Советский вертолет Ка-18, описание и характеристика

Вертолет Ка-18

Ка-18 представляет собой четырехместную модификацию вертолета Ка-15. Летательный аппарат Ка-18 был создан в 1956 году авиаконструктором М.Б. Малиновским. Первый полет вертолета состоялся 13 октября 1956 года.

По сравнению с базовой моделью в винтокрыле удлинили хвостовую балку и фюзеляж, увеличили число хвостовых шайб и расширили кабину. Кроме летчика, в кабине вертолета оборудовано место еще для трех пассажиров. Можно также перевозить одного больного человека на носилках с сопутствующим медперсоналом.

История создания

В 1957 году начались государственные испытания вертолета Ка-18, которые успешно завершились в следующем году. Серийное производство этой модели наладили на авиазаводе в Ула-Удэ. В 1958 г. принимал участие на Всемирной авиавыставке в Брюсселе, где получил золотую медаль. За все существование производства выпущено около 200 экземпляров Ка-18.

В 1958-1963 годах создавались специальные стеклопластиковые винтовые лопасти Б-7 для вертолетов Ка-18 и Ка-15. Как утверждают разработчики, для их изготовления пришлось применять новую систему выпекания в автоклавах под действием пресса. Такой тип производства давал совершенно идентичные по весу и размерам детали, что стало большим шагом вперед в вертолетостроении. Новые лопасти были прочными, устойчивыми к погодным колебаниям, быстро изготавливались и могли радикально изменить конструкцию вертолета.

Советский вертолет Ка-18

Секретом производства лопастей поделился сам Николай Ильич Камов: «В автоклаве происходит полимеризация не всей лопасти Б-7 целиком, а только ее одноконтурного лонжерона». Конструкция лопастей замкнутого сечения выполнена из стеклоткани и пропитана связующими горячей полимеризации: элементами противообледенительной системы и центровочными грузами. Листы стеклоткани складываются в пакеты и поддаются предварительному прессованию. Далее их соединяют друг с другом и устанавливают трубки противообледенительной системы и центровочные грузы.

Затем в полость лонжерона устанавливают резиновую камеру и целиком укладывают в прессовочную форму, оборудованную электронагревателями. Азот, который применяется в процессе, создает давление в резиновой камере. Визуально пресс-форма повторяет изгибы желаемой продукции. После прохождения прессования лонжерон необходимо дополнительно обработать. Хвостовые секции лопасти прикрепляют к лонжерону. Данные секции выполняются из стеклотканевой обшивки с пенопластовым наполнителем.

Формирование секций тоже происходит под прессом в горячем состоянии. Между ними устанавливаются резиновые вкладыши. Крепится лопасть к втулке за счет стального узла, состоящего из болтов на комле. Такой механизм создания лопастей требует в два раза меньше трудоемкости, при этом качество конечной продукции повышается.

На заводе им. Камова провели испытания 6 комплектов лопастей из стеклопластика Б-7 и 11 деревянных лопастей ЛД-10М. Пластиковый материал зарекомендовал себя гораздо лучше: их поляры на винтах почти идеально совпадали, в то время как деревянные лопасти имели сильное расхождение. Также винты, сконструированные из лопастей Б-7, отличились повышенной тягой на максимальных оборотах. Разница составила примерно 45 кг полезной нагрузки. Разрушений в отсеках лопастей во время испытаний выявлено не было.

В полете

Продолжительное время вертолеты Ка-18 и Ка-15 эксплуатировались многими странами мира, что позволило получить огромный опыт применения на практике вертолетов соосной конструкции.

Описание конструкции Ка-18

В состав оборудования входят приборы контроля работы двигателя и несущей системы, навигационные устройства, санитарное, отопительное и прочее оборудование, противообледенительная система, радио- и электрооборудование.

Приборная доска места пилота высвечивает много индикаторов. Здесь размещены высотомер ВД-10, указатель скорости УС-250, вариометр ВР-10, магнитный компас, авиагоризонт АГК-47Б и часы. Хорошая степень оснащенности вертолета навигационными приборами позволяет совершать полеты в любое время суток; ночью в тяжелых метеоусловиях вылеты на Ка-18 невозможны.

Санитарная версия вертолета оснащена специальным (съемным) оборудованием, в состав которого входят: кислородная установка, носилки, стяжные ремни, поильник и термос. Несъемное санитарное оборудование: стол медика и вертолетная аптечка. Для перестроения пассажирского варианта Ка-18 в санитарный необходимо снять переднее кресло пассажира и на его место установить съемное медицинское оборудование.

Конструкция вертолета Ка-18

Для совершения полетов в холодную пору года предусмотрено наличие в составе вертолета отопительной системы, главными элементами которой являются электрообогреватель и трубопроводы подачи прогретого воздуха к нижней части кресла пилота и пассажиров. Конструкторам удалось расширить географию эксплуатации Ка-18 за счет внедрения в конструкцию противообледенительной спиртовой системы. Ее назначение заключается в обеспечении полета во время обледенения некоторых компонентов. В суть работы данной системы заложен принцип омывания винтовых лопастей, стекла кабины летчика противообледенительной жидкостью, которая разрушает лед и препятствует его дальнейшему появлению.

Электропроводка вертолета Ка-18 однопроводная, в состав электрооборудования входят генератор и аккумулятор, вырабатывающий напряжение 24 В. Система постоянного тока работает даже на одном аккумуляторе, подключенном к бортовой сети электричества.

Основной источник электроэнергии – генератор ГСР-3000м, который раскручивается двигателем, рядом с которым он располагается. Аварийный источник питания – аккумуляторные батареи, общая емкость которых составляет 10 Ампер-часов.

Питание приборов навигации и радиостанции, которые требуют переменного тока, проходит сквозь преобразователи МА-100М и ПАГ-1Ф.

Для осуществления радиотелефонной связи с наземными командными пунктами, другими вертолетами и самолетами в состав оборудования Ка-18 входит приемопередающая симплексная ультракоротковолновая станция РСИУ-3М. Диапазон частот, в которых работает эта станция, составляет 100-150 МГц. Есть кварцевая стабилизация частот передатчика и приемника, которая обеспечивает засекреченную связь во время полета.

Технические характеристики Ка-18

Модификация   Ка-18
Диаметр главного винта, м   10.0
Длина,м   10.0
Высота ,м   3.4
Максимальная взлетная масса, кг   1502
Тип двигателя   1 ПД АИ-14ВФ
Мощность, кВт   1 х 200
Максимальная скорость, км/ч   160
Крейсерская скорость, км/ч   130
Практическая дальность, км   450
Боевой радиус действия, км   300
Практический потолок, м   3500
Экипаж, чел   1
Полезная нагрузка:   3 пассажира

Варианты применения Ка-18

  • Пассажирский — перевозка людей, багажа, почты, различных грузов внутри фюзеляжа (оборудован отопительной системой).
  • Санитарный — транспортировка больных и пострадавших. (оборудован кислородной установкой и отопительной системой).
  • Патрульный.

Санитарный вариант применения

Интересные факты

  • Отмечен Золотой медалью в Брюсселе 1958 на Всемирной выставке.
  • Ка-18 играет роль в фильме «Русский сувенир» (1960). Летчик-испытатель Ефремов Дмитрий Константинович, по замыслу режиссера Александрова Григория, сажал на палубу речного теплохода вертолет, а потом помогал галантно актрисе Орловой Любови выйти из кабины.
Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: