Пассажирский самолет Ил-103, характеристика и особенности

Самолет Ил-103

Ил-103 представляет собой четырехместный (пилот и три пассажира) одномоторный поршневой пассажирский самолет или просто воздушное такси. Данный самолет первый среди подобных категорий получил межгосударственный авиационный сертификат комитета стран содружества.

Рассмотрим более подробно пассажирский самолет Ил-103, историю его создания, особенности конструкции, летно-технические характеристики и эксплуатацию.

История создания

В 1988 году в СССР объявили конкурс по разработке самолета первоначального обучения. На протяжении двух лет коллектив Л. Пупкова спроектировал воздушную машину с автомобильным двигателем ВАЗ. Проект был успешным, но после изучения мирового рынка генеральный конструктор Г. Новожилов решил, что на Ил-103 необходимо установить двигатель авиационного типа. На тот момент в разработке моторов для легких самолетов в СССР был только М-14, но он не устраивал по техническим характеристикам. За помощью обратились к заграничным фирмам. Помочь согласились из «Теледайн Континентал Моторс», установив на Ил-103 двигатель IO-360ES. Он обладал мощностью в 210 л.с.

Из-за нового двигателя конструкцию самолета решили полностью переделать (период с 1990 по 1993 год). В результате улучшилась авионика и внешний вид самолета. Его макет продемонстрировали на авиасалоне МАКС-93. 17 мая 94 года в небо поднялся первый опытный Ил-103. Его вел И. Гудков. В сентябре 1994 года самолет продемонстрировали в Фарнборо. К самолету сразу же появился интерес у представителей Англии, самой России, Ирландии и других стран. Первые демонстрации были очень успешными. Конструкторы планировали завершить сертификацию в 1994 году и начать серийное производство, а в 95-м подготовить поставки заказчикам. Постройку решили организовать на Луховицком машиностроительном заводе.

Пассажирский самолет Ил-103

Однако по причинам плохого финансирования первый серийный самолет поднялся в небо только в конце января 1995 года. Практически ровно через год самолет получил сертификат. Повторно Ил-103 демонстрировался на МАКС-95.

Согласно эксплуатационным характеристикам самолет рассчитан на 15 лет эксплуатации или 14 000 летных часов. Самолет может эксплуатироваться как воздушное такси; средство патрулирования прибрежных зон; для проведения научно-исследовательских работ; передвижная лаборатория для осуществления экологического контроля.

Конструкция самолета Ил-103

Самолет спроектирован по стандартной аэродинамической схеме с низким расположением крыльев. За счет применения однощелевого поворотного закрылка повышаются несущие свойства самолета. Ил-103 может выполнять фигуры высшего пилотажа. Управление самолетом осуществляется с помощью педалей и ручки. По желанию заказчика можно продублировать органы управления, а ручку заменить штурвалом.

Шасси рессорное, неубирающееся, трехопорное. Самолет может эксплуатироваться на грунтовых взлетно-посадочных полосах. На вилке передней опоры устанавливают демпфер. На основных колесах установлены гидравлические дисковые тормоза, гидравлика также обеспечивает управление самолетом во время руления.

Топливная система классическая для данного типа самолетов. Баки расположены в крыльях, топливо самотеком перемещается в расходный бак, а оттуда электрическим насосом подается в двигатель. Бак объемом 200 литров вмещает 150 кг бензина. В крыльях расположены заливные горловины.

Воздушное такси

Силовая установка — двигатель американского производства IO-36ES. На взлетном режиме развивает мощность 210 л. с. при оборотах 2800 в минуту. Двигатель шестицилиндровый. Расход топлива 25-26 кг/час. Воздушный винт двухлопастной Hartzell Propeller. Диаметр винта 1,9 метра.

В салоне установлена система кондиционирования, рассчитанная на три режима работы: вентиляция, обогрев и рециркуляция. Система препятствует запотеванию стекол фонаря кабины. При вентиляции воздух подается из воздухозаборника на переднее стекло. Теплый воздух подается на стекло фонаря и вниз к ногам пилота и пассажиров. При рециркуляции неподогретый воздух подается на стекла фонаря.

Источником питания служит генератор постоянного тока, который обеспечивает электроснабжение самолета напряжением в 28 В. Установлен также резервный источник питания. Внешнюю радиосвязь обеспечивает радиостанция УКВ, а внутренние разговоры проходят по внутренней телефонной связи.

В пилотажно-навигационное оборудование входят: акселерометр, светосигнализаторы, указатель высоты, доска управления радиостанцией, индикаторы давления топлива, индикаторы температуры масла и головок цилиндра, авиагоризонт, гирополукомпас, приемоответчик, указатель глиссады, навигационная многоканальная система, вариометр, указатели разворота, скорости и горизонта.

На самолете установлена аварийно-спасательная система. При возникновении аварийного происшествия самолет можно покинуть через откидные створки фонаря. Парашюты расположены в спинках сидений. В салоне имеется аптечка.

Ил-103 сертифицирован по нормам FAR-23 и АП-23 (МАК).

Технические характеристики Ил-103

Масса конструкции самолета стандартной комплектации составляет 900 кг.

Другие характеристики:

  • длина — 8 м;
  • высота — 3,135 м;
  • площадь крыла — 14,71 кв.м.;
  • размах крыльев — 10,56 м.

Максимальная взлетная масса авиасудна не должна превышать 1310 кг. Срок эксплуатации летательного аппарата по установленным стандартам не превышает 15 лет. Самолет может совершить около 20 000 полетов.

На стоянке

Примечание. По истечении срока эксплуатации или выработки ресурса, самолет подлежит модернизации или ремонту.

Максимальная скорость Ил-103 составляет 220 к/ч. При полной загруженности или стабильном полете крейсерская скорость достигает показателя 180 км/ч. Самолет предназначен для полетов протяженностью не более 800 км на высоте 4000 м.

В каких странах эксплуатируется

Основным эксплуатантом Ил-103 стала Россия. Всего было закуплено 30 машин разных вариаций. Применяются они для выполнения работ в лесном хозяйстве и разведывательной деятельности на приграничных территориях. Из стран СНГ интерес к самолету проявила только Беларусь. Государством было приобретено 4 машины, но одна из них уже списана. Используются только 3.

Из зарубежных стран больше всего самолетов купила Южная Корея. Для нее выпустили 23 машины, которые давно были переданы заказчику. Целью приобретения стала замена имеющихся T-41D, которые морально устарели и выработали ресурс. Лаос купил только 3 самолета, которые были переданы еще в 2002 году.

На взлете

Применением для них стали проведение научно-исследовательской деятельности и транспортировка высокопоставленных лиц. Перу произвел закупку 6 самолетов, использующихся для обучения будущих пилотов и оттачивания различных навыков.

Особенности и преимущества лайнера Ил-103

Так как Ил-103 самолет многоцелевого назначения, его можно использовать в качестве различных средств перевозки.

Варианты компоновки авиасудна:

  • для пассажиров и грузов;
  • для обеспечения связи;
  • в учебно-тренировочных целях;
  • для проведения научно-исследовательской деятельности;
  • для проведения морского экологического контроля.

Также возможны варианты оснащения аппарата поплавками и лыжными шасси. В первом случае судно может садиться на водную гладь и без проблем взлетать с нее. Во втором — возможность взлета и посадки в заснеженной местности.

К преимуществам авиасудна относят безопасность и экономичность. Его можно эксплуатирован в различных климатических условиях. Самолет легко поддается управлению. Кабина просторная и комфортная. В полете можно насладиться видом из смотровых окошек.

Будущее модели – глубокая модернизация

Производство Ил-103 велось с 1997 по 2007 год. За этот промежуток было произведено 66 самолетов. Они поставлялись в разных компоновках, включая варианты для перевозки пассажиров или грузов, обучения пилотированию, проведения экологического контроля, а также выполнения научных или разведывательных операций. Сочетание такой вариативности с высочайшей надежностью и наличием международных сертификатов – главная причина успешности проекта.

В полете

В ближайшие годы самолет может получить глубокую модернизацию. Если она будет произведена, то Ил-103 вновь начнет производиться. Согласно имеющимся сведениям, новая модернизированная модель получит улучшенный двигатель, а некоторые алюминиевые элементы корпуса будут заменены на композитные. Представитель ОКБ Ильюшина заявил, что потенциальный выпуск модернизированного самолета имеет хорошие перспективы, а продаваться он будет по цене до 200 тыс. долларов.

Ил-103 показал себя с лучшей стороны и вызвал широкий интерес публики. Несмотря на снятие с производства, самолет активно используется до сих пор. Возможная будущая модификация может привлечь новых потенциальных заказчиков и сделать машину еще популярнее. Сроки ее выпуска пока не сообщаются.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: