Транспортный самолет Ил-214, особенности и характеристика

Самолет Ил-214

Многоцелевой транспортный самолет Ил-214 был предметом трудов сразу двух стран: России и Индии. В планах инженеров и конструкторов на объединенных предприятиях была возможность создания современного среднего самолета для перевозки грузов, но который оставался бы дешевым в сборке и надежным в эксплуатации.

К большому сожалению, самолет не поступил на конвейер, ни через 15 лет после начала работ, как планировалось сначала (в 2015-2016 гг.), ни до сих пор.

Несколько слов о необходимости разработки Ил-214

В настоящее время на вооружении ВВС России состоят следующие транспортные самолеты:

  • Ан-12, который был выпущен в конце 50-х годов. Последний самолет Ан-12 сошел с конвейера в 1972 году;
  • Ан-72, которые производились с 1982 по 1993 годы;
  • Ан-26, которые производились с 1969 по 1986 годы.

В Индии транспортный авиапарк армии состоит из самолетов Ан-32, которые выпускаются до сих пор в Украине, хотя по своей сути, это модернизированная модель Ан-26. Индийские военные еще в 2001 году были недовольны грузоподъемностью Ан-32, и хотели заменить их на более тяжелые самолеты, которыми должны были стать Ил-214.

Транспортный самолет Ил-214

В СССР вопрос обновления авиапарка транспортных самолетов остро стал еще в конце 80-х годов. Именно в эти годы производство последней модификации Ан-12 было прекращено и производство было нацелено на постройку нового самолета, которым должен был стать Ан-70. После распада СССР новый самолет так и не смог войти в серию. Первый опытный образец совершил свой полет в 1994 году, а всего самолетов данной модели было выпущено 2 штуки, последний из которых до сих пор находится на вооружении ВВС Украины.

Погоня за максимальной грузоподъемностью Ан-70 (в итоге она составила целых 47 тонн) привела к тому, что цена самолета стала настолько высокой, что закупка их для ВВС России стала нецелесообразной. Основной проблемой в данном случае служит то, что для перевозки войск не всегда нужен такой тяжелый самолет, тем более, что взлетно-посадочные полосы многих военных аэродромов просто не рассчитаны на такой вес.

Именно по этой причине основным в производстве Ил-214 должна была стать минимальная закупочная цена. Если закупочная цена будет в рамках 1-1,2 миллиарда рублей за самолет, то только ВВС России сразу закупит больше 100 единиц самолетов.

История появления проекта Ил-214

История проекта Ил-214 началась в 2001 году, когда Индия и Россия подписали договор о сотрудничестве в области разработки Ил-214. Вот как проходило данное сотрудничество:

  • В 2006 году в надежде на скорейшее завершение проекта Ил-214 включили в государственную программу вооружений. По этой программе первые серийные Ил-214 должны были поступить на вооружение в 2015 году. Как сейчас стало ясно, данный прогноз не оправдался не только в 2015 году, но даже в 2017 году он весьма далек от завершения;
  • В 2007 году в дополнительных соглашениях между российской и индийской стороной было указано, что первые испытательные полеты будут проведены уже в следующем году;
  • 2009 год показал, что самолет, который не поднялся в воздух в 2008 году, не поднимется и в 2009;
  • В 2010 году было подписано очередное соглашение, согласно которому первый полет Ил-214 будет совершен в 2017 году, а серийное производство развернется в 2020 году. При этом было четко оговорено, что сборка самолетов будет производиться на заводах в России и Индии, что обеспечит индийскую сторону рабочими местами.

Схема самолета Ил-214

Главным плюсом Ил-214 являлся тот факт, что данный самолет должен иметь совместимость с более старой моделью Ил-76. Данная особенность должна была избавить производителя от лишних расходов, так как часть деталей можно будет оставить без изменений. Несмотря на это, последняя разработка Ил-76 – Ил-476, которая должна была быть унифицирована с новым Ил-214, оказалась весьма сложной и проблемной, поэтому конструкторам пришлось начинать разработку Ил-476 заново. Скорее всего, именно этот факт значительно затормозил разработку Ил-214.

Конструкция Ил-214

Самолет Ил-214 получил классическую компоновку, характерную для большинства проектов в транспортной авиации. Его крыло расположено в верхней части фюзеляжа. Киль имеет форму буквы «Т». Этот транспортный лайнер обладает развитой механизацией крыла, которая включает предкрылки и многощелевые закрылки, элероны и интерцепторы.

Под крылом на пилонах установлены два турбовентиляторных двигателя ПС-90А1 тягой по 17400 кгс каждый.

Их намеренно высоко подняли над землей, как и крыло, для того, чтобы обеспечить самолет возможностью взлетать и садиться на грунтовые аэродромы. Этим получилось обезопасить машину от попадания в двигатель посторонних предметов в сложных условиях эксплуатации.

В экипаж планировалось включать трех членов: двух пилотов и бортинженера. Кабина должна была обзавестись современными приборами индикации управления. Разработчики предполагают установку шести дисплеев и световой индикации на стекле. Носовая часть допускает расположение объемной радиолокационной аппаратуры. Шасси Ил-214 установлены на трех опорах и убираются в фюзеляж после взлета.

Рисунок самолета

Большое внимание уделили грузовому отсеку. Перед конструкторами изначально стояла задача сделать машину максимально похожей на предыдущие удачные поколения, в частности Ил-76МД. По этой причине, фюзеляж сделан практически идентичным. Транспортник получил широкую рампу, два тельфера с лебедкой для самостоятельной погрузки и разгрузки на тех аэродромах, которые не имеют специального оборудования для этих целей.

Грузоподъемность самолета должна поставить его в нишу между легкими и тяжелыми транспортниками. На сегодняшний день, там наблюдается очень невысокая конкуренция и, как следствие, существенный уровень спроса.

Летно-технические характеристики Ил-214

  • Экипаж: 2 пилота
  • Грузоподъемность: 20 т
  • Длина: 37,7 м
  • Размах крыла: 32,25 м
  • Высота: 11,0 м
  • Максимальная взлетная масса: 68 т
  • Масса топлива во внутренних баках: 23 000 кг
  • Силовая установка: 2 × ПД-14М[10]
  • Тяга: 2 × 15 600 кгс
  • Максимальная скорость: 870 км/ч
  • Крейсерская скорость: 800 км/ч
  • Практическая дальность: 2 500 км (с максимальной нагрузкой)
  • Практический потолок: 12 000 м
  • Длина разбега: 1 450 м
  • Длина пробега: 1 350 м

Перспективы

Когда Ил-214 только закладывался в проект, он был действительно необходим армии и гражданской авиации. В мире, на сегодняшний день, сравнительно неплохо обстоит дело с легкими и тяжелыми транспортниками. Но средние самолеты представлены слабо.

Конечно, серьезный отпечаток на затянутость проекта наложил недостаток финансирования и проволочки руководства. Несмотря на то, что решение было принято в 2001 году, больше 6 лет согласовывались детали участия России и Индии в разработке Ил-214. Это повлияло на то, что самолет не поднялся в небо ни в 2008 году, как планировалось, ни даже гораздо позже.

После выхода из соглашения Индии, России остается только два варианта действий.

Макет самолета

Или довести до ума начатое дело, ведь в него уже сейчас вложено много сил и денег (по предварительным подсчетам, на 2014 год – более 600 миллионов долларов США). Но главная проблема заключается в том, что только за период трудов, некоторые технологии уже успели серьезно устареть.

Также военное руководство может принять волевое решение и закрыть проект, признав его неудачным. В таком случае, основные силы нужно будет бросить на новые разработки, которые придется начинать с нуля и рассчитывать только на собственные силы.

Остается только надеяться, что большие расходы и целых 17 лет разработок не прошли даром. России действительно нужен Ил-214 или похожий на него транспортник, и если получится воплотить в жизнь заявленные характеристики, то этим удастся решить внутренние потребности страны, создать конкурентный, дешевый, надежный, многофункциональный транспортный самолет для продажи другим государствам.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: