Пассажирский самолет Ил-86, описание и особенности

Самолет Ил-86

Уже долгое время люди летают на самолетах, и выбирают их в качестве быстрого и безопасного транспорта. Но в прошлом веке человечество столкнулось с проблемой – в небе стало тесно. Такая перегруженность инфраструктур могла спровоцировать рост катастроф и доставляла существенные неудобства пассажирам.

Данную проблему необходимо было решать, мировое самолетостроение пошло по пути создания больших летательных машин, которые смогли бы заменить несколько обычных авиалайнеров. В Советском Союзе был создан первый аэробус нового типа – широкофюзеляжный и высокоэкономичный самолет Ил-86.

История создания Ил-86 и его эксплуатация

В конце 1960-х годов в советской гражданской авиации возникла необходимость получить широкофюзеляжный пассажирский самолет средней дальности, который мог бы перевозить до 250 человек. Наиболее эта необходимость стала ощущаться в 1967 году, когда и вышло постановление Совета Министров СССР о разработке самолета.

Первоначально в опытно-конструкторском бюро Ильюшина было принято решение модифицировать межконтинентальный пассажирский лайнер Ил-62, доведя его пассажировместимость до 250 человек. Этот проект получил название Ил-62-250, однако вследствие возможных недостатков конструкции будущего лайнера, вызванных удлинением его фюзеляжа и изменения центровки, вскоре был закрыт. Таким образом, было решено разработать принципиально новый пассажирский самолет.

Пассажирский самолет Ил-86

При разработке лайнера, вскоре получившего обозначение Ил-86, рассматривалось несколько вариантов компоновки и устройства пассажирского салона и кабины для экипажа. Так, прорабатывались двухпалубная конструкция фюзеляжа, а также однопалубная конструкция с овальным сечением фюзеляжа. Однако данные варианты серьезно бы повлияли на аэродинамические характеристики лайнера и привели к его худшей управляемости.

В итоге был разработан широкофюзеляжный самолет, имевший в салоне эконом-класса девять мест, разделенных на три ряда и имевших два достаточно широких прохода. Пассажировместимость Ил-86 при этом составляла 350 человек, что для отечественной авиации являлось невиданным доселе показателем.

К 1976 году разработка пассажирского самолета Ил-86 была завершена, а уже в конце того же года машина совершила свой первый полет. После этого начались сначала заводские, а затем уже и сертификационные испытания лайнера, однако его серийное производство началось именно в 76-м.

В декабре 1980 года начинается коммерческая эксплуатация Ил-86. В 1980-е годы лайнер успешно совершал коммерческие рейсы, а также активно разрабатывались его новые модификации, в частности, предусматривавшие замену его двигателей. Однако в 90-е начался его упадок. Это было связано в основном с большим уровнем шума двигателей, а также их неэкономичностью, так что далеко не все частные авиакомпании могли «потянуть» Ил-86.

На взлете

Также причиной быстрого заката этого пассажирского лайнера стало то, что в это же время на российский рынок лавиной хлынули подержанные зарубежные самолеты компаний Boeing и Airbus, которые по цене и эксплуатации выходили значительно дешевле. Не выдержав этой бешеной конкуренции, вначале 2000-х Ил-86 начал постепенно выводиться из коммерческой эксплуатации. Окончательно точка в истории этого лайнера была поставлена в 2010-2011 годах, когда последние пассажирские Ил-86 были сняты с полетов и порезаны.

В настоящее время в эксплуатации находятся 4 Ил-86ВКП (они же Ил-80).

Описание конструкции и особенности машины Ил-86

Ил-86 – это четырехмоторный низкоплан, выполненный по классической схеме с однокилевым оперением и убирающимся трехстоечным основным шасси.

Самолет создавался с учетом его возможного использования в аэропортах с низким уровнем технического оснащения. Для этого в его конструкции и была реализована концепция «багаж при себе». Она заключалась в том, что пассажиры имели возможность пронести багаж на борт лайнера, а затем оставить его на специальных стеллажах, которые располагались на нижней палубе. Сам же салон имел в ряду девять кресел с двумя удобными широкими проходами.

Нос самолета

Силовая установка Ил-86 состоит из четырех ТРДД НК-86, которые являются результатом дальнейшего развития мотора НК-8. Этот двигатель можно назвать главной «ахиллесовой пятой» самолета, кроме высокого уровня шумности и низкой экономичности, о чем было сказано выше, НК-86 обеспечивал машине низкую тяговооруженность. Летчики шутили, что взлет Ил-86 происходит благодаря кривизне Земли.

Летно-технические характеристики Ил-86

Наименование Число
Экипаж (чел.) 3
Размеры
Длина (м) 59,5
Размах крыльев (м) 48
Высота (м) 15,8
Площадь крыла (кв.м) 320
Вес
Макс. взлетный вес (кг) 208 000
Макс. посадочный вес (кг) 175 000
Вес пустого (кг) 116 250
Макс. вес без топлива (кг) 158 400
Макс. Коммерческая загрузка (кг) 42 000
Емкость топливных баков (л) 114 000
Летные данные
Дальность полета с макс. Загрузкой (км) 3 600
Макс. Крейсерская скорость (км/ч) 870
Длина разбега (м) 2 800
Длина пробега (м) 2 300
Двигатели НК-86, 4*13 000 кгс
Удельный расход топлива (г/пасс.км) 34,5
Часовой расход топлива (кг) 9 900
Пассажирский салон
Кол-во кресел (эконом) 350
Кол-во кресел (эконом/бизнес) 234
Ширина салона (м) 5,7

Модификации

Название модели Краткие характеристики, отличия.
Ил-86 Базовый вариант.
Ил-86В Проект на перевозку 450 пассажиров на расстояние 3600—4000 км.
Ил-86Д Проект модифицированного Ил-86, на базе которого был разработан самолет Ил-96.
Ил-80/87 (по кодификации НАТО: Maxdome) Воздушный командный пункт. От обычных Ил-86 его отличает отсутствие иллюминаторов, система дозаправки в воздухе и дополнительный аппаратный отсек («горб») в носовой части фюзеляжа. Построено 4 экземпляра.

Плюсы и минусы лайнера Ил-86

Достоинства Недостатки
Первый широкофюзеляжный отечественный воздушный гигант с огромной вместительностью Не слишком высокая мощность двигателей
Усовершенствованное приборное оборудование самолета Ил-86 Огромная взлетная масса
Инновационная компоновка салона Требовал большей длины ВПП
Высокая по советским меркам надежность Высокий шум двигателей, что не соответствовало международным стандартам
Большой расход топлива

Заключение

Несмотря на все свои недостатки, приведшие к сравнительно быстрому «завершению карьеры» в пассажирских авиаперевозках, Ил-86 оставил заметный след в истории гражданской авиации не только стран бывшего СССР, но и мировой авиации.

Ил-86 в полете

Так, этот самолет оставлял неизменно хорошее впечатление о себе, способствуя поднятию престижа Советского Союза, а также стал настоящим шагом вперед в проектировании пассажирских самолетов.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1310
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: