Самолет-заправщик Ил-78, подробный обзор

Самолет Ил-78

Ил-78 представляет собой самолет-заправщик, который разработан на базе Ил-76МД. Он применяется для дозаправки военных самолетов прямо в воздухе.

Самолет Ил-78 является единственным типом самолетов-топливозаправщиков, стоящих на вооружении ВВС. Нередко его используют как военно-транспортный самолет (в модификации Ил-78 утратил такую возможность).

Рассмотрим более подробно самолет-заправщик Ил-78, его историю создания, особенности конструкции, технические характеристики.

История создания и эксплуатации

Инженерное проектирование самолета-заправщика ИЛ-78 началась в середине 80-х годов. Необходимость в самолетах подобного класса была обусловлена отсутствием используемых на практике универсальных моделей самолетов-заправщиков. Успешные испытания провели 26 июня 1983 г. Базой для начала разработок послужил ИЛ-76МД. Первые попытки конструирования заправщика нового поколения были осуществлены еще в 1968 г., однако, они оказались несостоятельными, так как созданный прототип самолета ИЛ-76 не отличался выдающимися техническими характеристиками и был способен на передачу только 10 т топлива.

Расширение авиационного парка тяжелыми бомбардировщиками и истребителями делало вопрос о внедрении самолета-заправщика все более актуальным. Постановлением Совмина СССР были поставлены приоритетные задачи по обеспечению ВВС СССР самолетами этого класса. В короткие сроки конструкторское бюро под руководством Р.П. Папковского подготовило проект ИЛ-78 на базе ранее разработанного ИЛ-76. 26 июня 1983 г. проведены первые успешные испытания в условиях заводского аэродрома, расположенного в Ташкенте.

Самолет-заправщик Ил-78

После официальных государственных проверок, ИЛ-78 поступает в серийное производство в 1984 г., при этом выпуск ИЛ-76 не прекращается. На вооружении ВВС он находится с 1987 г. Самолеты ИЛ-78 в советское время обеспечивали работу фронтовой и бомбардировочной авиации, а также часть их была перебазирована на дальневосточные и арктические аэродромы для боевого дежурства и снабжения патрулирования стратегических авианосцев.

Распад СССР внес свои коррективы. Самолеты, находящиеся на территории Украины оказались невостребованными по своему прямому назначению. Активно реализовывалась их транспортировочная функция, также происходила сдача в аренду, лизинг, продажа иностранным авиакомпаниям. В ВВС России первый самолет поступил в начале 1989 г. в распоряжение 1230 АПЗС (Энгельс). География их деятельности покрывала всю территорию СССР. К концу 1991 г. в производство было выпущено 45 самолетов как ИЛ-78, так и ИЛ-78М, на балансе ВС РФ в 2013 г. находилось 20 единиц заправщиков.

Задачи Ил-78

Создание самолета Ил-78 было продиктовано острой необходимостью обеспечивать топливом самолеты различных классов и типов: тяжелые бомбардировщики Ту-95МС и Ту-160, тактические самолеты МиГ- 29СМТ, МиГ-31 Б, Су-24М, Су-27ИБ, Су-30 и Су-35, противолодочные самолеты Ту-142, самолеты дальнего радиолокационного дозора, обнаружения и наведения А-50, а также другие имеющиеся и перспективные модели.

В полете

Внедрение ИЛ-78 позволило решить стратегически важные задачи:

  • обеспечить бесперебойное снабжение авиации в отдаленных регионах;
  • повысить мобильность и маневрирование боевых соединений между районами и точками дислокации;
  • выполнять доставку топлива в короткие сроки;
  • осуществлять перемещение груза и личного состава.

Летно-технические характеристики самолета Ил-78

Технические характеристики:

  • Экипаж: 6
  • Грузоподъемность: 50 тонн
  • Длина: 46,54 м
  • Размах крыла: 50,5 м
  • Высота: 14,76 м
  • Площадь крыла: 300 м²
  • Максимальная взлетная масса: 190 т
  • Масса топлива во внутренних баках: 118 т, в том числе в фюзеляжных баках: 28 т
  • Силовая установка: 4 × ТРДД Д-30КП-2
  • Тяга: 4 × 12300 кгс
  • Вспомогательная силовая установка: 1 × ГТД ТА-12А

Летные характеристики:

  • Максимальная скорость: 830 км/ч
  • Крейсерская скорость: 750 км/ч
  • Рабочая скорость при выполнении дозаправки: 430-590 км/ч
  • Боевой радиус: 4000 км
  • Перегоночная дальность: 9500-10000 км
  • Практический потолок: 11230 м
  • Рабочая высота при выполнении дозаправки: 2000-9000 м
  • Длина разбега: 1700 м
  • Длина пробега: 1000 м (с реверсом)

Модификация самолета Ил-78

Модификации самолета Ил-78

  • Ил-78 — Базовая модификация. Построено 32 самолета.
  • Ил-78В — проект разрабатывался в начале 1990-х годов. В модификации реализовывалась возможность дозаправки самолетов западного производства.
  • Ил-78М — модификация самолета с усиленным шасси. Негерметичная грузовая кабина (отсутствуют внутренняя обшивка, грузовой люк с погрузочной рампой и гермоперегородка), добавлен третий фюзеляжный бак. Построено 13 самолетов.
  • Ил-78М-2 — Проект модернизации Ил-78М аналогично Ил-76МД-М.
  • Ил-78МК — Проект (МК — модернизированный, конвертируемый), модификация Ил-78М конвертируемая в транспортную конфигурацию. Разработана и подготовлена к серийному производству в начале 1990-х годов, однако заказов на самолет не последовало.
  • Ил-78МК-90 — Проект самолета-заправщика на базе Ил-78МК с двигателями ПС-90А-76. Ил-78МКИ (МКИ — модернизированный, коммерческий, индийский), модификация Ил-78М, поставляющаяся по государственному контракту индийским ВВС. Построено 6 самолетов.
  • Ил-78МП — Обозначение для четырех самолетов поставленных государственной компанией Укрспецэкспорт по контракту в Пакистан. Серийные машины ремонтировались, дооборудовались и красились на Николаевском авиационно-ремонтом предприятии. Построено 4 самолета.
  • Ил-78М-90А — Самолет-заправщик на базе Ил-76МД-90А. Выпускается на заводе «Авиастар» в Ульяновске. Построен 1 самолет.
Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1310
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: