Легендарный самолет Ил-62, характеристика и особенности

Самолет Ил-62

За долгую историю Аэрофлота, в парке его самолетов находились самые разные воздушные судна. Одним из долгоживущих пассажирских самолетов отечественного производства является Ил-62м. Он был принят в эксплуатацию в 1974 году.

Кстати, некоторые государственные службы используют данную машину до сих пор.

Как сложилась история легендарного самолета Ил-62 и в чем заключаются его преимущества, позволившие ему надолго пережить своих, даже западных, конкурентов разберемся прямо сейчас.

История создания

Предыдущая модель воздушного судна, созданная в 1963 году и имевшая индекс Ил-62, к началу 70-х годов была не способна полностью обеспечить все потребности гражданской авиации на трансконтинентальных направлениях и внутренних авиарейсах большой дальности. В связи с этим было принято решение о модернизации этой машины.

Изначально планы касались размещения дополнительных баков с горючим в кормовой части пассажирского отсека, чем решалась бы проблема с дальностью полета. Однако, несмотря на обеспечение повышенной пожаробезопасности, главный конструктор С.В.Ильюшин забраковал решение конструкторов. Так окончилась, еще не начавшись, история модели Ил-62Д.

Легендарный самолет Ил-62

По совету Ильюшина направление деятельности проектировщиков было изменено в сторону замены силовой установки.

И это было верным решением. Разработчики остановились на двигателях Д-30КУ, созданных командой инженеров конструктора Соловьева. Для их установки пришлось заменить форму гондол, вследствие чего они стали более совершенными в аэродинамическом плане.

Остальные усовершенствования вкупе с увеличенной мощностью двигателей позволили повысить в сравнении с предшественником, как дальность полета авиалайнера, так и его грузоподъемность.

Первый испытательный полет нового Ила был произведен уже 1969 году 5 марта, где в качестве наблюдателя присутствовал один из самых известных авиаконструкторов СССР Георгий Бериев. Летчики-испытатели отмечали, что самолет обладает всеми преимуществами предыдущей модели, став при этом удобным в управлении (движение самолета в воздухе стало более плавным), более устойчивым к неблагоприятным условиям, особенно при посадке и взлете.

Благодаря этим и остальным улучшениям, уже в сентябре 1969 года машина запущена в серийное производство. Проведенные, с января 1970 по ноябрь 1973 года, испытания подтвердили высокую надежность и прекрасные летные характеристики самолета Ил-62М.

Нос самолета

Первый взлет в качестве пассажирского судна «Аэрофлота» был произведен в 1974 году. По статистике регулярность полетов за первые 10 месяцев эксплуатации на международных и трансконтинентальных направлениях составила рекордные 97%. Еще ни один самолет регулярных авиарейсов не достигал таких показателей.

Особенности конструкции Ил-62

Пассажировместимость узкофюзеляжного Ил-62 колеблется от 168 до 195 человек. Все зависит от варианта компоновки пассажирского салона самолета, а также его модификации.

Обычно пассажирский салон самолета Ил-62 имеет три класса: первый, бизнес и эконом. Как показано на схеме салона, места первого класса расположены в передней его части в три ряда по четыре места в каждом. Лучшими при этом здесь будут места, расположенные во втором ряду. Менее же удачным вариантом для бронирования будет первый ряд ввиду своего близкого расположения к туалетным и подсобным помещениям.

После первого класса идут места бизнес-класса. Как показано на схеме, он занимает 14 мест, расположенных в три ряда по шесть сидений в каждом. В бизнес-классе нет явно выраженных удачных или неудачных мест.

После бизнес-класса следует салон эконом-класса. Лучшими здесь будут места, расположенные в 11 ряду (согласно схеме). Не стоит бронировать в эконом-классе места, которые находятся в хвостовой части самолета (26 и 27 ряд). Их неудобства связаны прежде всего с расположенными рядом туалетами, которые могут стать причиной многих неудобств.

На взлете

Аэродинамически самолет Ил-62 представляет собой низкоплан с однокилевым оперением, стреловидным крылом, трехстоечным шасси и нормальной схемой. Силовая установка лайнера представлена 4 двигателями, расположенными в хвостовой части.

Конструкция Ил-62 имеет ряд интересных особенностей, некоторые из которых были применены советскими авиаконструкторами впервые. Так, ввиду того, что лайнер имеет центр тяжести несколько позади опор шасси, в хвостовой его части имеется небольшая четвертая стойка шасси, предназначенная для предотвращения опрокидывания пустого самолета.

Также сама концепция узкофюзеляжного лайнера, имеющего четыре двигателя в хвостовой части, была если не революционной, то точно новой и одной из первых в мире. В этой связи для двигателей требовались более прочные гондолы во избежание потери двигателей в полете и при нагрузках.

Еще одной особенностью Ил-62 является отсутствие у него бустерной системы (то есть, системы, которая позволяет управлять закрылками, рулями и элеронами лайнера без приложения особых усилий). Это объясняется тем, что, в связи с особой центровкой лайнера, которая при взлете позволяет обходиться малой площадью рулей и закрылков для его выравнивания.

Также Ил-62 является первым реактивным пассажирским советским лайнером, имеющим двигатели с реверсом тяги. Это означало, что посадка Ил-62 требовала намного меньшую протяженность полосы, а также для быстрого торможения самолету не требовалась парашютная система.

Летно-технические характеристики Ил-62

Наименование Ил-62 Ил-62М
Тип двигателей НК-8-4 Д-30КУ
Взлетная тяга, кгс 4х10500 4х11000
Взлетный вес, кг 161000 167000
Число пассажиров 168-186 168-192
Макс коммерческая нагрузка, кг 23000 23000
Дальность с максимальной коммерческой нагрузкой, км 7550 8300
Дальность с расчетной коммерческой нагрузкой, км 9200 10000
Крейсерская скорость, км/ч 850 870
Крейсерская высота полета, м 11000 11000
Длина разбега, м 2930 2250
Длина пробега, м 1000 1000

Модификации Ил-62

Самолет выпускался в нескольких модификациях. Наиболее популярным стал Ил версии 62М, который выступал в роли основного авиалайнера. На его основе также были созданы отдельные модели.

Выпущенные модификации:

  • Ил-62 с двигателями АЛ-7ПБ – первый опытный образец самолета, вместо планируемых НК-8 на него были установлены двигатели АЛ-7;
  • Ил-62 с двигателями НК-8-2 – базовая модель с вместимостью до 186 пассажиров, работала на двигателях НК-8-2, выпускалась со 2 по 12 машину;
  • Ил-62 с двигателями НК-8-4 – базовая версия самолета, начиная с тринадцатой, выпускалась на улучшенных НК-8-4;
  • Ил-62Гр – грузовая модификация, выпущенная для удовлетворения возросшего спроса на авиаперевозки различных грузов умеренных габаритов;
  • Ил-62М с двигателями Д-30КУ – Ил-62 с новыми двигателями Д-30КУ, улучшенными техническими характеристиками и проработанным корпусом;
  • Ил-62М-200 – удлиненная версия Ил-62М с повышенной пассажировместимостью, осталась на стадии проекта, также носила название Ил-62МА;
  • Ил-62М-250 – переработанная версия авиалайнера с увеличенной пассажировместимостью, проект был закрыт до начала серийного производства;
  • Ил-62МК – модифицированный Ил-62М с вместимостью до 196 пассажиров, новой базой шасси и усиленным крылом, проект не был реализован;
  • Ил-62МГр – грузовая модификация на основе Ил-62М с силовой установкой Д-30КУ и повышенной допустимой коммерческой нагрузкой для перевозки более тяжелых грузов;
  • Ид-62Д – модель с дополнительными топливными баками, увеличенной дальностью полета, улучшенными характеристиками и сокращенным до 100 количеством мест.

Вид сверху

Также была выпущена специальная версия Ил-62М «Салон» для использования правительством СССР. Внутри самолета были: комнаты отдыха, зал для совещаний, служебные помещения и продвинутое оборудование. Авиалайнер использовался российским правительством в качестве основного до 1996 года.

Чем отличается Ил-62М от базовой модели

Главное отличие Ил модели 62М от базовой заключается в новых двигателях Д-30КУ. Они позволили, сохранив параметры крыла и фюзеляжа, улучшить технические характеристики самолета. Он стал быстрее, повысились грузоподъемность и дальность полета, а требуемый разбег уменьшился до 2250 м.

Новый аналог базовой модели в лице Ил-62М отличается и по другим параметрам:

  • улучшенная поперечная управляемость;
  • установка новых продвинутых штурвалов;
  • изменение приборной панели для большего удобства;
  • усиление корпуса для повышения надежности;
  • износоустойчивое переработанное крыло;
  • новый интерьер с красивыми материалами.

В полете

Ил-62М был заказан сразу многими крупными авиаперевозчиками, а потом заменил уже устаревшие Ил-62. Его характеристик хватало, чтобы конкурировать с более новыми моделями, которые выпускались даже спустя 20 лет после начала его эксплуатации.

Достоинства и недостатки модели

Первым достоинством самолета, которое было приметно еще до официального запуска в эксплуатацию, стал его класс. Ил-62 – первый в Советском Союзе реактивный авиалайнер межконтинентального типа. Многие конструкторские решения, примененные при его создании, использовались и в дальнейшем при проектировании других самолетов.

Вторым достоинством считаются его двигатели, которые способны работать в реверсном режиме, давая авиалайнеру возможность приземляться на укороченных ВПП. В качестве третьего достоинства выступает уровень надежности, которым в период выпуска и активной эксплуатации Ил-62 не могли похвастаться другие самолеты.

Главный недостаток авиалайнера – нестандартная центровка. Центр тяжести у него смещен и находится после стоек шасси, что создает дополнительные трудности риски при взлете и посадке.

Модель Ил-62М

Поэтому пилоты, управляющие Ил-62, должны обладать хорошим опытом. Вторым недостатком стала низкая эксплуатационная экономичность. Обслуживание самолета требовало больших финансовых затрат, что заставляло авиаперевозчиков постепенно начать отказываться от его использования и закупать другие машины.

История эксплуатации Ил-62

За время серийного производства, то есть по 1996 год включительно, было построено ровно 193 самолета Ил-62М. Выпуск такого количества машин не планировался, однако возможности спроектированного авиалайнера надолго смогли покрыть потребности, как отечественных авиакомпаний, так и зарубежных.

Помимо СССР, а потом и РФ, Ил-62М состоял в воздушных парках множества других стран, преимущественно социалистического лагеря. Среди них:

  • Венгрия;
  • Румыния;
  • Польша;
  • ГДР;
  • КНДР;
  • Китай;
  • Ангола;
  • Куба;
  • Чехословакия.

Количество поставленных в другие государства машин составляет 51 единицу. В некоторых из них лайнер эксплуатируется и по сегодняшний день.

Благодаря своим ТТХ, судно на долгое время становится основным дальнемагистральным лайнером «Аэрофлота», а потом и других отечественных компаний.

Причем в середине 90-х годов среднесуточный налет на машинах этого типа составлял почти 17 часов, особенно на фоне резкого снижения пассажиропотока на внутренних направлениях.

Самолеты на стоянке

После прекращения выпуска самолета, его еще длительное время использовали в качестве средне- и дальнемагистрального авиатранспорта. Обновление парка отечественных авиакомпаний коснулось и замены Ил-62М более современными и совершенными судами, но на этом история славного воздушного судна не заканчивается.

С 2000-х годов по сегодняшний день планер (в количестве более 20 штук) используется различными федеральными ведомствами, в числе которых и МЧС. А один из них переоборудован в, так называемый, «Борт №1» и используется до сих пор, в виде модификации Ил-62М «Салон».

Достижения и происшествия

Были в истории Ил-62М, как славные страницы, так и печальные. К числу первых можно отнести выполнение нескольких уникальных полетов, среди которых есть и мировые рекорды. И первым таким достижением стало повторение беспосадочного перелета по маршруту Чкалова (Москва-Ванкувер через Северный полюс), затратив на него всего 11 часов.

Далее было несколько мировых достижений, полученных женскими экипажами: дальность полета по прямой и несколько рекордов скорости по замкнутым траекториям.

Скорбные страницы семейства Ил-62 включают 23 авиакатастрофы, среди которых в 12 случаях на борту присутствовали пассажиры.

Эксплуатация самолета

Практически все случаи были связаны с работой двигателей (их разгерметизации или локальной поломки, ложное срабатывание автоматики).

За каждым таким событием следовали работы по увеличению безопасности различных узлов авиалайнера. Вследствие этого в зените своего существования самолет стал одной из самых надежных машин среди конкурентов.

Заключение

Ил-62 является целой вехой в истории отечественной гражданской авиации. Ряд решений, использованных при его разработке, был с успехом реализован также и при проектировании других самолетов. Несмотря на все недостатки самолета, его все же можно назвать весьма успешной машиной, которая за время коммерческой эксплуатации перевезла десятки тысяч человек, оставшихся довольными ей.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1310
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: