Ил-78 представляет собой самолет-заправщик, который разработан на базе Ил-76МД. Он применяется для дозаправки военных самолетов прямо в воздухе.
Самолет Ил-78 является единственным типом самолетов-топливозаправщиков, стоящих на вооружении ВВС. Нередко его используют как военно-транспортный самолет (в модификации Ил-78 утратил такую возможность).
Рассмотрим более подробно самолет-заправщик Ил-78, его историю создания, особенности конструкции, технические характеристики.
История создания и эксплуатации
Инженерное проектирование самолета-заправщика ИЛ-78 началась в середине 80-х годов. Необходимость в самолетах подобного класса была обусловлена отсутствием используемых на практике универсальных моделей самолетов-заправщиков. Успешные испытания провели 26 июня 1983 г. Базой для начала разработок послужил ИЛ-76МД. Первые попытки конструирования заправщика нового поколения были осуществлены еще в 1968 г., однако, они оказались несостоятельными, так как созданный прототип самолета ИЛ-76 не отличался выдающимися техническими характеристиками и был способен на передачу только 10 т топлива.
Расширение авиационного парка тяжелыми бомбардировщиками и истребителями делало вопрос о внедрении самолета-заправщика все более актуальным. Постановлением Совмина СССР были поставлены приоритетные задачи по обеспечению ВВС СССР самолетами этого класса. В короткие сроки конструкторское бюро под руководством Р.П. Папковского подготовило проект ИЛ-78 на базе ранее разработанного ИЛ-76. 26 июня 1983 г. проведены первые успешные испытания в условиях заводского аэродрома, расположенного в Ташкенте.
После официальных государственных проверок, ИЛ-78 поступает в серийное производство в 1984 г., при этом выпуск ИЛ-76 не прекращается. На вооружении ВВС он находится с 1987 г. Самолеты ИЛ-78 в советское время обеспечивали работу фронтовой и бомбардировочной авиации, а также часть их была перебазирована на дальневосточные и арктические аэродромы для боевого дежурства и снабжения патрулирования стратегических авианосцев.
Распад СССР внес свои коррективы. Самолеты, находящиеся на территории Украины оказались невостребованными по своему прямому назначению. Активно реализовывалась их транспортировочная функция, также происходила сдача в аренду, лизинг, продажа иностранным авиакомпаниям. В ВВС России первый самолет поступил в начале 1989 г. в распоряжение 1230 АПЗС (Энгельс). География их деятельности покрывала всю территорию СССР. К концу 1991 г. в производство было выпущено 45 самолетов как ИЛ-78, так и ИЛ-78М, на балансе ВС РФ в 2013 г. находилось 20 единиц заправщиков.
Задачи Ил-78
Создание самолета Ил-78 было продиктовано острой необходимостью обеспечивать топливом самолеты различных классов и типов: тяжелые бомбардировщики Ту-95МС и Ту-160, тактические самолеты МиГ- 29СМТ, МиГ-31 Б, Су-24М, Су-27ИБ, Су-30 и Су-35, противолодочные самолеты Ту-142, самолеты дальнего радиолокационного дозора, обнаружения и наведения А-50, а также другие имеющиеся и перспективные модели.
Внедрение ИЛ-78 позволило решить стратегически важные задачи:
- обеспечить бесперебойное снабжение авиации в отдаленных регионах;
- повысить мобильность и маневрирование боевых соединений между районами и точками дислокации;
- выполнять доставку топлива в короткие сроки;
- осуществлять перемещение груза и личного состава.
Летно-технические характеристики самолета Ил-78
Технические характеристики:
- Экипаж: 6
- Грузоподъемность: 50 тонн
- Длина: 46,54 м
- Размах крыла: 50,5 м
- Высота: 14,76 м
- Площадь крыла: 300 м²
- Максимальная взлетная масса: 190 т
- Масса топлива во внутренних баках: 118 т, в том числе в фюзеляжных баках: 28 т
- Силовая установка: 4 × ТРДД Д-30КП-2
- Тяга: 4 × 12300 кгс
- Вспомогательная силовая установка: 1 × ГТД ТА-12А
Летные характеристики:
- Максимальная скорость: 830 км/ч
- Крейсерская скорость: 750 км/ч
- Рабочая скорость при выполнении дозаправки: 430-590 км/ч
- Боевой радиус: 4000 км
- Перегоночная дальность: 9500-10000 км
- Практический потолок: 11230 м
- Рабочая высота при выполнении дозаправки: 2000-9000 м
- Длина разбега: 1700 м
- Длина пробега: 1000 м (с реверсом)
Модификации самолета Ил-78
- Ил-78 — Базовая модификация. Построено 32 самолета.
- Ил-78В — проект разрабатывался в начале 1990-х годов. В модификации реализовывалась возможность дозаправки самолетов западного производства.
- Ил-78М — модификация самолета с усиленным шасси. Негерметичная грузовая кабина (отсутствуют внутренняя обшивка, грузовой люк с погрузочной рампой и гермоперегородка), добавлен третий фюзеляжный бак. Построено 13 самолетов.
- Ил-78М-2 — Проект модернизации Ил-78М аналогично Ил-76МД-М.
- Ил-78МК — Проект (МК — модернизированный, конвертируемый), модификация Ил-78М конвертируемая в транспортную конфигурацию. Разработана и подготовлена к серийному производству в начале 1990-х годов, однако заказов на самолет не последовало.
- Ил-78МК-90 — Проект самолета-заправщика на базе Ил-78МК с двигателями ПС-90А-76. Ил-78МКИ (МКИ — модернизированный, коммерческий, индийский), модификация Ил-78М, поставляющаяся по государственному контракту индийским ВВС. Построено 6 самолетов.
- Ил-78МП — Обозначение для четырех самолетов поставленных государственной компанией Укрспецэкспорт по контракту в Пакистан. Серийные машины ремонтировались, дооборудовались и красились на Николаевском авиационно-ремонтом предприятии. Построено 4 самолета.
- Ил-78М-90А — Самолет-заправщик на базе Ил-76МД-90А. Выпускается на заводе «Авиастар» в Ульяновске. Построен 1 самолет.