За долгую историю Аэрофлота, в парке его самолетов находились самые разные воздушные судна. Одним из долгоживущих пассажирских самолетов отечественного производства является Ил-62м. Он был принят в эксплуатацию в 1974 году.
Кстати, некоторые государственные службы используют данную машину до сих пор.
Как сложилась история легендарного самолета Ил-62 и в чем заключаются его преимущества, позволившие ему надолго пережить своих, даже западных, конкурентов разберемся прямо сейчас.
История создания
Предыдущая модель воздушного судна, созданная в 1963 году и имевшая индекс Ил-62, к началу 70-х годов была не способна полностью обеспечить все потребности гражданской авиации на трансконтинентальных направлениях и внутренних авиарейсах большой дальности. В связи с этим было принято решение о модернизации этой машины.
Изначально планы касались размещения дополнительных баков с горючим в кормовой части пассажирского отсека, чем решалась бы проблема с дальностью полета. Однако, несмотря на обеспечение повышенной пожаробезопасности, главный конструктор С.В.Ильюшин забраковал решение конструкторов. Так окончилась, еще не начавшись, история модели Ил-62Д.
По совету Ильюшина направление деятельности проектировщиков было изменено в сторону замены силовой установки.
И это было верным решением. Разработчики остановились на двигателях Д-30КУ, созданных командой инженеров конструктора Соловьева. Для их установки пришлось заменить форму гондол, вследствие чего они стали более совершенными в аэродинамическом плане.
Остальные усовершенствования вкупе с увеличенной мощностью двигателей позволили повысить в сравнении с предшественником, как дальность полета авиалайнера, так и его грузоподъемность.
Первый испытательный полет нового Ила был произведен уже 1969 году 5 марта, где в качестве наблюдателя присутствовал один из самых известных авиаконструкторов СССР Георгий Бериев. Летчики-испытатели отмечали, что самолет обладает всеми преимуществами предыдущей модели, став при этом удобным в управлении (движение самолета в воздухе стало более плавным), более устойчивым к неблагоприятным условиям, особенно при посадке и взлете.
Благодаря этим и остальным улучшениям, уже в сентябре 1969 года машина запущена в серийное производство. Проведенные, с января 1970 по ноябрь 1973 года, испытания подтвердили высокую надежность и прекрасные летные характеристики самолета Ил-62М.
Первый взлет в качестве пассажирского судна «Аэрофлота» был произведен в 1974 году. По статистике регулярность полетов за первые 10 месяцев эксплуатации на международных и трансконтинентальных направлениях составила рекордные 97%. Еще ни один самолет регулярных авиарейсов не достигал таких показателей.
Особенности конструкции Ил-62
Пассажировместимость узкофюзеляжного Ил-62 колеблется от 168 до 195 человек. Все зависит от варианта компоновки пассажирского салона самолета, а также его модификации.
Обычно пассажирский салон самолета Ил-62 имеет три класса: первый, бизнес и эконом. Как показано на схеме салона, места первого класса расположены в передней его части в три ряда по четыре места в каждом. Лучшими при этом здесь будут места, расположенные во втором ряду. Менее же удачным вариантом для бронирования будет первый ряд ввиду своего близкого расположения к туалетным и подсобным помещениям.
После первого класса идут места бизнес-класса. Как показано на схеме, он занимает 14 мест, расположенных в три ряда по шесть сидений в каждом. В бизнес-классе нет явно выраженных удачных или неудачных мест.
После бизнес-класса следует салон эконом-класса. Лучшими здесь будут места, расположенные в 11 ряду (согласно схеме). Не стоит бронировать в эконом-классе места, которые находятся в хвостовой части самолета (26 и 27 ряд). Их неудобства связаны прежде всего с расположенными рядом туалетами, которые могут стать причиной многих неудобств.
Аэродинамически самолет Ил-62 представляет собой низкоплан с однокилевым оперением, стреловидным крылом, трехстоечным шасси и нормальной схемой. Силовая установка лайнера представлена 4 двигателями, расположенными в хвостовой части.
Конструкция Ил-62 имеет ряд интересных особенностей, некоторые из которых были применены советскими авиаконструкторами впервые. Так, ввиду того, что лайнер имеет центр тяжести несколько позади опор шасси, в хвостовой его части имеется небольшая четвертая стойка шасси, предназначенная для предотвращения опрокидывания пустого самолета.
Также сама концепция узкофюзеляжного лайнера, имеющего четыре двигателя в хвостовой части, была если не революционной, то точно новой и одной из первых в мире. В этой связи для двигателей требовались более прочные гондолы во избежание потери двигателей в полете и при нагрузках.
Еще одной особенностью Ил-62 является отсутствие у него бустерной системы (то есть, системы, которая позволяет управлять закрылками, рулями и элеронами лайнера без приложения особых усилий). Это объясняется тем, что, в связи с особой центровкой лайнера, которая при взлете позволяет обходиться малой площадью рулей и закрылков для его выравнивания.
Также Ил-62 является первым реактивным пассажирским советским лайнером, имеющим двигатели с реверсом тяги. Это означало, что посадка Ил-62 требовала намного меньшую протяженность полосы, а также для быстрого торможения самолету не требовалась парашютная система.
Летно-технические характеристики Ил-62
Наименование | Ил-62 | Ил-62М |
Тип двигателей | НК-8-4 | Д-30КУ |
Взлетная тяга, кгс | 4х10500 | 4х11000 |
Взлетный вес, кг | 161000 | 167000 |
Число пассажиров | 168-186 | 168-192 |
Макс коммерческая нагрузка, кг | 23000 | 23000 |
Дальность с максимальной коммерческой нагрузкой, км | 7550 | 8300 |
Дальность с расчетной коммерческой нагрузкой, км | 9200 | 10000 |
Крейсерская скорость, км/ч | 850 | 870 |
Крейсерская высота полета, м | 11000 | 11000 |
Длина разбега, м | 2930 | 2250 |
Длина пробега, м | 1000 | 1000 |
Модификации Ил-62
Самолет выпускался в нескольких модификациях. Наиболее популярным стал Ил версии 62М, который выступал в роли основного авиалайнера. На его основе также были созданы отдельные модели.
Выпущенные модификации:
- Ил-62 с двигателями АЛ-7ПБ – первый опытный образец самолета, вместо планируемых НК-8 на него были установлены двигатели АЛ-7;
- Ил-62 с двигателями НК-8-2 – базовая модель с вместимостью до 186 пассажиров, работала на двигателях НК-8-2, выпускалась со 2 по 12 машину;
- Ил-62 с двигателями НК-8-4 – базовая версия самолета, начиная с тринадцатой, выпускалась на улучшенных НК-8-4;
- Ил-62Гр – грузовая модификация, выпущенная для удовлетворения возросшего спроса на авиаперевозки различных грузов умеренных габаритов;
- Ил-62М с двигателями Д-30КУ – Ил-62 с новыми двигателями Д-30КУ, улучшенными техническими характеристиками и проработанным корпусом;
- Ил-62М-200 – удлиненная версия Ил-62М с повышенной пассажировместимостью, осталась на стадии проекта, также носила название Ил-62МА;
- Ил-62М-250 – переработанная версия авиалайнера с увеличенной пассажировместимостью, проект был закрыт до начала серийного производства;
- Ил-62МК – модифицированный Ил-62М с вместимостью до 196 пассажиров, новой базой шасси и усиленным крылом, проект не был реализован;
- Ил-62МГр – грузовая модификация на основе Ил-62М с силовой установкой Д-30КУ и повышенной допустимой коммерческой нагрузкой для перевозки более тяжелых грузов;
- Ид-62Д – модель с дополнительными топливными баками, увеличенной дальностью полета, улучшенными характеристиками и сокращенным до 100 количеством мест.
Также была выпущена специальная версия Ил-62М «Салон» для использования правительством СССР. Внутри самолета были: комнаты отдыха, зал для совещаний, служебные помещения и продвинутое оборудование. Авиалайнер использовался российским правительством в качестве основного до 1996 года.
Чем отличается Ил-62М от базовой модели
Главное отличие Ил модели 62М от базовой заключается в новых двигателях Д-30КУ. Они позволили, сохранив параметры крыла и фюзеляжа, улучшить технические характеристики самолета. Он стал быстрее, повысились грузоподъемность и дальность полета, а требуемый разбег уменьшился до 2250 м.
Новый аналог базовой модели в лице Ил-62М отличается и по другим параметрам:
- улучшенная поперечная управляемость;
- установка новых продвинутых штурвалов;
- изменение приборной панели для большего удобства;
- усиление корпуса для повышения надежности;
- износоустойчивое переработанное крыло;
- новый интерьер с красивыми материалами.
Ил-62М был заказан сразу многими крупными авиаперевозчиками, а потом заменил уже устаревшие Ил-62. Его характеристик хватало, чтобы конкурировать с более новыми моделями, которые выпускались даже спустя 20 лет после начала его эксплуатации.
Достоинства и недостатки модели
Первым достоинством самолета, которое было приметно еще до официального запуска в эксплуатацию, стал его класс. Ил-62 – первый в Советском Союзе реактивный авиалайнер межконтинентального типа. Многие конструкторские решения, примененные при его создании, использовались и в дальнейшем при проектировании других самолетов.
Вторым достоинством считаются его двигатели, которые способны работать в реверсном режиме, давая авиалайнеру возможность приземляться на укороченных ВПП. В качестве третьего достоинства выступает уровень надежности, которым в период выпуска и активной эксплуатации Ил-62 не могли похвастаться другие самолеты.
Главный недостаток авиалайнера – нестандартная центровка. Центр тяжести у него смещен и находится после стоек шасси, что создает дополнительные трудности риски при взлете и посадке.
Поэтому пилоты, управляющие Ил-62, должны обладать хорошим опытом. Вторым недостатком стала низкая эксплуатационная экономичность. Обслуживание самолета требовало больших финансовых затрат, что заставляло авиаперевозчиков постепенно начать отказываться от его использования и закупать другие машины.
История эксплуатации Ил-62
За время серийного производства, то есть по 1996 год включительно, было построено ровно 193 самолета Ил-62М. Выпуск такого количества машин не планировался, однако возможности спроектированного авиалайнера надолго смогли покрыть потребности, как отечественных авиакомпаний, так и зарубежных.
Помимо СССР, а потом и РФ, Ил-62М состоял в воздушных парках множества других стран, преимущественно социалистического лагеря. Среди них:
- Венгрия;
- Румыния;
- Польша;
- ГДР;
- КНДР;
- Китай;
- Ангола;
- Куба;
- Чехословакия.
Количество поставленных в другие государства машин составляет 51 единицу. В некоторых из них лайнер эксплуатируется и по сегодняшний день.
Благодаря своим ТТХ, судно на долгое время становится основным дальнемагистральным лайнером «Аэрофлота», а потом и других отечественных компаний.
Причем в середине 90-х годов среднесуточный налет на машинах этого типа составлял почти 17 часов, особенно на фоне резкого снижения пассажиропотока на внутренних направлениях.
После прекращения выпуска самолета, его еще длительное время использовали в качестве средне- и дальнемагистрального авиатранспорта. Обновление парка отечественных авиакомпаний коснулось и замены Ил-62М более современными и совершенными судами, но на этом история славного воздушного судна не заканчивается.
С 2000-х годов по сегодняшний день планер (в количестве более 20 штук) используется различными федеральными ведомствами, в числе которых и МЧС. А один из них переоборудован в, так называемый, «Борт №1» и используется до сих пор, в виде модификации Ил-62М «Салон».
Достижения и происшествия
Были в истории Ил-62М, как славные страницы, так и печальные. К числу первых можно отнести выполнение нескольких уникальных полетов, среди которых есть и мировые рекорды. И первым таким достижением стало повторение беспосадочного перелета по маршруту Чкалова (Москва-Ванкувер через Северный полюс), затратив на него всего 11 часов.
Далее было несколько мировых достижений, полученных женскими экипажами: дальность полета по прямой и несколько рекордов скорости по замкнутым траекториям.
Скорбные страницы семейства Ил-62 включают 23 авиакатастрофы, среди которых в 12 случаях на борту присутствовали пассажиры.
Практически все случаи были связаны с работой двигателей (их разгерметизации или локальной поломки, ложное срабатывание автоматики).
За каждым таким событием следовали работы по увеличению безопасности различных узлов авиалайнера. Вследствие этого в зените своего существования самолет стал одной из самых надежных машин среди конкурентов.
Заключение
Ил-62 является целой вехой в истории отечественной гражданской авиации. Ряд решений, использованных при его разработке, был с успехом реализован также и при проектировании других самолетов. Несмотря на все недостатки самолета, его все же можно назвать весьма успешной машиной, которая за время коммерческой эксплуатации перевезла десятки тысяч человек, оставшихся довольными ей.