носилки.
Эксплуатационные характеристики редуктора ВР-226 вертолета оказались слабыми из-за конструкционных недочетов и низкого ресурсного запаса. Из-за дефектности и ненадежности этой модели редуктора случалось немало неприятных происшествий с вертолетами Ка-226. Был случай, когда редуктор заклинило в висячем положении машины из-за разрушившейся основной шестерни. Случалось, что из-за разрушенного привода переставал вращаться вентилятор, охлаждающий воздушно-масляные радиаторы. Поэтому на модифицированных вертолетах Ка-226Т установили усовершенствованный редуктор ВР-226Н, который показал себя значительно лучше.
Вертолет Ка-226 оснащен 4-стоечным шасси, внешне таким же, как у Ка-26, но с оптимизационными техническими изменениями: повышенной энергоемкостью стоек и сниженным общим весом системы. Предусмотрен пневматический механизм торможения. Шасси такого типа нередко проседают, что связано с отсутствием герметичности амортизаторов.
Технические характеристики Ка-226
Модификация | Ка-226 |
Диаметр главного винта, м | 13.00 |
Длина,м | 8.10 |
Высота ,м | 4.15 |
Масса, кг | |
нормальная взлетная | 3100 |
максимальная взлетная | 3400 |
Тип двигателя | 2 ТВлД Rolls-Royce Allison 250-С20R/2 |
Мощность, кВт | |
взлетная | 2 х 338 |
крейсерская | 2 х 280 |
Максимальная скорость, км/ч | 220 |
Крейсерская скорость, км/ч | 197 |
Практическая дальность, км | 600 |
Продолжительность полета, ч | 4.60 |
Скороподъемность, м/мин | 636 |
Динамический потолок, м | 6500 |
Статический потолок, м | 2600 |
Экипаж, чел | 1-2 |
Полезная нагрузка: | 6 пассажиров (максимально — или 1400 кг груза в кабине или 1300 кг на внешней подвески |
Модификации
Название модели | Краткие характеристики, отличия. |
Ка-226 | Базовая сертифицированная версия вертолета с двигателями Allison / Rolls-Royce. Вертолет может оснащаться различным целевым оборудованием. Вертолет производится на ОАО «КумАПП». |
Ка-226 (Ка-226.80) | Одно из ранних обозначений — Ка-226В. Версия вертолета для Министерства обороны РФ на основе базового Ка-226. Разработана в 2010 году. Производится с 2011 года на ОАО «КумАПП». |
Ка-226А | Обозначение первой версии вертолета, разработанной по заказу МЧС России. Был выпущен опытный вертолет. В дальнейшем, из-за отказа МЧС России от закупки вертолета, программа была закрыта. Опытный вертолет послужил основой для отработки и сертификационных испытаний базового Ка-226. |
Ка-226АГ | Версия вертолета для эксплуатанта «Газпром авиа». Был выпущен опытный вертолет. В дальнейшем от обозначения версии отказались и эксплуатанту передавалась базовая версия вертолета.
Производство планировалось на ПО «Стрела», город Оренбург. |
Ка-226Т | Версия вертолета с двигателями Arrius 2G1 фирмы Safran Helicopter Engines и новым редуктором. В 2010 году опытный вертолет этой версии участвовал в конкурсе ВС Индии. В 2012 году начаты работы по обновлению этой версии вертолета по заказу МЧС России. Новая версия вертолета имеет новый комплекс бортового оборудования с системой электронной индикации и бортовой системой индикации и контроля с МФИ, систему автоматического управления, навигационную систему, метеолокатор. Оснащается двигателями Arrius 2G1, новым главным редуктором и трансмиссией. Вертолет имеет возможность установки внешнего дополнительного топливного бака, лебедки, внешней грузовой подвески, поискового прожектора. Для выполнения медико-эвакуационных работ в транспортной кабине вертолета устанавливается медицинский модуль. Предусмотрена установка системы складывания лопастей несущих винтов. В мае 2015 года Индия отменила объявленный ранее тендер на покупку вертолетов (помимо Ка-226Т, в нем принимала участие компания Airbus Helicopters (Eurocopter) с вертолетом AS550) в пользу Ка-226Т. Стоимость контракта составляет 30 млрд рупий (около 467 млн долларов). По заявлениям вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина, Индия по договоренности с РФ будет производить на своей территории вертолеты типа Ми-17 и Ка-226Т, причем машин семейства «Камов» будет выпускаться до 400 ед. в год. |
Ка-226ТГ | Обозначение проекта модификации вертолета Ка-226 разрабатываемой в интересах «Газпром». Особенностью вертолета является возможность его применения в условиях Крайнего Севера. Конструктивно близок к модели Ка-226Т. |
Ка-226ТМ | Обозначение проекта модификации вертолета Ка-226Т для базирования на кораблях береговой охраны Пограничной службы ФСБ России — с 2015—2020 гг. планируется закупить 10 вертолетов Ка-226ТМ. |
Эксплуатация Ка-226
Разные вариации Ка-226 по-прежнему в эксплуатации. Службы МЧС пользуются вертолетами медицинского, аварийного и патрульного назначения. На службе в Москве стоят летательные аппараты для тушения пожаров, оказания медпомощи, перевозки пассажиров, охраны правопорядка, ликвидации аварий и спасения людей.
Компания «Газпром» закупила вертолеты, на которые можно установить специальное разведывательное, патрульное и фотографическое оборудование.
Медицинский вариант Ка-226 оснащают реанимационным оборудованием. В основной отсек вмещаются либо 6 носилок с эвакуируемыми людьми, либо 2 носилок и несколько медицинских работников. Аварийный вариант Ка-226 для службы МЧС с левой стороны оборудован электрической лебедкой, поднимающей 300 кг, с правой стороны борта — боксом, содержащим спасательное оснащение. Также в комплектацию входят рупор и прожектор.