Боевой самолет Ил-76, характеристика и особенности

Самолет Ил-76

Советский самолет Ил-76 выполняет множество задач. К примеру, переброска солдат и техники, снабжение подразделений, высадка десанта. Самолет был создан в 70-х годах прошлого века, но все равно остается востребованным до сих пор по всему миру.

Боевой самолет Ил-76 обладает такими летно-техническими характеристиками, которые позволяют использовать его и в гражданской авиации для перевозки пассажиров и грузов, и при тушении пожаров.

История самолета

В конце июня 1966 года МАП СССР дало задание ОКБ Ильюшина о создании военно-транспортной машины Ил-76. В феврале 67 года конструктор С. Ильюшин одобрил техническое предложение по проектировке Ил-76. В ноябре этого же года Совет Министров принял постановление о начале конструирования военного транспортника.

Главным конструктором по самолету назначили Г. Новожилова. Над эскизным проектом работал Д. Лещинер. В мае 69 года состоялась макетная комиссия. После утверждения макета начали постройку опытного образца. На заседании руководства решили начать работу в Москве на заводе «Стрела». 25 марта 1971 года летчик Э. Кузнецов поднял самолет в воздух. А в мае на авиашоу в Ле Бурже самолет впервые продемонстрировали обществу. Госиспытания провели в гарнизоне Кречевицы. Именно этот гарнизон стал первым, где его приняли на вооружение.

Боевой самолет Ил-76

Первая серийная модель поднялась в воздух 5 мая 73 года с ВПП на территории ташкентского авиазавода. На нем же начали производить первые модификации Ил-76. За все время серийного производства самолета было построено свыше 1000 экземпляров и около 100 экспортировано в другие страны. В конце 80-х годов началось конструирование новой модификации – Ил-76МФ/ТФ. А в августе 95 года был совершен первый полет. В результате этой модификации самолет стал более экономичным (на 15%) и повысил максимальную дальность полета (на 20%). Первый серийный Ил-76МФ собрали в марте 2012 года.

Конструкционные особенности Ил-76

В соответствии с общепринятой схемой практической аэродинамики транспортных самолетов, основу машины составляет круглый в сечении фюзеляж, с высоким расположением крыла (высокоплан) и «Т» — образным хвостовым оперением. Крыло обеспечено самой передовой (на тот момент) механизацией, стабилизатор установлен в верхней части киля, который снабжен рулем направления.

Самолет обладает характерной для такого класса машин трапецевидной формой крыльев, расположенных стреловидно под углом в 25 градусов.

Фюзеляж конструктивно разделен на 4 части: кабины первого и второго пилотов (смежные), штурманская кабина расположена под ними изолированно, грузового отсека и кабины пилота-стрелка (на военных модификациях).

В кормовой части фюзеляж снабжен автоматическим трехстворчатым грузовым люком с нижней частью — аппарелью, приспособленной для десантирования личного состава, боевой техники и их наземного спуска. В носу спроектированы: люк для аварийного выхода экипажа, эксплуатационный люк для выхода на поверхность фюзеляжа самолета и крылья.

Грузовой отсек оснащен 2 лебедками грузоподъемностью до двух с половинной тысяч килограмм и рольганговыми дорожками для грузов, лишенных мобильности.

Силовая установка представлена четырьмя турбореактивными двигателями, подвешенными на пилонах попарно под консолями крыла. Первоначально использовались Д-30КП-1 и Д-30КП-2, тягой 11-12 000 кгс (килограмм/сила) соответственно. На современных представителях класса используются ПС-90А-76 с тягой в 14500 кгс.

Нос самолета

Шасси у Ил-76 особой конструкции. Самолет оборудован многоколесным шасси с пятью автоматически убирающимся опорами. На передней опоре находятся четыре бескамерных колеса.

Эта стойка поворотная для рулежки. Задние стойки главного шасси расположены попарно с левой и правой стороны внизу (на «брюхе») фюзеляжа и оснащены четырьмя колесами с камерами, каждая. Они оригинально прячутся внутрь самолета после взлета. Шасси адаптировано ко взлету как с бетонированных, так и грунтовых взлетных полос.

Топливная система представлена 12-ю резервуарами для топлива, размещенными во внутренних полостях крыльев (по 6 в каждом), сгруппированных обособленно по 3 для каждого двигателя (главный, дополнительный, резервный). Баки разделены между собой герметичными перегородками. В топливной системе имеются собственные средства пожаротушения активная и пассивная.

Система электроснабжения обеспечивает работу светотехнического оборудования кабин, хвостовой части, посадочно-рулежных фар, аэронавигационных огней, внутренней сигнализации, приборного и навигационного оборудования. Синхронизирует работу всех систем самолета.

Противопожарная система:

  • Стационарная (ППС) — для обнаружения, сигнализации и ликвидации воспламенений двигателей;
  • Конструктивная, включающая огнеупорные перегородки, облицовку и дренажные полости;
  • Огнетушители ручного применения для экипажа для ликвидации локальных возгораний;
  • Система нейтрального газа — для защиты топливных баков от огнестрельных повреждений при участии в боевых операциях. Суть работы заключается заполнением нейтральным газом, производящимся специальным генератором из воздуха при сжигании топлива, полостей, образующихся в топливных баках, по мере расхода горючего.

Система автоматического управления (САУ)

Отвечает за автоматическое пилотирование по выбранному маршруту от высоты 200 метров до максимальной высоты полета. Используется в горизонтальном режиме, режимах набора высоты и снижения.

Стабилизирует скорость, набор высоты и автоматизирует заход на посадку до высоты 60 метров.

На взлете

Включает:

  • Сдвоенный автопилот;
  • Сдвоенный автомат тяги;
  • Сдвоенный автомат перестановки стабилизатора;
  • Демпфер (устройство для устранения колебаний) крена;
  • Сдвоенный демпфер рысканья (уклонения от курса);
  • БИВС (блок истинно воздушной скорости), контролирующий предельную скорость машины.

Фиксация основополагающих параметров полета, работы двигателей, других систем оборудования производится посредством бортовой системы регистрации режимов полета. Переговоры экипажа фиксирует речевой самописец МС-61Б. За регистрацию приборной скорости, перегрузки и отвечает трехкомпонентный самописец.

Технические характеристики самолета Ил-76

  • Длина: 46,6м
  • Размах крыла: 50,5м
  • Площадь крыла: 300кв.м.
  • Наибольший взлетный вес: 210т
  • Вес пустого: 88500кг
  • Грузоподъемность: до 60т
  • Объем топлива: 109000л
  • Скорость  на эшелоне: 780—850км/ч
  • Дальность полета:
  • с грузом 60т: 4000км<
  • с грузом 48т: 5500км
  • с грузом 40т: 6500км
  • Экипаж: 5 чел.
  • Число десантников на борту: 126
  • Длина грузовой кабины: 24,54м
  • Ширина грузовой кабины: 3,45м
  • Высота грузовой кабины: 3,4м
  • Объем грузовой кабины: 321кв.м.
  • Ресурс самолета: 30000 часов/10000 посадок/30 лет

Вооружение Ил-76

За защиту транспортника отвечает пушечная подвижная установка с двумя пушками ГШ-23. С места стрелка осуществляется управление огнем. На самолете установлено два вида прицеливания: оптическая прицельная станция и радиолокационный прицел «Криптон». За постановку пассивных помех отвечают четыре автомата АПП-50Р с патронами ЛТЦ и ДО общим количеством 384 шт.

Самолет на посадке

Самолет уникален тем, что на него можно устанавливать разные бомбы. Это возможно благодаря конструкции транспортника. На нем присутствуют 4 УБД-ЗДА – баллонные держатели. Сам процесс бомбометания абсолютно автоматичен благодаря установленным системам НКБП-7 и «Купол».

Модификации на базе Ил-76

Ил-76 имеет множество модификаций, ориентированных на самые разные цели. Так, Ил 76М получил повышенную грузоподъемность и усиление фюзеляжа. Ил 76Т — транспортная модификация, рассчитанная на перевозки пассажиров с полностью демонтированным вооружением.

Из узкоспециализированных вариантов выделяют:

  • Ил-76МД — для тушения пожаров;
  • Ил-76МДК предназначен для тренировки космонавтов в условиях невесомости;
  • Ил-76П — более модернизированный противопожарный самолет;
  • Ил-76ЛЛ — летающая лаборатория для испытаний новых двигателей.

В начале 2000-х был поднят вопрос о значительной модернизации Ил-76. На его основе была спроектирована модификация Ил-76МД-90А (Ил-476) с более экономичными двигателями ПО-90А-76.

Ил-76МД

Проект предусматривает следующие летно-технические характеристики:

  • длина всего самолета — 46,6 м;
  • размах крыла — 50,5 м;
  • высота — 14,7 м;
  • допустимая взлетная масса — до 210 т;
  • грузоподъемность — до 60 т;
  • крейсерская скорость — 780-850 км/ч;
  • минимальная скорость для обзора и десантирования — 220 км/ч;
  • дальность перелета — от 4000 до 8500 км, в зависимости от загрузки, пустой перегон — до 9700 км;
  • длина разбега на взлет — 2150 м по бетонной полосе;
  • экипаж — 5 человек;
  • количество десантников — 126 человек;
  • срок службы — 30 лет, 10 тыс. посадок или 30 тыс. летного времени.

Первый самолет Ил 76МД 90А был построен в 2011 году, а в 2012 совершил первый полет. Серийное производство началось в следующем году. К середине 2020 собрано три самолета. Контракт с Министерством обороны рассчитан на 39 единиц.

Применение

Красивая и мирная, даже по внешнему облику, транспортная воздушная машина Ил-76 начала свой путь тушением пожаров и проверками боеготовности в масштабных военных учениях. Затем последовала война в Афганистане, где «Илы» прекрасно зарекомендовали себя перевозчиками необходимых грузов и доставкой десантных подразделений. Отличались хорошей защитой и, в основном, недоступностью для переносных ракет «стингер».

Впоследствии продолжил свой нужный людям курс, собирая беженцев, пострадавших и доставляя продукты первой необходимости в самые нуждающиеся точки земного шара.

Кроме истории о героическом побеге русских летчиков из афганского плена в 1996 году, «76»й не раз становился героем и «антигероем» СМИ. Что самое интересное, практически все известные катастрофы, случившееся с Ил-76 и его модификациями, произошли в 1996 году. Черными точками на карте стали:

  • Киншаса (Конго);
  • Дели (Индия);
  • Белград (Сербия);
  • Абакан (Россия);
  • Петропавловск-Камчатский (аэропорт Елизово).

В полете

Последний трагический случай произошел с бортом ВВС Украины при посадке в аэропорту Луганска в июне 2014, с военным грузом на борту. Самолет Ил-76МД был сбит зенитчиками Вооруженных Сил Луганской Народной Республики.

Преимущества и недостатки Ил-76

Преимущества Ил-76 выражены в его летно-технических характеристиках. Самолет до сих пор эксплуатируется и в военной, и в гражданской авиации во многих странах мира. Надежность и широкий спектр применения делают Ил-76 востребованным, несмотря на длительный период эксплуатации.

Из достоинств выделяют бортовые системы безопасности, в частности, противопожарную систему. Экспортная цена Ил-76 выросла в разы после аварийной посадки самолета при убранном шасси, не приведшей к возгоранию.

К недостаткам самолета относят его постепенное техническое старение. Ил-76 остается востребованным тяжелым транспортом для пассажиров и грузов, однако, его эксплуатация все больше требует глубокой модернизации. Многие страны продолжают использовать Ил-76 только в качестве гражданской авиации, хотя и в этой роли самолет постепенно изживает себя.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: