Авиационная управляемая ракета IRIS-T, особенности и характеристика

УР IRIS-T

IRIS-T представляет собой управляемую ракету класса «воздух-воздух» малой дальности, оснащенную охлаждаемой инфракрасной головкой самонаведения. Разработка данной ракеты проходила под руководством Германии кооперацией из 6 стран-участниц, в качестве замены AIM-9 Sidewinder. По конструкции и компоновке IRIS-T очень близка к японской Тип 04 AAM-5.

Рассмотрим более подробно авиационную управляемую ракету IRIS-T, ее историю создания, особенности конструкции и технические характеристики.

История создания

В июле 1995 года немецкая компания «Диль BGT Дефенс» сообщила о начале разработки новой управляемой ракеты ближнего действия, предназначенной для вооружения самолетов EF-2000 («Еврофайтер») и «Торнадо».

По мнению командования ВВС Германии, имеющиеся на вооружении ракеты ближнего боя «Сайдвиндер» уже не отвечали современным требованиям. Была забракована и новая УР AIM-132 ASRAAM (британской разработки). Альтернативой им и должна была стать ракета IRIS-T (Infra Red Imaging Seeker — Tail/thrust vector controlled), предназначенная для поражения всех типов воздушных целей в ближнем маневренном воздушном бою, днем и ночью, в условиях применения противником помех.

Авиационная управляемая ракета IRIS-T

В 19% году правительства Германии, Канады, Греции, Италии, Норвегии и Швеции подписали соглашение о разработке и производстве IRIS-T. В соответствии с ним Германия финансировала 47 % стоимости программы, Италия — 20 %, Швеция — 18 %, Греция — 8 %, Канада — 4 % и Норвегия — 3 %. В 2001 году правительство Канады приняло решение о выходе из проекта, но в 2003-м к участникам консорциума присоединилась Испания.

Летные испытания IRIS-T заняли три года — с октября 2000-го до ноября 2003 года. Из 20 пусков в семи случаях были зафиксированы прямые попадания, в остальных ракета прошла рядом с целью на расстоянии, гарантирующем ее поражение. В декабре 2004 года был подписан контракт на производство 4 тыс. ракет для участников консорциума, а в декабре 2005-го IRIS-T официально принята на вооружение. К настоящему времени IRIS-T интегрирована в состав вооружения истребителей EF-2000, «Торнадо», F-16, F-18. JAS-39 «Грипен». Ведутся работы по интеграции ее в вооружение новейшего истребителя F-35 «Лайтнинг» II.

Из участников консорциума крупнейшую партию IRIS-T — 1250 единиц — до настоящего времени приобрела Германия. 770 ракет купила Испания, 444 — Италия, 400 — Швеция, 350 — Греция, 150 — Норвегия. Первым заказчиком за пределами консорциума стала Австрия, купившая 25 ракет для истребителей EF-2000. Такую же партию приобрела ЮАР для истребителей «Грипен» (в качестве временной меры до принятия на вооружение собственной УР «А-Дартер»). Сразу 1400 ракет для своих EF-2000 заказала Саудовская Аравия, а Таиланд в комплекте с «Грипенами» купил 220 IRIS-T.

Эксплуатация ракеты

На базе авиационной УР IRIS-T разработан комплекс ПВО ближнего действия IRIS-T SL, а также зенитный комплекс IDAS, предназначенный для самообороны подводных лодок от противолодочных вертолетов и поражения малых надводных целей. Начало серийного производства комплекса IRIS-T SL началось в 2014 году.

Данный комплекс в упрощенном варианте SLS был заказан в небольших количествах Швецией (поставка 2019 год) и Норвегией. Комплекс SLS в исполнении для Швеции размещается на шасси двухзвенного бронированного гусеничного транспортера BAE Systems Hägglunds Bv 410. Вооруженные силы Германии планируют использовать ракеты данной системы для интеграции в состав перспективного комплекса ПВО и ПРО MEADS.

Особенности конструкции ракеты IRIS-T

Ракета IRIS-T выполнена по нормальной аэродинамической схеме и оснащается крестообразным широкохордным крылом малого удлинения. В носовой части корпуса установлены плоскости дестабилизатора, имеющие в плане прямоугольную форму. В средней части ракеты расположен двухрежимный РДТТ фирмы «FiatAvio», снаряжаемый зарядом малодымного смесевого топлива. РДТТ обеспечивает максимальную скорость полета ракеты M=3. В хвостовой части расположены аэродинамические рули и блок системы управления вектором тяги двигателя (СУВТ). СУВТ включается сразу после схода ракеты с пусковой направляющей и вместе с аэродинамическими рулями обеспечивает маневрирование ракеты с собственной перегрузкой до 60g. Согласно расчетам западных специалистов, разворот в горизонтальной плоскости на 180° ракета IRIS-T способна выполнять с радиусом виража вдвое меньшим, чем у Р-73.

Боевая часть — осколочно-фугасная (вес 11.4кг), приводится в действие неконтактным радиолокационным или контактным взрывателем. Боевая часть разработана греческой фирмой GPCC, неконтактный взрыватель — фирмой «Alenia-Marconi».

Конструкция ракеты

Основными элементами системы наведения ракеты IRIS-T являются всеракурсная тепловизионная головка самонаведения (ТГСН) TELL (разработана фирмой «Diehl BGT Defence») и инерциальная система управления ( разработана итальянской фирмой «Litton») . ТГСН TELL (рабочий диапазон 3-5мкм) оснащается неподвижной матрицей ИК-детекторов из антимонида индия размером 128х128 элементов, расположенной в фокальной плоскости оптической системы. Подвижный элемент оптической системы ТГСН размещается в двухосевом карданном подвесе и обеспечивает углы прокачки до ±90° при угловой скорости линии визирования цели до 60°/с. По утверждению разработчиков такая конструкция головки самонаведения и наличие цифровой системы обработки данных обеспечивают высокую помехозащищенность и надежный захват цели на автосопровождение в условиях интенсивного маневрирования. Максимальная дальность захвата цели типа истребитель в свободном пространстве оценивается в 20км. По мере сближения ракеты с целью система обработки данных строит ее изображение  и сравнивает с образами типовых целей (8 ракурсов для каждой цели), заложенными в память процессора. Алгоритм работы ТГСН позволяет нацеливать ракету на наиболее уязвимые участки цели.

Обтекатель ТГСН выполнен из искусственного сапфира (оксид алюминия). Охлаждение матрицы ИК-детекторов до рабочей температуры осуществляется с помощью источника хладагента в пусковой установке самолета-носителя. Бортовым источником электроэнергии является термобатарея.

Для целеуказания ракете могут применяться бортовые и нашлемное прицельное устройства, а пуск может производиться после захвата цели на подвеске или без него по данным первичного целеуказания. Высокая маневренность ракеты IRIS-T обеспечивает пуск при углах визирования цели более 90° (стрельба «через плечо») с захватом цели ТГСН на траектории на углах визирования, находящихся за пределами углов обзора головки самонаведения, что дает принципиальную возможность использовать IRIS-T в качестве средства противоракетной самообороны самолета-носителя.

Для пуска ракеты IRIS-T могут использоваться все пусковые устройства ракет «Sidewinder» в т.ч. имеющие аналоговый интерфейс. Ракета поставляется в войска в специальном контейнере и не требует технического обслуживания в течении всего срока службы.

Наземный комплекс ПВО SL/SLM использует в качестве средства поражения модифицированную управляемую ракету IRIS-T, оснащенную более мощным двигателем. Дальность стрельбы ракетой в варианте ЗУР из вертикальной пусковой установки достигает 40 км, досягаемость по высоте — 20 км. Ракета использует дополнительное радиокомандное наведение (в сочетании с инерциально-спутниковой коррекцией) на основном участке траектории с захватом цели инфракрасной ГСН типа IIR на конечном участке. Стандартная пусковая установка варианта SLM выполнена на шасси автомобиля MAN SX 45 (8×8).

Инфракрасная головка самонаведения

В состав комплекса SLM входит многофункциональная РЛС обнаружения и сопровождения целей. В первоначальных испытаниях в составе комплекса использовалась РЛС серии Saab Giraffe (в частности, АМВ), однако в 2014 году проводились демонстрационные стрельбы с австралийской многофункциональной РЛС CEA Technologies CEAFAR с АФАР (в варианте для данного ЗРК РЛС обозначалась GBMMR). При этом исполльзовалась система управления и связи BMD-Flex датской компании Terma A/S и система боевого управления Oerlikon Skymaster производства Rheinmetall Air Defence.

Технические характеристики IRIS-T

Максимальная дальность стрельбы, км 25 (по другим данным 12.5)
Максимальная скорость полета, М 3
Потолок боевого применения, м 20000
Габариты, мм:
— длина
— диаметр
— размах крыла
2936
127
447
Стартовая масса, кг 87.4
Масса боевой части, кг 11.4
Рабочий диапазон длин волн ГСН, мкм 3-5

Модификации

  • IDAS — морской вариант ракеты, разработанный для вооружения подводных лодок проекта 212А ВМС Германии. IDAS предполагается использовать для обстрела средств воздушного нападения, малых и средних надводных кораблей или целей на прибрежной полосе. Дальность полета составляет около 20 км. При этом ракета стартует из носовых пусковых аппаратов подводных лодок, некоторое время движется в подводном положении, что предотвращает демаскировку подводной лодки, и после выхода на поверхность летит по воздуху. Ракета оснащена инфракрасной ГСН. Длина ракеты – 2,5 м, калибр – 240 мм, диаметр – 180 мм, стартовая масса – 120 кг.
  • IRIS-T SL — вариант IRIS-T адаптированный для условий наземного запуска, предполагается использовать в качестве дополнения к американским ракетам PAC-3 системы ПРО MEADS. Впервые испытана в конце 2009 года на полигоне Оверберг в ЮАР.
Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: