Уже долгое время люди летают на самолетах, и выбирают их в качестве быстрого и безопасного транспорта. Но в прошлом веке человечество столкнулось с проблемой – в небе стало тесно. Такая перегруженность инфраструктур могла спровоцировать рост катастроф и доставляла существенные неудобства пассажирам.
Данную проблему необходимо было решать, мировое самолетостроение пошло по пути создания больших летательных машин, которые смогли бы заменить несколько обычных авиалайнеров. В Советском Союзе был создан первый аэробус нового типа – широкофюзеляжный и высокоэкономичный самолет Ил-86.
История создания Ил-86 и его эксплуатация
В конце 1960-х годов в советской гражданской авиации возникла необходимость получить широкофюзеляжный пассажирский самолет средней дальности, который мог бы перевозить до 250 человек. Наиболее эта необходимость стала ощущаться в 1967 году, когда и вышло постановление Совета Министров СССР о разработке самолета.
Первоначально в опытно-конструкторском бюро Ильюшина было принято решение модифицировать межконтинентальный пассажирский лайнер Ил-62, доведя его пассажировместимость до 250 человек. Этот проект получил название Ил-62-250, однако вследствие возможных недостатков конструкции будущего лайнера, вызванных удлинением его фюзеляжа и изменения центровки, вскоре был закрыт. Таким образом, было решено разработать принципиально новый пассажирский самолет.
При разработке лайнера, вскоре получившего обозначение Ил-86, рассматривалось несколько вариантов компоновки и устройства пассажирского салона и кабины для экипажа. Так, прорабатывались двухпалубная конструкция фюзеляжа, а также однопалубная конструкция с овальным сечением фюзеляжа. Однако данные варианты серьезно бы повлияли на аэродинамические характеристики лайнера и привели к его худшей управляемости.
В итоге был разработан широкофюзеляжный самолет, имевший в салоне эконом-класса девять мест, разделенных на три ряда и имевших два достаточно широких прохода. Пассажировместимость Ил-86 при этом составляла 350 человек, что для отечественной авиации являлось невиданным доселе показателем.
К 1976 году разработка пассажирского самолета Ил-86 была завершена, а уже в конце того же года машина совершила свой первый полет. После этого начались сначала заводские, а затем уже и сертификационные испытания лайнера, однако его серийное производство началось именно в 76-м.
В декабре 1980 года начинается коммерческая эксплуатация Ил-86. В 1980-е годы лайнер успешно совершал коммерческие рейсы, а также активно разрабатывались его новые модификации, в частности, предусматривавшие замену его двигателей. Однако в 90-е начался его упадок. Это было связано в основном с большим уровнем шума двигателей, а также их неэкономичностью, так что далеко не все частные авиакомпании могли «потянуть» Ил-86.
Также причиной быстрого заката этого пассажирского лайнера стало то, что в это же время на российский рынок лавиной хлынули подержанные зарубежные самолеты компаний Boeing и Airbus, которые по цене и эксплуатации выходили значительно дешевле. Не выдержав этой бешеной конкуренции, вначале 2000-х Ил-86 начал постепенно выводиться из коммерческой эксплуатации. Окончательно точка в истории этого лайнера была поставлена в 2010-2011 годах, когда последние пассажирские Ил-86 были сняты с полетов и порезаны.
В настоящее время в эксплуатации находятся 4 Ил-86ВКП (они же Ил-80).
Описание конструкции и особенности машины Ил-86
Ил-86 – это четырехмоторный низкоплан, выполненный по классической схеме с однокилевым оперением и убирающимся трехстоечным основным шасси.
Самолет создавался с учетом его возможного использования в аэропортах с низким уровнем технического оснащения. Для этого в его конструкции и была реализована концепция «багаж при себе». Она заключалась в том, что пассажиры имели возможность пронести багаж на борт лайнера, а затем оставить его на специальных стеллажах, которые располагались на нижней палубе. Сам же салон имел в ряду девять кресел с двумя удобными широкими проходами.
Силовая установка Ил-86 состоит из четырех ТРДД НК-86, которые являются результатом дальнейшего развития мотора НК-8. Этот двигатель можно назвать главной «ахиллесовой пятой» самолета, кроме высокого уровня шумности и низкой экономичности, о чем было сказано выше, НК-86 обеспечивал машине низкую тяговооруженность. Летчики шутили, что взлет Ил-86 происходит благодаря кривизне Земли.
Летно-технические характеристики Ил-86
Наименование | Число |
Экипаж (чел.) | 3 |
Размеры | |
Длина (м) | 59,5 |
Размах крыльев (м) | 48 |
Высота (м) | 15,8 |
Площадь крыла (кв.м) | 320 |
Вес | |
Макс. взлетный вес (кг) | 208 000 |
Макс. посадочный вес (кг) | 175 000 |
Вес пустого (кг) | 116 250 |
Макс. вес без топлива (кг) | 158 400 |
Макс. Коммерческая загрузка (кг) | 42 000 |
Емкость топливных баков (л) | 114 000 |
Летные данные | |
Дальность полета с макс. Загрузкой (км) | 3 600 |
Макс. Крейсерская скорость (км/ч) | 870 |
Длина разбега (м) | 2 800 |
Длина пробега (м) | 2 300 |
Двигатели | НК-86, 4*13 000 кгс |
Удельный расход топлива (г/пасс.км) | 34,5 |
Часовой расход топлива (кг) | 9 900 |
Пассажирский салон | |
Кол-во кресел (эконом) | 350 |
Кол-во кресел (эконом/бизнес) | 234 |
Ширина салона (м) | 5,7 |
Модификации
Название модели | Краткие характеристики, отличия. |
Ил-86 | Базовый вариант. |
Ил-86В | Проект на перевозку 450 пассажиров на расстояние 3600—4000 км. |
Ил-86Д | Проект модифицированного Ил-86, на базе которого был разработан самолет Ил-96. |
Ил-80/87 (по кодификации НАТО: Maxdome) | Воздушный командный пункт. От обычных Ил-86 его отличает отсутствие иллюминаторов, система дозаправки в воздухе и дополнительный аппаратный отсек («горб») в носовой части фюзеляжа. Построено 4 экземпляра. |
Плюсы и минусы лайнера Ил-86
Достоинства | Недостатки |
Первый широкофюзеляжный отечественный воздушный гигант с огромной вместительностью | Не слишком высокая мощность двигателей |
Усовершенствованное приборное оборудование самолета Ил-86 | Огромная взлетная масса |
Инновационная компоновка салона | Требовал большей длины ВПП |
Высокая по советским меркам надежность | Высокий шум двигателей, что не соответствовало международным стандартам |
Большой расход топлива |
Заключение
Несмотря на все свои недостатки, приведшие к сравнительно быстрому «завершению карьеры» в пассажирских авиаперевозках, Ил-86 оставил заметный след в истории гражданской авиации не только стран бывшего СССР, но и мировой авиации.
Так, этот самолет оставлял неизменно хорошее впечатление о себе, способствуя поднятию престижа Советского Союза, а также стал настоящим шагом вперед в проектировании пассажирских самолетов.