Основоположник семейства – советский танк ИС-1

Танк ИС-1

В далеком 1941 году танки, которые имелись на вооружении РККА, с легкостью боролись с любой бронетехникой Вермахта. Главным противником машин стала неразбериха первых месяцев боев, которая привела к большим потерям людей и материальной части. В 1942 году на вооружение немецких частей поступил тяжелый известный танк «Тигр». С ним бороться на равных уже не получалось.

В 1942 году стали постепенно появляться проекты советских тяжелых машин, вооруженных пушками большого калибра. Одним из самых успешных танков стал ИС-1, который в дальнейшем стал базой для еще более тяжелых танков.

ИС-1 – тяжелый советский танк второй половины Второй мировой войны. Аббревиатура «ИС» обозначает серию подобных машин и расшифровывается, как «Иосиф Сталин».

ИС (Иосиф Сталин) – советские тяжелые танки периода Великой Отечественной войны и послевоенной разработки. Первый танк семейства имел индекс 1, в годы войны данный танк обозначался ИС-1 или ИС-85, где цифра 85 соответствовала калибру установленного на танке орудия. Наиболее известной и массовой модификацией машины стал танк ИС-2, который принял участие во многих боях конечного этапа войны в 1944-1945 годах. После проведения послевоенных модернизаций танк ИС-2 состоял на вооружении Советской, а затем и российской армии до 1995 года. Последним же танком легендарной серии являлся ИС-8, более известный как Т-10. Производящийся серийно, он являлся одним из последних тяжелых танков в мире.

История создания

В начале 1942 года в Челябинске был создан проект дальнейшей модернизации танков КВ-1/1с, получивший обозначение КВ-13. В конструкции машины широко использовались отливки из броневой стали, соединенные сваркой. Танк предполагался для замены техники серий Т-34 и КВ в рамках концепции единой бронированной машины. Но далее постройки 3-х прототипов дело не пошло.

Памятник танка

Осенью 1942 года под Ленинградом появились первые немецкие тяжелые танки «Тигр», что ускорило начало работ над новой советской машиной с улучшенной защитой и вооружением. Зимой 1943 года выходит постановление о необходимости разработки и постройки прототипов тяжелого танка серии ИС, которое поступило в Челябинск и на опытный танковый завод №100.

Базой для разработки стал КВ-13, причем одновременно велись работы по машинам, вооруженным 76 и 122 мм пушками (будущие ИС-1 и ИС-2 соответственно). К этому времени в распоряжении советских военных был захваченный образец танка «Тигр», который испытали обстрелом из танковых и противотанковых орудий.

Из-за недостаточной эффективности 76 мм артиллерии было предложено создать новую 85 мм пушку, базирующуюся на основе зенитки 52-К. На ранних этапах также рассматривалась возможность применения 107 мм пушки ЗиС-26, но отсутствие серийного выпуска боеприпасов привело к отказу от идеи в пользу 85 мм системы.

К лету были готовы две конструкции, созданные ЦАКБ и КБ завода №9, которые отличались элементами конструкции.

При попытке вписать орудие в башню, конструкторы пришли к выводу о необходимости расширения погона, что повлекло за собой перекомпоновку корпуса танка. Из-за роста длины в ходовую часть ввели шестой торсион с катком (от которого отказались при создании КВ-13).

Рисунок танка

Поскольку разработка 85 мм системы опережала создание носителя, то летом 1943 года стартовало производство КВ-85. Окончательная разработка первого танка серии ИС, получившего обозначения ИС-85 (с марта 1944 года – ИС-1), закончилась только осенью, а в октябре были собраны первые 2 серийные машины. К этому времени в Челябинске активно дорабатывался проект ИС-2, поэтому жизненный цикл ИС-1 оказался коротким.

Серийный выпуск техники прекратился уже в январе 1944 года, всего было собрано 107 экземпляров танка. Кроме того, существовал опытный экземпляр танка, созданный в рамках работ по «Объекту 248», вооруженный 100 мм орудием С-34.

Описание конструкции

Компоновка

Советский тяжелый танк ИС-1, который являлся усовершенствованной и модернизированной конструкцией тяжелого танка КВ-1, был скомпонован классически. При этом бронекорпус от носовой части до кормы последовательно разделялся на отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионное отделение. Экипаж танка состоял из 4 человек.

Механик-водитель располагался в отделении управления на продольной оси танка, три члена экипажа танка (командир, наводчик и заряжающий) размещались в боевом отделении, которое распространялось на часть броневого корпуса и башню. Здесь так же устанавливалось орудие Д-5Т, располагался его боекомплект и часть топливных баков. Трансмиссия, двигатель и радиаторы жидкостного охлаждения располагались в кормовой части танка.

Бронезащита корпуса и башни

Броневая защита советского тяжелого танка ИС-1 разрабатывалась по дифференцированному противоснарядному принципу. При этом она защищала экипаж танка и его основные агрегаты от поражения снарядами средних калибров на основных снарядоопасных направлениях, а так же средних и крупных осколков. Броневой корпус, за исключением лобовых деталей, сваривался из катаных бронеплит толщиной 90, 75, 60, 30 и 20 миллиметров, которые соединялись между собой и каркасом. Лобовая деталь корпуса ИС-1 была обтекаемой формы и имела рациональные углы наклона брони к вертикали. Она производилась путем литья.

Ее толщина в различных местах колебалась в диапазоне от 30 до 120 миллиметров. С другими деталями корпуса и бронеплитами она соединялась путем сварки. Башня тяжелого танка ИС-1 так же имела сложную обтекаемую форму. Борта башни имели толщину брони до 100 миллиметров и ориентировались с наклоном к вертикальной нормали, что повышало снарядостойкость. Передняя (лобовая) часть башни с прямоугольной амбразурой для установки орудия образовывалась при пересечении четырех полусфер. Эта деталь производилась литьем и соединялась болтовыми соединениями с остальными деталями, которые формировали башню. Броневая маска орудия имела форму цилиндрического сегмента из катаной и изогнутой броневой плиты.

Бронезащита корпуса и башни

В ней выполнялось три отверстия различной формы и размеров для установки орудия, спаренного с ним пулемета и оптического прицела. Башня монтировалась на погон, который имел диаметр 1800 миллиметров в крыше боевого отделения и закреплялся крючкообразными захватами, что исключало отрыв или сваливания башни при опрокидывании танка или большом крене на борт. Со смещением влево от продольной оси танка на основной его башне монтировалась командирская башенка для обзора местности командиром с толщиной брони вертикальных стенок до 85 миллиметров. Для посадки в танк и высадки из него экипаж использовал два основных люка круглой формы: один двухстворчатый в командирской башенке и второй одностворчатый над местом расположения заряжающего.

Механик-водитель своего люка не имел, что уменьшало его шансы на спасение при подбитии машины. В днище корпуса имелся днищевый люк, который можно было использовать при экстренной эвакуации экипажа.

Вооружение

В качестве основного вооружения тяжелого танка ИС-1 использовалась 85-миллиметровая танковая нарезная пушка Д-5Т, разработанная в 1943 году на основе зенитного орудия 52-К. Она устанавливалась на цапфы в башню и полностью уравновешивалась. Пушка Д-5Т имела вертикальные углы наводки в диапазоне от −5° до +25°. Спуск при выстреле был электрическим, но так же имелась возможность произвести выстрел и ручным спуском. Боекомплект в танке для орудия составлял 56 выстрелов унитарного заряжания. Боекомплект к пушке Д-5Т размещался по бортам боевого отделения. В качестве вспомогательного вооружения тяжелого танка ИС-1 были использованы три пулемета ДТ калибром 7,62 миллиметра.

Один из них устанавливался справа от места механика-водителя в корпус и жестко фиксировался, являясь курсовым, второй монтировался в броневую маску и спаривался с пушкой и третий был установлен в приливе задней части башни в шаровую установку. Боекомплект ко всем трем пулеметам ДТ состоял из 2520 патронов, которые снаряжались в диски. В более поздние периоды выпуска танка от курсового пулемета отказались, так как ведение огня из него было неэффективным, а его наличие существенно понижало бронеустойчивость корпуса. Кроме этого экипаж танка вооружался личным оружием, которое состояло из пистолетов ТТ и пистолета-пулемета ППС, а так же гранатами Ф-1 в количестве от 8 до 16 штук.

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия

Тяжелый танк ИС-1 в качестве силовой установки был оснащен четырехтактным V-образным двенадцатицилиндровым дизельным двигателем В-2-ИС с жидкостным охлаждением, который мог развить максимальную мощность в 520 лошадиных сил, что обеспечивало развитие танком максимальной скорости при движении по ровной местности или шоссе до 37 километров в час.

Тяжелый танк

При запуске двигателя использовали инерционный стартер с ручным или электрическим приводом. Тяжелый танк ИС-1 имел три топливных бака, которые располагались в боевом отделении (два) и в моторно-трансмиссионном (один). Танк также мог быть в случае необходимости оснащен четырьмя дополнительными наружными баками общей емкости 360 литров, которые не связывались с общей топливной системой силовой установки.

Тяжелый танк ИС-1 был оснащен механической трансмиссией, которая состояла из:

  • главного (основного) многодискового фрикциона, работающего по принципу сухого трения стали по феродо;
  • коробки передач (четырехступенчатой), оснащенной демультипликатором (при 8 передачах вперед и 2 – назад);
  • двух двухступенчатых бортовых планетарных механизмов поворота, оснащенных многодисковым оптимизированным фрикционом блокировки, который работал по принципу сухого трения сталь по стали;
  • тормозов ленточного типа;
  • двух двухрядных комбинированных бортовых редукторов.

Приводы для управления трансмиссией механиком-водителем танка были механические. По своему типу подвеска тяжелого танка ИС-1 была индивидуальная торсионная, работающая для каждого из 6 цельно литых опорных двускатных катков малого диаметра (550 миллиметров) применительно по каждому борту. По каждому опорному катку к броневому корпусу сваркой монтировался ограничитель хода для балансиров подвески.

На поле боя

Верхний рукав каждой гусеницы поддерживался тремя малыми цельно литыми катками с каждого борта. Ведущие колеса заднего расположения снабжались съемными зубчатыми венцами с цевочным типом зацепления. Ленивцы имели форму, идентичную форме опорных катков, располагались спереди. Механизм натяжения гусениц винтового типа располагался у ведущего колеса с обеих бортов. Каждая из двух гусениц собиралась из 86 траков, имевших одногребеневую форму и ширину в 650 миллиметров.

Технические характеристики ИС-1

Боевая масса, т 44
Скорость хода, км/ч 40
Вооружение 1х85мм Д5-Т85, 3х7,62 мм ДТ
Запас хода, км 150
Экипаж, чел. 4
Состояние принят на вооружение в 1943 г.
Разработчик КБ ЧКЗ
Изготовитель ЧКЗ
Производство малая серия 1943 г.
Длина, мм – с пушкой вперед – 8560

– корпуса – 6770

Ширина, мм 3070
Высота по крышу башни, мм 2735
Клиренс, мм 465
Ср. уд. давление на грунт, кг/см.кв. 0.78
Преодолеваемые препятствия – подъем, град. – 36

– брод, м – 1,3

Тип двигателя дизель В-2-10 (В-2-ИС)
Максимальная мощность, л.с  520
Запас топлива, л 500+360
Удельная мощность, л.с/т 11,8
Максимальная скорость, км/ч 40
Запас хода, км 150
Бронирование, мм – лоб корпуса – 120

– лоб башни – 100

Средства постановки дымзавес 2 ДШ
Прицел 10Т-15, ПТ-4-15
Радиостанция 10-РК-26

Боевое применение

Танки Ис-1 поступили на вооружение полков прорыва в конце зимы 1944 года, вытеснив устаревающие КВ-1/1с. Экипажи включали в себя 2 офицеров и 2 сержантов, обучение велось на полигоне в районе Тулы.

Боевое применение

Первый бой ИС-1 провели в феврале, ведя наступление на линии Фастов — Белая Церковь.

Немецкие танки, подпустив советские машины на малую дистанцию, открыли огонь, уничтожив несколько ИС-1. Спустя 3 недели несколько ИС-1 были разбиты 88 мм зенитками в ходе боев под Уманью.

В начале-середине марта зафиксированы бои ИС-1 с «Тиграми», которые сожгли несколько машин ИС-1. При этом ответный огонь советских танков оказался малоэффективен из-за большой дистанции боя (по разным оценкам от 1,5 до 1,8 км). В первой декаде месяца два танка сгорели в результате огня 75 мм штурмовых орудий Вермахта. Эти боестолкновения лишний раз подтвердили слабость вооружения ИС-1 и ускорили насыщение армии машинами ИС-2.

Уцелевшие ИС-1 применялись на различных участках фронта вплоть до окончания войны, а затем были переведены в категорию учебных машин. Некоторые машины принимали участие в штурме Берлина. Официальной датой снятия машины с вооружения является май 1954 года.

След в истории и игромании

Мелкосерийный по сути ИС-1 стал пробной машиной, позволившей создать танки ИС-2, заметно превосходившие немецкую технику по мощности вооружения. Отмеченная уже на ИС-1 слабая броневая защита фронтальных проекций перешла и к преемнику, который только в середине 1944 года получил модернизированную отливку носовой части.

В игре

Танки ИС-1 являются игровыми машинами в компьютерных симуляторах World of Tanks, War Thunder и ряде других.

Единственным производителем модели ИС-1 в масштабе 1:35 является компания Dragon. При этом копийность набора далека от идеальной – требуется замена элементов ходовой части и башни, а также применение фототравленых деталей, улучшающих восприятие модели.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: