Пассажирский самолет Ил-18, описание и характеристика

Самолет Ил-18

Пассажирский самолет Ил-18 считается уникальной советской машиной в истории мировой авиации. Данный самолет до сих пор используют некоторые страны для перевозки грузов и пассажиров без всяких проблем и аварий, хотя машины была создана в 1957 году.

Это говорит о надежности конструкции самолета. За всю историю эксплуатации Ил 18 только 20 раз терпел крушение и во всех случаях причиной были ошибки совершаемые человеком, но не конструкторские или технические недостатки самой машины. Пассажирский самолет Ил-18 зарекомендовал себя как надежный, простой в эксплуатации воздушный транспорт.

История создания

В 1950-х годах, когда стало очевидно, что пассажирские самолеты, снабженные поршневыми двигателями не удовлетворяют быстрый рост авиационных перевозок, возникла потребность в скоростных и вместительных самолетах, снабженных газотурбинными моторами. В ОКБ имени Туполева пошли путем создания на основании Ту-16 реактивного бомбардировщика Ту-104 пассажирского самолета. В конструкторском бюро Ильюшина решили конструировать пассажирский самолет, снабженный ТВД.

Пассажирский самолет Ил-18

25.05.1956 года приняли постановление Совета Министров Советского Союза номер 703—404 о создании Ил18 пассажирского самолета с четырьмя турбовинтовыми моторами. Эскизный проект Ил18  утвердил С. В. Ильюшин 26.08.195, в сентябре 1956 началось строительство первого эуспериментального образца. В июне 1957 на Центральном аэродроме Москвы состоялся смотр руководителями правительства и партии во главе с  Хрущевым Н. С. первого Ил18, по предложению Первого секретаря городского Московского комитета КПСС  Фурцевой Е. А. самолету дали имя  «Москва».

Опытный экземпляр совершил первый полет 04.07.1957, перелетев с Центрального аэродрома имени Фрунзе  М. В.  в город Жуковский (длительность полета — 1 час 57 минут). В испытаниях принимали участие самолеты, снабженные моторами АИ-20 и НК-4. Итоги испытаний показали, что АИ20 конструкции Ивченко А. Г.  более надежен, поэтому его избрали для монтажа на серийные самолеты.

Экспериментальные самолеты рассчитывались на 75 человек. В 1958 году создали вариант Ил18А, имеющий взлетную массу 58 тонн и увеличенный до 89 мест пассажирский салон. Это была первая модель в серии. Из-за ненадежной работы мотора с января 1959 года использование самолетов Ил18А с моторами НК-4 было прекращено. Модификация Ил8Б с увеличенной до 14 тонн коммерческой нагрузкой и большей взлетной массой (61,5тонн) появилась в том же 1958 году. 20.04.1959  прошли два первых пассажирских рейса Ил18 по маршруту Адлер-Москва и АлмаАта-Москва.

В 1960 году создали Ил18В, отличающийся от варианта Ил18Б увеличенным уровнем удобств и применением отличного пилотажно-навигационного оборудования.

На взлете

В  ОКБ в 1965 году был спроектирован самолет Ил18Е, который был рассчитан на 120 мест и имел еще более комфортный салон. Последняя пассажирская модель — самолет Ил18Д, на котором вместо ТВД АИ20К  использовались АИ20М, добавлены в центроплане крыла топливные баки, а также вмонтирована система контроля захода на посадку. Благодаря дополнительному топливу увеличена дальность полета.

Обзор Ил-18 и его характеристики

Ил-18 представляет собой низкоплан с однокилевым оперением и трехстоечным шасси. Аэродинамическая схема самолета – нормальная. При этом крыло Ил-18 не стреловидное, а практически перпендикулярно фюзеляжу. Тем не менее, конструкция лайнера, как форма крыла, были скрупулезно рассчитаны, благодаря чему самолет получил весьма неплохие скоростные характеристики, а также высокую надежность и устойчивость в полете.

Силовая установка Ил-18 представлена 4 турбовинтовыми двигателями АИ-20 (в первых моделях также применялись НК-4), которые установлены под крылом.

Салон Ил-18

Основным назначением Ил-18 стало выполнение регулярных пассажирских рейсов. По этому салону было уделено особое внимание. Его схема может меняться для разных модификаций или по заказу авиаперевозчика. Все самолеты этого типа включают только эконом вариант. Вместимость составляет 80, 100 или 122 места. Кресла располагаются по схеме 3+2, а единственный проход расположен между рядами. Конструкторы сделали разделение салона Ил-18 таким образом, чтобы он состоял из трех частей. Каждая выполнена в едином стиле.

Самолет в полете

Пассажирский салон оборудован удобными креслами, не создающими дискомфорта при перелетах на средние дистанции. Проход между рядами застелен ковровой дорожкой, над сидениями имеются багажные полки. Отделка выполнена с привлечением дизайнеров, что помогло добиться хорошего подбора цветовой гаммы и сочетаемости элементов.

Кабина

В Ил-18 кабина экипажа расположена с первого по четвертый шпангоут. Она предназначена для пяти человек, включая командира, второго пилота, бортового механика, штурмана и радиста. Остекление кабины создано по двухрядному типу. По бокам установлены форточки. При посадке Ил-18 вид из кабины полностью обеспечивает пилотам хорошую видимость и ориентацию в пространстве.

От пассажирского салона она отделена с помощью герметичной перегородки. При разгерметизации ее наличие позволит сохранить кислород в кабине пилотов и посадить самолет на ближайшем аэродроме. После расположен отсек для радиоэлектронного оборудования.

Фюзеляж

Главным нововведением в самолете стало использование герметичного фюзеляжа с задействованием систем наддува и кондиционирования. Такое решение позволило сохранить хорошее самочувствие пассажиров на любой высоте. Сам фюзеляж был разделен на несколько частей: кабина пилотов, первый салон, вестибюль, основной салон, хвостовой вестибюль, задний салон и багажный отсек. Компоновка многократно переделывалась под нужды определенных авиакомпаний или в ходе создания новых модификаций Ил-18.

Нос самолета

Фюзеляж имеет длину 35,9 м и выполнен по типу полумонокока. Он состоит из 78 шпангоутов, стрингеров и обшивки. Основная его часть представляет собой цельную гермокабину, вытянувшуюся на 28 м.

Летно-технические характеристики пассажирского самолета Ил-18

  • Длина: 35,9 м.
  • Высота: 10,2 м.
  • Вес пустого: 33 760 кг.
  • Размах крыла: 37,4 м.
  • Площадь крыла: 140 кв. м.
  • Крейсерская скорость: 625 км/ч.
  • Максимальная скорость: 685 км/ч.
  • Потолок: 10 000 м.
  • Дальность полета с максимальной загрузкой: 4 300 км.
  • Двигатели: 4 х АИ-20.
  • Тяга: 4 x 4250 л. с.
  • Количество пассажирских мест: 120.
  • Максимальный взлетный вес: 64 000 кг.
  • Максимальная коммерческая загрузка: 13 500 кг.
  • Емкость баков с топливом: 23 700 л.
  • Максимальная дальность полета: 7 100 км.
  • Длина разбега: 1000 м.
  • Длина пробега: 800 м.
  • Длина салона: 24 м.
  • Ширина салона: 3,2 м.
  • Высота салона: 2 м.

Модификации самолета

Всего за 20 с лишним лет разработок и серийного производства Ил-18 создавались и были построены следующие его модификации:

  • Ил-18А – первая серийная модификация Ил-18, оборудованная турбовинтовыми двигателями НК-4.
  • Ил-18 «Салон» – модификация самолета, предназначенная для первых лиц государства. При этом в данную модель переоборудовались варианты Ил-18Б, Ил-18В и Ил-18Д.
  • Ил-18 «Полоса» – опытный вариант, оборудованный комплексом для автоматизированного взлета, полета и посадки Ил-18.
  • Ил-18Б – модификация Ил-18, оборудованная более мощными и экономичными двигателями АИ-20.
  • Ил-18В – модификация самолета с измененной компоновкой (три пассажирских салона).
  • Ил-18Д – модификация Ил-18, оборудованная топливными баками повышенного объема и обладающая таким образом увеличенной дальностью полета. Пассажирский салон имеет 20 пассажирских мест. В основном применялся для полетов на Северный полюс. Другой обозначение – Ил-18-26А.
  • Ил-18Гр – грузовая модификация самолета. С 1978 года в данную модель начали переоборудоваться пассажирские варианты Ил-18.
  • Ил-18ГрМ – вторая грузовая модификация Ил-18. Имеет увеличенную грузоподъемность, а также большую дверь в левом борту для более удобной загрузки.
  • Ил-18Д – более усовершенствованный Ил-18, оборудованный более совершенными двигателями АИ-20М и имеющий увеличенную дальность полета, а также большую грузоподъемность.
  • Ил-18Д «Помор» – самолет, оборудованный для ведения рыбной разведки.
  • Ил-18ДЦ «Циклон» – модификация Ил-18, предназначенная для ведения метеорологической разведки.
  • Ил-18ДОРР – самолет дальнего обнаружения рыбных ресурсов.
  • Ил-18Е – модификация Ил-18 с увеличенной пассажировместимостью (до 110 человек), а также более комфортным салоном.
  • Ил-18ЛЛ – самолет – летающая лаборатория.
  • Ил-18РТ – самолет, используемый в качестве измерительного пункта для регистрации телеметрической информации. Другое обозначение – Ил-18СИП.
  • Ил-18РТЛ – самолет, являвшийся прототипом Ил-18РТ.
  • Ил-18Т – транспортно-санитарная модификация самолета Ил-18. Другие названия: Ил-18АТ, Ил-18БТ, Ил-18ВТ.
  • Ил-18ТД – транспортно-десантная модификация Ил-18. Оборудована рампой для выпуска десантного подразделения.
  • Ил-18УШ – модификация самолета Ил-18, предназначенная для подготовки штурманского состава для ВВС России.

Эксплуатация Ил-18

Ил18 один из самых надежных самолетов в мире. Помимо того, что аварий с его участием в период за тридцать лет было минимум, эта машина обладает множеством мировых рекордов.

По дальности полета, общему количеству перевозимого груза, быстроте доставки и разгрузки. И множество других.

Использование самолета возможно в экстремальных условиях. Поэтому не случайно, что он составляет часть авиапарка тех самолетов, которые действуют на крайнем Севере. Здесь эта модель и ее модификации находят очень широкое применение и до настоящего времени. Потому что простота и надежность конструкции составляет важную часть эксплуатации данного воздушного транспорта.

Эксплуатация Ил-18

Как морально устаревшего Ил-18 начали списывать еще в 1977 году, но он до сих пор находится на балансе авиапарков по всему миру
Конечно, Ил18 это не роскошный лайнер, но все задачи, которые были поставлены перед ним заказчиками и конструкторами выполнены. Простой надежный, более-менее комфортный и современный, для своего времени. Он честно выполнил, а кое-где еще и выполняет, поставленные перед ним задачи.

Ил-18 – самолет за который не стыдно, «рабочая лошадка», хотя по кодовой классификации НАТО его и обозвали обидным словом «Coot» — «Простак».

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: